В ИНТЕРЕСАХ РОССИИ — И НЕ ТОЛЬКО...
1997 г.
3914
"Северная Пацифика" № 2 (4) - 1997 год
Валерий Воробьев, генеральный директор АОЗТ «АКРОС» В прежние времена торговля морепродуктами Советского Союза со странами Тихоокеанского бассейна осуществлялась преимущественно по централизованным контрактам, заключаемым через всесоюзные или российские объединения, такие, как «Соврыбфлот», и другие. Объем поставок, соответственно, не мог быть большим, и Россия, при значительных природных ресурсах рыбы и морепродуктов, занимала одно из последних мест в объеме импорта стран Тихоокеанского бассейна. Ситуация начала меняться в начале 90-х годов в связи с поворотом курса внешней политики России и либерализацией внешней торговли. Пополнение новым флотом, оснащенным современными средствами для производства качественной продукции, позволило российским рыбохозяйственным предприятиям Дальнего Востока значительно увеличить долю экспорта производимой продукции и полуфабриката. Наличие транспортного флота, благоприятные условия рынка таких стран, как Япония, Южная Корея, Китай, позволили российским предприятиям практически безболезненно и без особых трудностей занять свою нишу на рынке морепродуктов этих стран, потеснив традиционных поставщиков, а также собственных производителей. Уже в 1992 году Россия продала в Японию больше краба, чем США, а в 1994 году — икры минтая.
Поступления денежных средств от реализации продукции, инвестиции иностранных партнеров вкладывались в реконструкцию старого флота и строительство новых судов, что привело к резкому наращиванию количества экспортируемых Россией морепродуктов. К примеру, наша негосударственная компания «Акрос» за последние пять лет в несколько раз увеличила производство продукции и ее экспорт.
В то же время отсутствие четкого и строгого государственного регулирования за выловом и экспортом привело к тому, что резко возросло количество российских компаний, занимающихся промыслом рыбы и морепродуктов и, соответственно, экспортом. Привлекательность рынка Японии и Южной Кореи была вызвана платежеспособностью покупателей, наличием удовлетворительных цен на многие виды морепродуктов, географическим положением, технической базой. Все это привело к переизбытку предлагаемой российскими рыбопромышленниками продукции и снижению цен на такие дорогостоящие товары, как икра минтая, краб, нерка и др. Причем цены на эти рыбные товары снизились в 1,5-2 раза. От такого падения цен в первую очередь пострадали компании, выбравшие долгосрочную политику своего развития, имеющие большие обязательства по кредитам, полученным для строительства и модернизации флота. Такое развитие нелимитированной торговли в будущем может привести к значительному истощению российских рыбных ресурсов, уменьшению доли экспорта, а потребители стран Тихоокеанского региона будут наблюдать сокращение поставок отдельных качественных продуктов питания.
Нам бы хотелось, чтобы в торговой политике японских и южнокорейских компаний было больше логики. Другими словами, крупные торговые дома или фирмы должны сообща разрабатывать единую внутреннюю торговую политику, регулировать спрос и предложение, удерживать оптовые цены на определенном уровне. В этом случае удастся избежать резких колебаний цен на оптовых рынках, позволив составить определенный прогноз на будущие поставки и избежать финансовых потерь. Улучшение логики рынка даст возможность российским производителям планировать свою работу и быть уверенными в будущих проектах.
В определенной мере развитию прогресса и торговли между Россией и странами Тихоокеанского бассейна, США мешают правила и законы, принятые правительствами этих стран во времена противостояния, а также с целью защиты собственных производителей морепродуктов. К примеру, Россия не имеет возможности экспорта продукции из трески на рынок Японии, что вынуждает российских экспортеров трески сбывать свою продукцию в Европу. Из-за резкого колебания цен на треску в Европе, большой стоимости фрахта это ведет к недополучению денежной выручки. До сих пор сохраняется дискриминация в отношении стоимости квот на икру минтая. Увеличенная — в 8-10 раз по сравнению с американской продукцией — стоимость импортной квоты для российской икры ведет к понижению ее закупочной стоимости.
Запрет на экспорт рыбопродукции из района промысла в Японию и США не составил барьера тем, кто занимается браконьерством и является только препятствием для российских компаний, которые вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с заходом транспортных судов в порт для декларации груза. Данные правила и законы действуют и сегодня, несмотря на значительные изменения в объемах и структуре торговых связей стран Тихоокеанского бассейна.
Необходимо учитывать и тот фактор, что российские рыбаки не дотируются правительством, а осуществляют свою деятельность на полной самоокупаемости. При большом налогообложении рыбная отрасль России не является сверхприбыльной, примером тому служит множество фактов банкротства крупных российских компаний. Без определенной поддержки в законодательном и финансовом отношении со стороны правительств и компаний стран-импортеров рыболовная отрасль России будет развиваться медленно. Необходим пересмотр политики всех заинтересованных стран в сторону режима наибольшего благоприятствования для российских экспортеров. Возможно, следует установить какие-либо льготы для российских компаний, чья продукция хорошо себя зарекомендовала в отношении качества и к которым нет претензий ни в правовых, ни в каких-либо других отношениях.
|










