Последние публикации

23 Июн 2025
«Меркурий» в опасности!
23 Июн 2025
Росрыболовство и Правительство Смоленской области заключили соглашение о сотрудничестве в области охраны водных биоресурсов и среды их обитания
23 Июн 2025
Обновление промыслового флота: краболовы «Капитан Фирсов» и «Капитан Сковпен» введены в строй и готовы к работе
23 Июн 2025
Канадские браконьеры заплатят более $30 000 за креветок
23 Июн 2025
Цены на тилапию в Бразилии остаются стабильными
23 Июн 2025
Экспорт норвежского клипфиска значительно снизился в мае
23 Июн 2025
Вьетнам рассматривает Австралию в качестве буфера на рынке креветок для защиты от рисков, связанных с тарифами США
23 Июн 2025
Норвежская соленая рыба растет в цене
23 Июн 2025
Экспорт индонезийских креветок вырос на 24% за первые четыре месяца
23 Июн 2025
Коррупция в морском регистре: поможет ли новый свод правил?
23 Июн 2025
Руководитель Росрыболовства и губернатор Камчатского края обсудили ход лососевой путины
23 Июн 2025
Руководитель Росрыболовства и губернатор Астраханской области обсудили развитие рыбохозяйственного комплекса региона
23 Июн 2025
ПМЭФ-2025: Росрыболовство укрепляет взаимодействие с вузами – заключено новое соглашение о сотрудничестве
23 Июн 2025
Траулер «Капитан Таран» пополнил ряды российского промыслового флота
23 Июн 2025
Глава Росрыболовства обсудил с руководством Республики Дагестан работу Махачкалинского морского рыбного порта
23 Июн 2025
ПМЭФ-2025: главные события форума для рыбной отрасли
23 Июн 2025
Мы не собаки!
23 Июн 2025
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков дал интервью телеканалу «Россия 24» на полях ПМЭФ
23 Июн 2025
22 июня – день памяти и скорби: работники рыбной отрасли хранят память о героических защитниках Отечества
23 Июн 2025
Учёные ТИНРО приняли участие в экологическом форуме
23 Июн 2025
Проведены исследования нерестовых подходов беломорской сельди в Онежском заливе Белого моря
23 Июн 2025
Продолжаются исследования эффективности воспроизводства рыб в дельте р. Волги
23 Июн 2025
В Ростовской области подвели итоги операции «Путина-2025» и обсудили перспективы структуры промысла в Азовском море
23 Июн 2025
Наблюдения за нерестом рыб
22 Июн 2025
Россельхознадзор расширил список российских поставщиков рыбопродукции в Китай
21 Июн 2025
Китайский средний класс: Новая сила на рынке премиальных морепродуктов
20 Июн 2025
ВАРПЭ указала на проблемы для рыбаков РФ от снижения цены импортного лосося
20 Июн 2025
Россельхознадзором приостановлен ввоз в Приморье 24 тонн сушено-вяленой рыбы из Вьетнама
20 Июн 2025
В Хабаровском крае с помощью ФГИС «Меркурий» установлен факт производства рыбной продукции без информации об отходах
20 Июн 2025
"Горячая линия" рыбоохраны: сообщите о браконьерах и помогите сохранить лосось
20 Июн 2025
Глава Росрыболовства прибыл в Санкт-Петербург для участия в ПМЭФ-2025
20 Июн 2025
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 4 июня 2024 г. № 304
20 Июн 2025
Вектор роста российской аквакультуры: учёные АГТУ создают новые виды осетровых
20 Июн 2025
Экспедиционные исследования Магаданского филиала ВНИРО
20 Июн 2025
Учет численности покатной молоди Тихоокеанских лососей в Камчатском крае
20 Июн 2025
Ученый совет Атлантического филиала ВНИРО по отчету экспедиции СТМ «Атлантида» в I этапе Большой африканской экспедиции
20 Июн 2025
Экспедиционные выезды по Челябинской области
20 Июн 2025
В Астрахани состоялось заседание Волго-Каспийского научно-промыслового совета
19 Июн 2025
Инвесторам пообещали амнистию
19 Июн 2025
Большая африканская экспедиция: «Атлантида» и «Атлантниро» следуют по маршруту научно-исследовательских работ
19 Июн 2025
Лососевая путина-2025: рыбаки добыли больше 2 тыс. тонн красной рыбы
19 Июн 2025
Fishkamchatka в ТГ
19 Июн 2025
Незаконный вылов лосося: браконьерам грозит уголовная ответственность
19 Июн 2025
Путина - 2025: Росрыболовство направляет опытных инспекторов на Дальний Восток
19 Июн 2025
Приморским филиалом «НЦБРСП» установлено почти двукратное превышение содержания мышьяка в партии живого краба из Магаданской области
19 Июн 2025
В Приморье и на Сахалине Россельхознадзором на экспорт оформлено почти 50 тысяч тонн рыбопродукции
19 Июн 2025
Ограничение рыболовства тихоокеанских лососей в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в 2025 году
19 Июн 2025
Учет раков в водоемах юга Тюменской области
19 Июн 2025
В Волгограде ликвидировали подпольный цех по выращиванию осетровых
19 Июн 2025
Сняты сезонные ограничения на вылов рыбы в Нижегородской области

Подписка на новости

ТРАЛОВЫЕ ВОЙНЫ

В августе 1996 года активисты международной неправитель ственной природоохранной организации Гринпис из Соединенных Штатов Америки объявили войну большим морозильным траулерам. Несколько громких акций сделали свое дело и в парлменте США прошел законопроект об отстранении супертраулеров от промысла сельди и макрели (скумбрии) в Атлантическом океане.
ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства: приблизительно 70 % коммерческих видов рыбы Мирового океана полностью истощаются по причине чрезмерного изъятия, и оставшиеся запасы этих видов остро нуждаются в управлении.

Что же касается Берингова моря — главной вотчины американского крупнотоннажного флота, как впрочем и крупнотоннажного флота России, Польши, Республики Корея и Китая — развернулась настоящая война между морским рыбоперерабатывающим флотом и береговыми рыбоперерабатывающими предприятиями. Война за ресурсы. За право обладания большей доли в распределении лимитов на вылов. Один из наиболее влиятельных среди представителей Республиканской партии сенаторов в Конгрессе — Тед Стивенс с Аляски — представил в Сенат законопроект о постепенном выводе супертраулеров из рыболовства в исключительной экономической зоне США. Если законопроект пройдет, то уже в самом ближайшем будущем треть супертраулеров, ведущих промысел в Беринговом море, должна будет прекратить свою деятельность. Треть от 55 судов.
Каковы же аргументы сенатора и его сторонников из Greenpeace.
Главный из них, которым пользуются достаточно широко, обращен ко всей нации — крупнотоннажный флот уничтожает национальные рыбные запасы. «В 1995 году 60 траулеров выбросили столько рыбы в Берингово море, сколько в целом было сохранено на рыболовстве омаров в Новой Англии, рыболовстве креветки в Мексиканском заливе, рыболовстве тихоокеанской угольной рыбы и рыболовстве палтуса в Северной Пацифике».
Второй по значимости аргумент — необходимость в уменьшении количества иностранных крупнотоннажных судов, работающих в водах США. Имеется в виду, конечно же, Американская компания Морепродуктов (American Seafoods) — владельца самого большого флота супертраулеров в США, являющаяся филиалом норвежского конгломерата.
Согласно законопроекта предлагаетcя увеличить долю американской собственности в крупнотоннажном флоте с 51 до 75 процентов. («Норвежские и японские компании контролируют суда, которые берут больше половины позволяемого вылова... в самых больших в государстве по объему рыбных местах», — заявил Стивенс). Вдобавок, — а это будет уже третий аргумент — законопроект попытается закрыть «лазейку», как сказал Стивенс, для работы в водах США судов, которые были построены за границей, хотя и работают под американским флагом.
— Гринпис снова преувеличивает и даже несправедливо предъявляет претензии для того, чтобы взбудоражить общественность и заручиться поддержкой по этому поводу —
Bernt O. Bodal, президент компании American Seafoods
Около одного миллиарда людей — пятая часть всего населения Земли — полагаются на рыбу, как на основной источник протеина.

«Arica»
Таким образом предлагается сократить крупнотоннажный флот США на 14 единиц. (Кстати говоря, в этой части — касаемой иностранной доли собственности — законопроект Стивенса поддерживает и Компания Морепродуктов Tyson (Tyson Seafoods) — собственник второго по величине после American Seafoods крупнотоннажного флота США. Ее президент Дейв Бенсон так и заявил: «Tyson поддерживает данный законопроект, хотя в нем и есть стороны, которые нам не нравятся. Мы годами поощряли идею лимитирования иностранной собственности»).
Но есть и другие аргументы, о которых говорят меньше, но, вероятно, они-то и являются самыми главными — диспропорция в распределении лимитов между морскими обрабатывающими судами и береговыми рыбоперерабатывающими предприятиями, которые также имеют свой «москитный» — малый — и среднетоннажный рыболовецкий флот.
До 1991 года приоритет оставался за пионерами промысла в открытом море — супертраулерами. В свое время эти компании открыли для американского рынка и утвердили продукцию из минтая, которая прежде не пользовалась спросом. Но эти времена благополучно миновали, и вслед за успехом на рынке на беринговоморском побережье США появились новые рыбоперерабатывающие предприятия, которые вступили в борьбу сначала за сырец — парную или свежемороженную рыбу, а потом и за лимиты — за право самостоятельно добывать и перерабатывать минтай.
Северо-Тихоокеанский Рыболовный Совет по управлению ресурсами в 1991 году установил следующую квоту — 7,5 процента от объемов допустимого улова выделяется населенным пунктам западной Аляски согласно федеральной программе их развития. Оставшаяся часть делится в пропорции «65 — 35». 65 процентов — супертраулерам, 35 процентов — флоту береговых предприятий. Эти пропорции установлены до конца 1998 года. Потом их можно будет пересмотреть. Вот почему именно в последние годы и разгорелись такие страсти — траловые войны. Победивший получит ресурсы.
Но будет ли победивший, — спрашивают представители морских рыбообработчиков, — выиграет ли нация в целом, если будет уничтожен крупнотоннажный флот.
Нарушение существующего баланса в распределении лимита, по мнению последних, приведет к тому, что промысел на супертраулерах станет экономически невыгодным, рыболовецкие компании будут разорены и возникнет проблема рабочих мест для тех же жителей Аляски, из числа которых в основном и формируются экипажи этих судов.
Это во-первых.
Во-вторых, произойдет и диспропорция в насыщении американского национального рынка продукцией из минтая. Дело в том, что основная часть рыбоперерабатывающих береговых предприятий Аляски принадлежит японским компаниям, ориентированным на японский национальный рынок, поэтому, как правило, они производят только сурими. Что же касается той части предприятий, производящих сурими, которые принадлежат другим, в том числе и американским компаниям, то их благополучное существование зависит от тех, кто определяет цену на продукцию. Если цену на филе определяет рынок США и Европы, то цену на сурими определяет только рынок Японии, который потребляет этой продукции больше всего в мире. Что же касается продукции для американского потребителя — прежде всего филе минтая, то этим в основном занимаются как раз супертраулеры.
2 миллиарда долларов приносит рыболовным компаниям промысел в американских водах Берингова моря.
Норвежские судостороительные компании планируют строительство еще 24 супертраулеров.

«Northern Eagle»
Американцы разрешают вылавливать 18 процентов от запасов своего (беринговоморского) минтая в год, в то время как русские — 40 процентов.
Вообще, в настоящее время сурими ценится выше, нежели филе, но до недавнего времени все было наоборот. То есть изменение в соотношение баланса экономических сил — морских и береговых рыбообрабатывающих мощностей — очень гибко отзывается на рынке, и контроль за рынком и рыночными ценами уходит из рук американского производителя и становится более уязвимым, зависимым от внезапных перемен на рынках Японии.
И кроме того, говоря о сокращении иностранных капиталовложений в крупнотоннажный флот США со стороны норвежских и японских предпринимателей, как заметил Джим Гилмор из Ассоциации Морских Переработчиков (At-sea Processors Association), прежде известной как Американской Ассоциации Заводских Траулеров (American Factory Trawlers Association), почему-то забывается, что основная часть береговых предприятий принадлежит иностранцам — таким,например, крупным японским компаниям, как Nissui и Maruha. Инвестирование — это часть общей экономики. Правильно это или неправильно, но это есть в каждой отдельной отрасли промышленности США, — утверждают другие представители крупнотоннажного флота.
Забывается, — говорит Гилмор, — и тот факт, что флот, промышляющий в открытом море, нанимает в основном аляскинцев и платит им устойчивую заработную плату — приблизительно 30000 долларов за 5 месяцев работы в промысловой экспедиции. Кроме того, крупнотоннажный флот загружает работой верфи на юге Аляски.
Тем не менее, несмотря на эти доводы, Северо-Тихоокеанский Рыболовный Совет по управлению ресурсами в сентябре 1997 года проголосовал за пересмотрение соотношения лимита «65 — 35» с окончательным решением по этому вопросу в июне 1998 года. Можно понять членов Совета, заседавших в одном из конференц-залов гостиницы Doubltree в Сиэтле, почему в течение многих дней тема «траловой» войны не сходила со страниц газет, звучала по радио и телевидению. А вокруг самой гостиницы в период работы Совета были выставлены пикеты «зеленых» с лозунгами о запрещении работы судов длиннее 165 футов и мощностью двигателей более 3000 лошадиных сил. Страсти разгорались до такой степени, что президент компании береговой переработки Trident Чак Бандрент и Питер Ститзел, вице&127;президент American Seafoods, не могли, на радость пикетчикам, поделить место на стоянке автомобилей у гостиницы. Во время работы Совета присутствовала охрана гостиницы, чтобы не допустить нежелательных инцидентов между представителями враждующих сторон.
Мощным контрдоводом береговых рыбообработчиков, который не могли проигнорировать члены Совета, явился прогноз американских ихтиологов, которые утверждают, что запасы минтая, а следовательно и районы его промысла в Беринговом море, будут сокращаться, в результате чего могут пострадать береговые предприятия и рыбопромысловый флот малого радиуса действия. Что же касается большого флота, то у них большая автономность плавания, они мобильны, меньше связаны с конкретными районами промысла, а потому и менее уязвимы, т. к. могут отыскать для промысла рыбу и в других районах Мирового океана, или, по примеру трех судов компании Tyson Seafoods и девяти судов компании American Seafoods, работать на том же минтае в экономической зоне России...
Что же в итоге можно и нужно сказать нам, россиянам, осмысливая ситуацию, сложившуюся в американских водах? Единственное — возникает реальная угроза прихода армады крупнотоннажного американского флота в экономическую зону России. Делается все возможное и невозможное, вплоть до формирования национального общественного мнения и проведения в жизнь различных законодательных актов типа законопроекта Теда Стивенса, чтобы вытеснить крупнотоннажный флот из экономической зоны США.
Двенадцать американских супертраулеров, как пишут американские же рыбацкие журналы, уже работают в экономической зоне России.
Но это еще не все — как сообщили нам представители Greenpeace, на очереди следующий морской гигант — «Американский Монарх».
Не правда ли, символично?

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
 <  Июнь   <  2025 г.