СПОРЫ ВОКРУГ ЛОСОСЯ
1998 г.
3912
"Северная Пацифика" № 2 (6) - 1998 год
|
В. МАРКОВЦЕВ, зав. отделом международного научно-технического сотрудничества ТИНРО-центра. «РЫБАК ПРИМОРЬЯ» В Токио прошла 14-я сессия российско-японской смешанной Комиссии по рыбному хозяйству. Российскую делегацию на ней возглавлял заместитель начальника Департамента по рыболовству Министерства сельского хозяйства Российской Федерации В.Измайлов, японскую — заместитель начальника Управления рыболовной политики Департамента рыболовства Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии Исида Сюдзи.
На участников встречи была возложена ответственная миссия — выработать условия реализации в 1998 году межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 1985 года, масштабы и значение которого позволяют говорить о нем, как о самом, пожалуй, значительном явлении в отношениях между двумя странами за все послевоенные годы.
Повестка сессии была обширной, однако основными вопросами стали: итоги промысла лососей японскими судами в сезон 1997 года, состояние их запасов, условия ведения промысла японскими судами в сезон 1998 года, уровень сотрудничества по воспроизводству лососей и согласование планов научно-технического сотрудничества в области рыбного хозяйства.
Кратко о предыстории Соглашения. Ранее японские рыбаки вылавливали лосось в Тихом океане без ограничений. Начиная с 1956 года, сотрудничество это в целях сохранения запасов и регулирования промысла тихоокеанских лососей осуществляется на основе Конвенции о рыболовстве в открытом море в северо-западной части Тихого океана, подписанной обеими сторонами. Затем, после принятия межправительственного Соглашения в области рыбного хозяйства от 12 мая 1985 года, промысел красной рыбы японскими рыбаками в открытой части Тихого океана стал регламентироваться на строгой научной основе. Поэтому встречи ученых двух стран всегда предваряют и подготавливают почву для достижения справедливых договоренностей.
Все эти годы российская сторона последовательно выступала за снижение нерегулируемой добычи тихоокеанских лососей «российского происхождения» в северо-западной части Тихого океана. В результате объемы нерационального промысла в местах нагула неуклонно снижались из года в год. Если в 1957 году японскими судами было выловлено 162.266 тонн, то квота 1997 года доведена до 26.000 тонн и, как будет видно из итогов сессии, произошло дальнейшее ее снижение. А с 1992 года японские суда ведут лов только в экономических зонах России и Японии на условиях компенсации. В это же время российские уловы лососей возросли с 50.000 до 250.000 тонн (в 1997 году около 220.000 тонн).
С 1993 года вступила в силу четырехсторонняя (Россия, Канада, США, Япония) Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана, которая существенно ограничивает промысел лососей страны происхождения другой стороной. Предметом же настоящих переговоров стал промысел лососей российского происхождения японскими рыбаками в японской исключительной экономической зоне. Дело в том, что в Японском море вдоль побережья Японии мигрирует горбуша, воспроизводящаяся в реках западного Сахалина, Приморья и реке Амур. Вдоль тихоокеанского побережья Хоккайдо мигрирует горбуша так называемых «летних» группировок, которые, по данным исследований российских специалистов, нерестятся в реках западного Сахалина, Приморья, реке Амур и реках южной части восточного Сахалина, а также кета реки Амур. Как отмечается в Соглашении, промысел этих лососей другой страной может осуществляться только при участии в расходах по возобновлению их запасов, образующихся в реках Российской Федерации, путем поставок оборудования для их воспроизводства. Таковы правовые аспекты этого сотрудничества.
Теперь непосредственно об итогах прошедшей сессии. С самого начала японская сторона, ссылаясь на экономические трудности своих рыбаков в связи с падением рыночных цен и на политическое потепление в отношениях между нашими странами в преддверии встречи на высшем уровне, высказала пожелание существенно увеличить квоты в своей экономической зоне с тихоокеанской стороны Хоккайдо. И одновременно — сохранить сотрудничество (участие в расходах на воспроизводство) на уровне прошлого года, что фактически означало значительное снижение затрат в пересчете на единицу вылова. Естественно, такое предложение не могло быть принято по двум причинам. Во-первых, не позволяет это сделать уровень запасов рыбы, мигрирующей в этой зоне, особенно кеты. Во-вторых, снижение уровня сотрудничества вообще недопустимо, так как затраты, связанные с воспроизводством на рыбоводных заводах, неуклонно растут, как и стоимость поставляемого японскими фирмами в качестве компенсации оборудования. Таким образом изначально возникло значительное расхождение позиций сторон. Целью переговоров было их преодоление, и на основе этого — достижение договоренностей на взаимоприемлемых условиях. Для этого проведены научные дискуссии по состоянию запасов лососей российского происхождения вообще и в частности по стадам, мигрирующим через зону Японии с тихоокеанской стороны Хоккайдо. Однако по всем вопросам договориться не удалось, и протоколом сессии рекомендовано продолжить дискуссии на очередном ежегодном совещании. Новым же здесь стало то, что российские специалисты впервые поставили конкретный вопрос о возможном прилове нерки, чавычи и кижуча при промысле кеты и горбуши в указанной зоне Японии. Японские специалисты не отрицали самого факта прилова, но настаивали на отсутствии фактических данных по нему. Дело в том, что ценные виды лососей изначально не квотировались и, по сообщению японской стороны, всегда выпускались рыбаками в море как запрещенные объекты лова. Сейчас назрела необходимость упорядочить процесс квотирования, так как очевидно, что выпуск в море лососей, отловленных дрифтерными сетями, является примером нерационального рыболовства. Более детально эту проблему рекомендовано обсудить на очередной встрече.
После длительной, не прекращающейся ни на день работы сессии стороны пришли к единому решению по величине квоты для японских рыбаков в зоне Японии, объему сотрудничества, которые оставлены на уровне 1997 года. Единственное отличие заключалось в некотором изменении соотношения квот по районам и видам. Так, снижена квота в Японском море, учитывая крайне низкую численность горбуши. Незначительно по той же причине снижена и квота на вылов кеты. В целях достижения договоренностей российской стороной был незначительно увеличен вылов горбуши в тихоокеанском районе зоны Японии (173 тонны), но так, чтобы не были ущемлены интересы российских рыбаков.
Что же касается квоты для японских рыбаков в исключительной экономической зоне России в 1998 году, то она по сравнению с 1997 годом уменьшена на 10.500 тонн и будет составлять 15.500 тонн.
|









