ПОБЕГ ИЗ ДОЛГОВОЙ ТЮРЬМЫ
1997 г.
4401
"Северная Пацифика" № 2 (4) - 1997 год
Максим ВАРЫВДИН
В ПОРТУ южнокорейского города Пусан, где для удобства моряков большинство вывесок написаны на двух языках — корейском и русском, — была арестована целая флотилия — шесть новых траулеров, принадлежащих сахалинским колхозам«Прибой», СРКС, «Сахалинский рыбак», им. Ленина, «Заветы Ильича», а также базе «Посейдон».
Основанием для ареста послужили иски зарегистрированной в Либерии компании Негmes Кгеdit Ruesk-Versicherungen А. G. Юристы компании утверждали, что колхозы задолжали им по $300 тыс. за каждый траулер. Доводы Неrmes показались судьям убедительными, и они вынесли вердикт: капитаны кораблей сдают судебным исполнителям навигационные документы, а их траулеры ставятся в порту под долговой арест.
На Сахалине к аресту судов отнеслись по-разному. Одни колхозы поспешили перевести на счета Неrmes Кredit требуемую сумму, другие же известили кредитора, что готовы вернуть долги, только не знают, за что именно им надо платить, и платить поэтому пока не будут.
Непонятливым колхозникам Неrmes Кredit вскоре направил факсы с объяснениями: вернуть надо аванс, выданный колхозам в 1995 году «для оказания помощи в оплате расходов, понесенных в связи с постройкой, инспектированием, финансированием и поставкой судов».
В подтверждение того, что аванс был выплачен, Неrmes Кredit прислал долговые расписки председателей колхозов. Они, кстати, и сыграли решающую роль при вынесении приговора пусанским окружным судом. Правда, председатели некоторых колхозов еще в прошлом году были отправлены в отставку. Чем они руководствовались при подписании бумаг — неизвестно. При этом в соглашении о кредитовании постройки колхозного флота Неrmes Kredit Ruesk-Versicherungen А. G. не упоминается. Там фигурирует другой Неrmes — немецкая страховая компания, не имеющая к либерийскому Неrmes Kredit никакого отношения.
В НАЧАЛЕ 90-х годов сахалинские колхозы решили обновить рыболовецкую флотилию. В Сахалинском союзе рыбоколхозов постановили: взять в банке кредит, построить на него суда и погашать ссуду, продавая выловленную рыбу. Речь прежде всего шла о минтае, пользовавшемся в то время высоким спросом на мировом рынке.
Союз и входящие в него колхозы «Прибой», СРКС, им. Калинина (позже он стал называться «Сахалинский рыбак»), им. Ленина, «Заветы Ильича», а также базы флота «Сахалинморепродукт» и «Посейдон» зарегистрировали на Кипре офшорную компанию Bering Тrаwels Limited (ВТL). В 1992 году ВTL взяла под поручительство Комитета по рыболовству России в немецком госбанке Кrеdit-аnstalt fur Wiederaufbau (КFW) $224,5 млн. под 8 процентов годовых со сроком погашения 10 лет. На эти деньги предполагалось построить 15 кормовых рыбоперерабатывающих траулеров. КFW специализируется на инвестициях в развитие промышленности восточных земель Германии, поэтому одним из условий кредитования сахалинских рыбаков стало строительство траулеров на судоверфи Vоlkswerft Gmbh Strasund, расположенной на территории бывшей ГДР.
Сумма расходов на строительство каждого судна составила $16,3 млн., хотя, как сейчас говорят представители колхозов, можно было уложиться в $8-9 млн. Как бы там ни было, контракт заключили, а сделку застраховала немецкая компания Неrmes. Российская сторона, как записано в условиях кредитования, обязалась в срок погасить ссуду и предоставить «письмо из министерства (рыбной промышленности), подтверждающее, что правительство РФ или любое министерство, управление или компетентные органы власти не вводят ограничений на количество рыбы, которое судно может выловить в территориальных водах РФ или которое может быть выловлено судном, плавающим под российским флагом, а также что не требуется никакая лицензия при этом и никакие сборы не будут взиматься с доходов от продажи улова».
ЧЕРЕЗ два года корабли были построены, зарегистрированы на Кипре и переданы в лизинг сахалинским колхозам. К тому времени стало ясно, что российская сторона не может выполнить все условия сделки: квоты на отлов рыбы все-таки были введены. Кроме того, заниматься промыслом морепродуктов и самостоятельно ими торговать стало невыгодно. Колхозы не могли обеспечить сохранность выловленной рыбы, потому что подорожали услуги холодильников, а транспортные расходы, связанные с доставкой продукции на материк, выросли настолько, что посредники стали от нее отказываться. К тому же промыслом минтая стали заниматься не только колхозы, но и многие коммерческие структуры. Во время путины в море работало по несколько десятков судов, некоторые из них добывали и перерабатывали по 800 т минтая в сутки.
Тогда на Сахалине и появилась немецкая компания Frigo Fischechnick GmbН & Со. У немцев нет своего рыболовецкого флота, зато есть дешевый холод и переработка. Frigo стала работать с колхозниками на условиях free on board: в море сахалинские рыбаки перегружают в немецкое судно-холодильник филе минтая, затем его отвозят на переработку в Германию, а уже оттуда отправляют на продажу. Одним из основных потребителей этого сахалинско-немецкого морепродукта стала Россия. Средства, вырученные сахалинцами от продажи рыбы, Frigo перечисляла КFW. Из миллионных сумм, прокручивавшихся по этой схеме, каждый из арендовавших судна колхозов получал порядка 10%. Этого хватало лишь на то, чтобы рассчитаться по налогам и заплатить зарплату экипажам судов.
Более того, новые сейнеры приносили некоторым колхозам убытки. Однако разорвать условия сделки арендаторы судов не могли: за возврат кредита колхозы отвечали своим имуществом.
Замкнутый круг можно было разорвать радикальными методами. Например, направив суда на рифы. Но в этом случае без работы, а значит и без средств к существованию осталось бы 825 рыбаков.
НЕСМОТРЯ на то что часть колхозов погасила долги Hermes Kredit, суда продолжали оставаться под арестом. По утверждению кредитора, за возврат долгов предполагалась солидарная ответственность. То есть пока не заплатят все колхозы, ни один из траулеров в море выйти не мог. На помощь рыбакам пришла все та же Frigo Fish-technick. Компания договорилась с рыбоколхозами о том, что злосчастные сейнеры передаются ей в управление (Frigo берет под контроль не только сделки с минтаем, но и с минтаевой икрой, пользующейся большим спросом в Японии), а взамен внесла на депозитный счет КFW сумму, необходимую для выкупа судов у Неrmes Kredit. После этого вся колхозная флотилия вышла в море.
Впрочем, по условиям сделки, эти деньги лежат без движения до тех пор, пока все заинтересованные в ловле сахалинского минтая стороны не выяснят отношения между собой, договорившись о том, кто, кому и сколько должен и кто будет платить по счетам.
|









