МОРЕ И БЕРЕГ: КВОТЫ НА РАЗВИТИЕ ОБЩИН ЗАПАДНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ АЛЯСКИ
1999 г.
3148
"Северная Пацифика" № 1 (7) - 1999 год
Для коренного населения, проживающего на берегах Берингова моря в течение десятков тысяч лет, рыбные ресурсы не приносили большого дохода, хотя на протяжении не одного уже десятилетия огромные, прожорливые траулеры и плавучие заводы бороздили водную гладь в прямой видимости их берегов, забирая все, что они желали. Происхождение этих судов — Сиэтл ли, Владивосток или Хаккодате, мало значило для жителей национальных поселков Эммонак, Элим и Иик. (Знакомо , не правда ли?— Редакция)
Однако прошло не так уж много времени с момента, когда представители национальных общин, населяющих побережье Берингова моря, стали завсегдатаями заседаний Совета по управлению рыболовством севера тихоокеанского региона, требуя свою законную долю в богатейшем рыбопромысловом регионе мира. В 1992 году при большинстве представительства Аляски в составе Совета, требования национальных общин были удовлетворены. Около 60 прибрежных деревенских общин получили так называемую «квоту на развитие общины», которая составила 7,5 процента ежегодной промысловой квоты минтая в Беринговом море, или приблизительно 100.000 тонн.
Деревенские общины объединились в шесть региональных структур, каждая из которых в одночасье стала активным участником игры на промысловой арене Берингова моря. После уговоров и обхаживаний со стороны компаний-владельцев траулеров-морозильщиков и береговых перерабатывающих предприятий регионы выгодно обратили свои минтаевые ресурсы в обширные коммерческие возможности. Регион залива Нортон и одна из промысловых компаний Сиэтла совместно приобрели небольшой плавучий завод, с помощью которого планировалось обеспечить рабочие места для представителей местных общин, создать систему сбыта местного лосося и возврата прибылей в экономику района. Другой район построил небольшой рыбоперерабатывающий завод на острове Атка, предоставив возможность местным рыбакам сбывать сырец палтуса и трески. Планы каждой такой группы подлежат предварительному согласованию и утверждению правительством штата и федеральными властями. Все их проекты проходят ежегодный аудит.
Район дельты реки Юкон построил около полудюжины небольших алюминиевых судов типа «Арктик Чинук» и обучил местных рыбаков их правильной эксплуатации. Десятки представителей общины Юкона стали стекаться в Сьюард с середины 1990-х для прохождения пятинедельных курсов профессиональной подготовки при Профессионально-техническом центре Аляски. Они проходили курсы ярусного и поддёвного (jigging) лова, техники безопасности при ведении промысла, ремонта оборудования и снастей, а также судовождения. Последнюю неделю они проводят на промысловых судах типа «Арктик Чинук», практикуясь в навыках судовождения, швартовки, изучая морские течения и погодные условия, заполняя различные формы для Национальной службы морского рыболовства США.
Эта программа привела к ощутимым переменам на западе Аляски, как утверждает бывший член Совета и творец программы «Квота на развитие общины» Генри Митчелл. Данный регион исторически и хронически страдал от бедности, высокого уровня суицида и алкоголизма. «Болезнь углублялась, так как не существовало реальных коммерческих возможностей,— поясняет он.— За все мои годы работы с местным населением я никогда не наблюдал такого ажиотажа, который проявился при вступлении в силу программы «КРО». Теперь в этом регионе царит совершенно другой, новый дух».
Как и вопрос выделения квот береговым предприятиям, программа «КРО» была предметом продолжительных дискуссий в Совете по управлению рыболовством севера тихоокеанского региона. Многие представители рыбопромысловой индустрии продолжали рассматривать ее как дополнительный налог (7,5 процента) на траулерный рефрижераторный флот. С другой стороны, эта программа приветствуется как рабочая модель по уменьшению зависимости регионов от поддержки правительства. Программа «КРО» должна была завершиться еще в 1995 году, но по решению Конгресса США в 1996 году данная программа стала перманентной составляющей рыбопромысловой индустрии на севере тихоокеанского региона США.
хххВ отличие от традиционных малорентабельных способов рыбного промысла маломерным флотом, представители местных рыбацких общин западной Аляски теперь имеют реальные возможности получить работу на производственных траулерах-рефрижераторах, ведущих круглогодичный промысел в Беринговом море, на береговых перерабатывающих предприятиях, а также в смежных с рыбным промыслом и переработкой отраслях промышленности. Через «Квоту на развитие» рыбацкие общины западного побережья Аляски вступают в товарищества с известными и прочно укоренившимися корпорациями в крупномасштабном производстве рыбной продукции, доставляя потребителям значительные объемы донных пород при высокой эффективности и максимально низкой себестоимости.
Преимущества заключались в прямых поступлениях от реализации минтая (до 20 миллионов долларов ежегодно), в занятости и благоприятных деловых возможностях по развитию рыболовства. Программа «Квота на развитие» генерировала новую волну творческой инициативы и предпринимательства на западе Аляски, поскольку корпорации, работающие под эгидой новой программы (КРО), обращают часть своей выручки на организацию новых предприятий, нацеленных на решение региональных проблем. Каждая из корпораций избирает свою собственную инвестиционную стратегию, адекватную уникальным условиям каждого отдельного района.
ИсторияИдея создания «Квоты на развитие общин» впервые прозвучала в середине 80-х, в период, когда промысловые районы донных пород в Беринговом море, долгое время пребывавшие во власти иностранных рыбопромышленников, впервые стали приносить прибыль американской рыбоперерабатывающей индустрии. Адвокаты общинных традиций на Аляске поднимали вопрос о возможности адаптации к условиям штата концепций гарантированного распределения ресурсов, базируясь на опыте Гренландии, Новой Зеландии, Исландии и других стран. Посредством такой программы деревенские общины западной Аляски могли бы с успехом преодолевать хроническую безработицу и другие социальные проблемы, а также непосредственно участвовать в формировании и распределении многомиллионных прибылей в рыбной промышленности региона.
Во время слушаний Конгресса 1989 года на предмет повторного санкционирования Закона Магнусона «О сохранении ресурсов и управлении в рыбной промышленности» западные аляскинцы предложили поправку к закону, которая впоследствии подготовила почву для создания программы «Квота на развитие». Однако первоначально эта идея была отвергнута во время дебатов в Конгрессе на предмет окончательной версии законопроекта.
Между тем, рыбоперерабатывающая индустрия, базирующаяся на Аляске, запустила новую кампанию с тем, чтобы убедить Совет по управлению рыболовством севера тихоокеанского региона (North Pacific Fishery Management Council) в необходимости разделения промысловых квот по донным породам поровну между береговыми перерабатывающими предприятиями («берег») и оффшорным флотом траулеров-рефрижераторов («море»).
На апрельском заседании 1991 года Совет принял специальную «КРО-альтернативу» для штатного анализа как части предложения по разделению ресурсов между «берегом» и «морем». Окончательный план по урегулированию отношений между «берегом» и «морем» получил одобрение Совета в июне 1991 года. Он содержал условие, резервирующее 7,5 процентов квоты минтая в Беринговом море (100.000 тонн ежегодно) для реализации четырехгодичной программы «Квота на развитие общин».
В 1992 году региональные и федеральные чиновники обозначили критерии оценки процедуры и правила отбора соискателей квот, выделяемых в рамках программы «КРО». Как только были проведены все административные мероприятия, правительство штата Аляска приняло 56 заявок от общин-соискателей западной Аляски, которые были представлены на соискание квот через одну коммерческую и пять некоммерческих корпораций, имеющих по корпоративному партнеру, работающему в рыбной промышленности.
В ноябре 1992 года правительство штата Аляски опубликовало решения и рекомендации по процентному распределению квот между соискателями на промысловый сезон 1992-93 гг. Министр торговли США одобрил решение штата 3 декабря 1992 года и санкционировал начало выработки квот, выделенных общинам-заявителям. Первая путина в рамках программы «КРО» состоялась в последних неделях 1992 года.
Процесс повторился в 1993 году, после того как группы общин представили заявки на соискание минтаевых «квот на свое развитие» в промысловом сезоне 1994-95 гг.
В 1994 году была реализована новая программа «КРО», которая уже распространялась на квоты палтуса и угольной рыбы (sablefish) в районе Берингова моря и Алеутских островов. По этим породам программы распределения квот на развитие общин будут существовать без ограничений как часть плана управления ресурсами для системы квотирования индивидуального рыболовства в Северной части тихоокеанского региона США.
В ноябре 1994 года министр торговли одобрил рекомендации штата по присуждению «КРО-квот» палтуса и угольной рыбы на сезон 1995-97 гг. семи соискателям региона.
В июне 1995 года Совет по управлению рыболовством севера тихоокеанского региона одобрил трехгодичное продление срока действия программы «КРО» по минтаевым квотам и их распределению между «берегом» — «морем». Совет также одобрил перманентное резервирование на программы «КРО» 7,5 процентов квот других донных пород и краба в Беринговом море. Оба решения в настоящем рассматриваются федеральными органами управления рыбной промышленностью, а затем будут санкционированы Министром торговли.
Структура программыОбъем ресурсов, которыми может располагать программа «КРО», составляет 7,5 процентов биоресурса минтая, разрешенного для промысла в Беринговом море (приблизительно 100.000 метрических тонн ежегодно), 20 процентов биоресурса угольной рыбы берингийского района, 20 процентов биоресурса угольной рыбы алеутского района и различные процентные соотношения биоресурса палтуса берингийских районов, с района 4А по 4Е.
Губернатор Аляски и его администрация рассматривают заявки на участие в программе «КРО» и выносят рекомендации по выделению того или иного процента биоресурса, которым располагает программа. Совет по управлению рыболовством севера тихоокеанского региона рассматривает рекомендации, а Министр торговли США производит окончательное санкционирование промысла.
Местные общины, соответствующие критериям отбора на участие в программе «КРО», должны располагаться на расстоянии не более 50 миль от побережья Берингова моря, в регионе от Берингова пролива и до самого западного острова Алеутской гряды, или располагаться на островах в Беринговом море. Такие общины должны соответствовать определению этнических деревень, изложенному в Законе «Об урегулировании претензий коренных народностей на Аляске» (Alaska Native Claims Settlement Act).
Местные рыболовецкие организации из местных общин, соответствующих критериям отбора, имеют право размещать заявки на получение квоты. Максимальный объем удельной квоты для единичного соискателя ресурса не должен превышать 33 процента из общей квоты, которой может располагать программа «КРО».
Заявки должны содержать подробные бизнес-планы развития общин, нацеленные на обеспечение дополнительной трудовой занятости в местных условиях, создание образовательных программ, программ профессиональной подготовки и повышения квалификации с указанием конкретных шагов по достижению экономической самодостаточности (самостоятельности).
Кандидаты соревнуются друг с другом за право получения квот по конкурсу заявок и бизнес-планов, согласно независимой оценки представленных в них целей и задач, наиболее реалистичных моделей в определении экономического роста, наиболее эффективных методов достижения экономической самостоятельности местных рыболовецких общин, прогнозируемых уровней занятости, прогнозируемых объемов фондов и акционерного капитала, генерируемого для инвестиций в местные рыболовства, а также систем распределения доходов.
Правительство штата требует не пассивного, а активного действия. Простая перепродажа выделенной квоты и получение дивидендов не являются приемлемыми. Представители местных общин западной Аляски должны безраздельно и непосредственно принимать участие в производственном процессе. Доходы, полученные при участии в программе «КРО», должны реинвестироваться в программы по развитию рыболовецкой отрасли и в новые предприятия, которые создают новые рабочие места и стимулируют развитие стабильной экономики на западе штата Аляска.
Получатели «КРО-квот» должны предоставлять ежеквартальные и ежегодные отчеты в целях обеспечения правительственного мониторинга на соответствие программным требованиям. «КРО-группы», представляющие интересы более одной общины, должны, по меньшей мере, иметь по одному представителю от каждой общины в составе своих Советов Директоров.
Цели программы:Общая цель настоящей программы — это обеспечение существенного прогресса в направлении к экономической самодостаточности и самостоятельности западных районов Аляски, которые могут быть достижимы посредством:
Шесть заявителей c западной Аляски получили минтаевые квоты, пять — квоты угольной рыбы, семь — квоты палтуса.
|









