Кроноцкий тупик
2001 г.
4731
"Северная Пацифика" № 2 (12) - 2001 год
|
Виктор Бугаев,
ведущий научный сотрудник КамчатНИРО,
доктор биологических наук
Для высоких объемов воспроизводства нерки, в комплексе с необходимой глубиной важна и площадь озер, которая должна быть не менее 40–50 км2. На Камчатке существуют всего три водоема, по всем параметрам способных обеспечить крупномасштабное воспроизводство нерки — это озера Курильское, Азабачье и Кроноцкое.
В озерах Курильском и Азабачьем воспроизводится анадромная форма нерки, которая 1–3 года проводит в пресной воде и 2–3 года в море. В оз. Кроноцком обитает только жилая форма нерки — кокани, которая весь свой жизненный цикл проводит в нем, в массе достигая половой зрелости после 3–5 лет жизни.
Кроноцкое озеро расположено в 250 км северо-восточнее от Петропавловска-Камчатского на высоте 375 м над уровнем моря. Из озера вытекает р. Кроноцкая, на сороковом километре впадающая в Кроноцкий залив. Длина озера — 29 км, наибольшая ширина — 18 км, площадь — 242км2, максимальная глубина 148 м, средняя глубина — 51,2 м.
Водосборная площадь озера, составляющая 2330км2, ограничена с севера и востока отрогами вулканов Шмидта и Кроноцкого, с юга — вулканами Крашенинникова, Узон, Тауншиц, Унана, с запада — Валагинским хребтом.
Непосредственно в озере ихтиофауна представлена только двумя видами: кокани и гольцом. Половозрелые самцы кокани имеют среднюю длину (массу) тела 24–28 см (140–240 г), самки — 23–28 см (110–180 г). Некоторые гольцы-хищники имеют гигантские размеры (до 86–90 см). Не исключено, что и за счет сезонного питания молодью кокани.
Первые сведения о Кроноцком озере были собраны еще С.П. Крашенинниковым. Со слов камчадалов, он сообщает о размерах озера, составе его ихтиофауны, упоминает о наличии на реке Кродакыг (Кроноцкая) водопада.
В 1852 г. К. Дитмар предпринял попытку проникнуть в озеро по р. Кроноцкой. Он прошел этим путем около 10 км, после чего из-за малой глубины и больших скоростей течения реки вынужден был отказаться от дальнейшего продвижения и вернулся к устью.
Первым исследователем озера был Ю.П. Шмидт. В 1908 г. он прошел из долины р. Камчатки по северным и восточным берегам озера и дал краткое описание верхнего течения р. Кроноцкой.
Более обстоятельные работы по исследованию Кроноцкого озера были проведены экспедицией Камчатского отделения ВНИРО в 1935 г.
В 1952 г. озеро посетила экспедиция Камчатского отделения ТИНРО в составе доктора биологических наук Е.М. Крохина и кандидата биологических наук И.И. Куренкова. Экспедиция провела на озере около месяца, обследовав за это время верхнее и среднее течения р. Кроноцкой. Участниками экспедиции тогда же было составлено заключение о возможных путях рыбохозяйственной реконструкции этого водоема с целью создания в озере стада проходной нерки.
Данный проект обсуждался на различных совещаниях и везде получал поддержку. Вместе с тем были высказаны существенные замечания о необходимости дополнительных исследований. Такие работы были проведены в 1953–1963 гг., в течение этого периода авторы проекта совершили несколько коротких экспедиций на Кроноцкое озеро.
Длительное время считали, что Кроноцкое озеро имеет кальдерное происхождение. Но в 1960 г. Е.М. Крохин на основании анализа батиметрической карты озера и характера следов вулканической деятельности в этом районе пришел к выводу, что озеро возникло в результате перегораживания древней долины р. Кроноцкой (Палеокроноцкой) продуктами извержения сопок Кроноцкой и Крашенинникова. Дальнейшие исследования этого района сотрудниками Института вулканологии АН СССР полностью подтвердили выдвинутую гипотезу.
Все произошло около 10 тыс. лет назад, когда лавовый поток андезито-базальтового состава последнего извержения вулкана Крашенинникова перегородил долину р. Палеокроноцкой. Этот последний поток, увеличив высоту более древней лавовой плотины, уже существовавшей в этом районе, привел к образованию современного Кроноцкого озера.
До извержения вулкана Крашенинникова в Палеокроноцком озере осуществлялось воспроизводство анадромной нерки. Заполнение водой современного Кроноцкого озера, вероятно, продолжалось несколько лет. Одно поколение анадромной нерки было полностью отрезано от океана. С заполнением озерной котловины возобновился скат молоди нерки от поколений, вынужденно созревших без выхода в океан. Но в связи с отсутствием возврата анадромной нерки, скат смолтов из озера с каждым последующим поколением стал ослабевать и достиг минимального стабильного уровня, необходимого популяции для контактов с внешним миром.
После извержения в р. Палеокроноцкой из-за запруды лавовым потоком могло почти не быть воды. Можно только представить, какие кладбища анадромной нерки наблюдались в ее устье еще 2–3 года спустя (пока анадромные особи возвращались из океана), начиная со следующего года после извержения (или с года извержения). Вероятно, гибель большого количества анадромной нерки наблюдалась также ниже порогов и от первых возвратов после заполнения котловины озера водой, возобновления стока и ската смолтов нерки из озера.
В 1964 г. на озеро прибыла первая группа изыскателей Ленгидропроекта с целью проведения работ по проектированию Кроноцкой ГЭС. Согласно этому проекту, предлагалось создание плотины и превращение озера в водохранилице. При таком варианте возможность создания в озере стада проходной нерки существенно осложнялась, и Камчатское отделение ТИНРО приняло решение прекратить работы на Кроноцком озере.
Однако в 1969 г. по просьбе Главного управления заповедников и Ленгидропроекта, которых интересовали последствия зарегулирования стока, Камчатское отделение ТИНРО продолжило работы на озере, причем было решено вернуться к проекту создания проходного стада, пересмотрев его применительно к новым условиям. Исполнителем был назначен научный сотрудник С.И. Куренков, который по биологии кокани Кроноцкого озера в 1979 г. в Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук. В настоящее время С.И. Куренков является наиболее крупным авторитетом по исследованиям и акклиматизации кокани в озерах Камчатки.
Совместно с институтом Гидропроект в 1972 г. было создано «Технико-экономическое обоснование рыбохозяйственных мероприятий в бассейне Кроноцкого озера по увеличению воспроизводства камчатских лососей в комплексе со строительством Кроноцкой ГЭС». Но в 1973 г. изыскания Ленгидропроекта на р. Кроноцкой были прекращены и проект создания проходного стада нерки вновь пришлось пересматривать.
Как было показано исследованиями С.И. Куренкова, из всех существующих вариантов создания проходного стада нерки к настоящему моменту наиболее целесообразен тот, который предусматривает использование для этой цели только кроноцкую кокани.
Несмотря на то что на протяжении уже порядка 10 тыс. лет из генофонда популяции кроноцкой кокани изымаются гены проходного образа жизни, скат молоди кокани (в возрасте два года) в море по-прежнему существует, о чем свидетельствует поимка анадромной нерки со структурой чешуи явно озерного происхождения в среднем течении р. Кроноцкой (Куренков, 1979; Бугаев, Куренков, 1985; Бугаев, 1995).
Как считает С.И. Куренков, основная проблема заключается в строительстве гидротехнических сооружений, делающих возможным проход вернувшихся из моря производителей. Даже единичные экземпляры проходной нерки, попав в озеро, резко повысят частоту «гена смолтификации» в силу своей большей конкурентоспособности на нерестилищах.
Первые пороги на р. Кроноцкой расположены в 0,8 км от истока, скорость течения здесь около 5 м/сек. Четыре наиболее крупных порога, высотой до 4-х метров, расположены в каньоне в 4,5–6 км от истока. На этом же участке и до 10 км наблюдаются максимальное падение реки — 42 м/км и, соответственно, максимальные скорости течения — 8 м/сек.
В 1979 г. С.И. Куренков обосновывает постройку обводного рыбоходного канала, который должен пройти по долине р. Палеокроноцкой, прилегающей к отрогам Кроноцкого вулкана, в обход наиболее порожистых участков р. Кроноцкой, общая длина которых порядка 6 км (с 4 по 10 км от истока реки). Длина канала, в силу сложного рельефа местности и большого перепада высот (около 150 м), должна быть не менее 7–8 км. Основная задача — связать каналом район 4 км с верховьями ключа Альпинист, расположенными на 8 км. Ориентировочная стоимость такого канала в этот период составляла 8 млн рублей СССР.
В случае постройки рыбохода, если бы река стала проходимой для полово-зрелых рыб, в озере без сомнения обитали бы две формы нерки: анадромная и жилая. Популяция кокани после создания стада проходной нерки, безусловно, уменьшила бы свою численность, но не утратила своего существования. Такая ситуация сосуществования нерки и кокани типична для многих озер Тихоокеанского побережья Северной Америки.
Через 15–20 лет стадо нерки оз. Кроноцкого уже имело бы промысловую значимость. В перспективе новое стадо нерки имело бы такую же численность, как стада нерки рек Озерная и Камчатка, вместе взятых. Следовательно, ежегодный рациональный вылов анадромной нерки стада оз. Кроноцкого составлял бы порядка 12–15 (в отдельные годы — до 20) тыс. тонн. В результате доля азиатской нерки в мировых уловах возросла бы до 25–30 %, против 10–15 % в настоящее время.
К сожалению, этот проект не был реализован. И до сих пор проблема создания стада проходной нерки на базе стада оз. Кроноцкого также никак не решается. Прежде всего этому препятствует то, что озеро находится на территории Кроноцкого заповедника, где запрещена любая хозяйственная деятельность (Науменко, Лобков, Никаноров, 1986). В 1996 г. Кроноцкий заповедник был внесен ЮНЕСКО в Список Всемирного Природного и Культурного Наследия.
Создание стада проходной нерки за счет возврата из океана половозрелых рыб весом 2,5–3,0 кг было бы очень благоприятно для ряда обитателей Кроноцкого заповедника. Численность животных — соболя, медведей и птиц — в районе озера могла бы увеличиться на порядок и более.
Имея 30-летний опыт научных исследований и многие годы занимаясь вопросами рационального использования запасов лососей, мы до сих пор не перестаем удивляться, почему такие простые и высокорентабельные проекты, как проблема нерки оз. Кроноцкого, не находят своего практического решения у нас в России. Это ведь абсурд — отказываться от 12–20 тыс. тонн нерки, которые по ценам международного рынка стоят порядка 84–140 миллионов долларов. Неужели эти деньги могут быть лишними для жителей Камчатки?
Нерка, что по американскому, что по азиатскому побережьям Тихого океана — одна и та же. Но какова игра судьбы. Мы полагаем, что если бы оз. Кроноцкое находилось на территории Канады или США, все проблемы этого водоема давно были бы решены. В подтверждение хочется привести реальный пример вмешательства в природу, который по своей сути несколько сходен с проблемой Кроноцкого озера. Речь идет о р. Фрейзер, бассейн которой расположен на территории Британской Колумбии (Канада), но запасы нерки которой используются странами Канада и США совместно. Уловы нерки р. Фрейзер достигают 30 тыс. т.
В 1914 г. при строительстве железной дороги в бассейне р. Фрейзер в каньоне Хелз Гейт (Британская Колумбия), расположенном в 209 км от устья реки, в результате оползня произошел обвал скал, которые практически перекрыли проход производителей нерки на основные нерестилища этой реки. До этого события проход половозрелой неркой этого каньона также был достаточно трудным и успех воспроизводства в большой мере зависел от уровней воды в реке. После оползня проход рыб через это место еще в большей мере стал зависеть от уровней воды. Последнее привело к катастрофическому снижению численности нерки р. Фрейзер в последующие годы. Для выяснения всех причин этого снижения численности в бассейне реки канадские и американские ученые многие годы вели программу по мечению особей половозрелой нерки.
В 1944 г. в каньоне было начато строительство рыбохода. Весной 1945 г. был построен рыбоход с правой, а весной 1947 г. — с левой стороны каньона. Проблема прохода нерки через каньон Хелз Гейт была успешно решена.
В отличие от обвала скал в каньоне Хелз Гейт р. Фрейзер, происшедшего в ХХ веке, лавовый поток во время извержения вулкана Крашенинникова перегородил исток р. Палеокроноцкой около 10 тыс. лет назад. Но если бы извержение этого вулкана произошло также в ХХ веке? Были бы мы безучастны к этому событию? Ведь в настоящее время из озера Кроноцкого в океан ежегодно скатывается небольшой ручеек смолтов нерки, которые через два–три года половозрелыми рыбами поднимаются до порогов и нерестятся ниже их. И так — ежегодно. Это сигнал для всех нас — ПОМОГИТЕ, ПОМОГИТЕ, ПОМОГИТЕ!!!
И им ведь, действительно, можно помочь.
Создание стада проходной нерки на базе озера Кроноцкого было бы серьезным успехом в увеличении численности этого ценного вида тихоокеанских лососей в Азии.
|











