Последние публикации

24 Апр 2025
Экспорт чилийских морепродуктов резко возрос
24 Апр 2025
Грузооборот рыбных причалов в Приморском крае в марте значительно вырос
24 Апр 2025
В МагаданНИРО состоялось рабочее совещание с Магаданской областной общественной Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
24 Апр 2025
Дальневосточные учёные подготовили новые промысловые прогнозы
24 Апр 2025
Более 52 тонн рыбной продукции изъято Россельхознадзором у индивидуальных предпринимателей в Краснодарском крае
24 Апр 2025
Россельхознадзором выявлено нарушение при перевозке 152 кг рыбной продукции в Краснодарском крае
24 Апр 2025
На Камчатке Россельхознадзором проконтролированы перевозки 455 тонн икры без маркировки изготовителя в багаже и ручной клади авиапассажиров
24 Апр 2025
ФАС доработала проект об иностранных инвестициях после критики бизнеса Но к нему появились и новые вопросы
24 Апр 2025
Более 20 тонн новозеландской рыбы из Белоруссии сожгли в России.
24 Апр 2025
Промысел минтая и его научное сопровождение на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне
24 Апр 2025
ВНИРО провёл Первый Всероссийский семинар по загрязнению микропластиком водных биоресурсов и среды их обитания
24 Апр 2025
Рыба будет на бирже!
23 Апр 2025
В Приморье и на Сахалине за неделю экспорт рыбопродукции увеличился более чем на 12 тысяч тонн
23 Апр 2025
Норвегия увеличила продажу камчатского краба на 300% в марте
23 Апр 2025
Вьетнам наметил зеленый путь для развития креветочной промышленности на фоне глобального стремления к устойчивому развитию
23 Апр 2025
Импорт морепродуктов из США в Корею сократился на 58% в марте 2025 года
23 Апр 2025
Инвесторам представили возможности Курильских островов и пригласили на бизнес-миссию
23 Апр 2025
Министерство по рыболовству Сахалинской области приглашает компании к участию в ПМЭФ-2025
23 Апр 2025
Производители минтая на Аляске надеются, что правительство США сможет помочь стабилизировать сегмент сурими
23 Апр 2025
Внесены изменения в закон о проведении на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры непромышленного изготовления
23 Апр 2025
Специалистами Управления Россельхознадзора на территории Вологодской области обследовано 70 тонн морской ракушки из Дагестана
23 Апр 2025
Вопросы охраны труда на промысловых судах обсудили на Общественном совете при Росрыболовстве
23 Апр 2025
Россия и Оман развивают сотрудничество в области рыбного хозяйства
23 Апр 2025
Депутаты ЗакСобрания Камчатки посетили уникальную рыбоводную ферму
22 Апр 2025
Путин обсудил с кабмином ликвидацию последствий разлива мазута в Черном море
22 Апр 2025
Дмитрий Патрушев и губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко обсудили развитие агропромышленного комплекса и экологические вопросы региона
22 Апр 2025
В Астрахани трое местных жителей предстанут перед судом
22 Апр 2025
В Хабаровском крае индивидуальному предпринимателю выдано предостережение за производство рыбной продукции с нарушениями законодательства
22 Апр 2025
Из бесплатной – в «золотую»
22 Апр 2025
Мировое потребление сурими: показатели роста и ключевые тренды
22 Апр 2025
В РФ за незаконный вылов рыбы и краба в 2024 году осудили почти 2 тыс. человек
22 Апр 2025
Чилийские фермеры, выращивающие кижуча, смотрят на рынки за пределами Японии в связи с прогнозируемым увеличением производства
22 Апр 2025
Спрос на норвежскую скумбрию растет в Азии
22 Апр 2025
Импорт канадских морепродуктов в Корею сократился на 17% к марту 2025 года
22 Апр 2025
С почином вас, Глеб Сергеевич!
22 Апр 2025
«Рыба Камчатки» шагает по стране, или Грузите сёмгу самолётами!
22 Апр 2025
Камчатского рыбака с острым аппендицитом эвакуировали ледоколом у берегов Магадана
22 Апр 2025
Новости Происшествия Камчатского рыбака с острым аппендицитом эвакуировали ледоколом у берегов Магадана Камчатского рыбака с острым аппендицитом эвакуировали ледоколом у берегов Магадана
22 Апр 2025
Трампу, американцам рыба, морепродукты нужны
21 Апр 2025
Весенний красный прилив в Авачинской губе
21 Апр 2025
Селедка подошла к берегу в Корсаковском районе
21 Апр 2025
Приморским филиалом подведомственного Россельхознадзору «НЦБРСП» выявлено превышение токсичного элемента в партии живого краба
21 Апр 2025
Большая африканская экспедиция продолжает работать в районе Мозамбика
21 Апр 2025
В Арктике создадут научный центр аквакультуры для развития импортозамещения
21 Апр 2025
Проведено совещание по вопросам разработки концепт-проекта отечественного судна для промысла антарктического криля
21 Апр 2025
Санкт-Петербургский филиал ВНИРО проводит исследования на промысле корюшки в Ладожском озере
21 Апр 2025
Япония заявила России протест из-за приостановки права на проход судов
21 Апр 2025
Дмитрий Патрушев и губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко обсудили развитие агропромышленного комплекса и экологические вопросы Сахалинской области
21 Апр 2025
Российские ученые исследовали больше 400 видов рыб в районе Мозамбика в рамках Большой африканской экспедиции
21 Апр 2025
Снабжение фронта и перевалка жизненно важных грузов: как работал порт Владивосток в годы Великой Отечественной войны

Подписка на новости

Шаблонно-бюрократический капитализм в рыбопромысловом флоте

185
Мировые новости
Рыбная отрасль является одной из ключевых в обеспечении продовольственной безопасности и продовольственного суверенитета Российской Федерации. За последние 10 лет в рыбной индустрии произошли качественные изменения, но остались и сложности, замедляющие её развитие.


Курс на развитие

Постоянная работа над законодательством в рыбной отрасли позволила выйти на стабильные ежегодные выловы порядка 5 млн тонн, а в 2023 году достигнуть рекордной добычи за всю постсоветскую историю в 5,3 млн тонн. И сегодня Россия уверенно занимает 4 место по объемам вылова в мире. Построено 39 судов из 106 запланированных и все 25 рыбоперерабатывающих заводов по первому этапу инвестиционных квот. По второму, стартовавшему в 2023 году, уже сдан один краболов и два предприятия. Всего же предстоит построить 31 судно, 11 перерабатывающих и 4 логистических предприятия. Производство продукции с высокой добавленной стоимостью выросло с 15% до 32,5%. Об этом говорил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков в Государственной Думе на парламентских слушаниях о работе рыбохозяйственного комплекса.

Что может быть не так

Вроде бы все прекрасно, государство создает условия для быстрого и качественного развития бизнеса. И эти результаты достигаются несмотря на огромное санкционно-экономическое давление наших бывших западных «партеров». Но сложности остаются и они достаточно велики. 

Так, еще в 2017 году Минсельхоз в утвержденной им Стратегии развития морских терминалов для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота до 2030 года отразил тему административных барьеров. Как отмечено в документе, необходимо упрощать и ускорять оформление, чтобы сделать российское порты более привлекательными. Намерение благое, но что мы видим сейчас, в 2025 году? 

Совсем недавно, в конце февраля 2025 года, профильная комиссия РСПП поддержала предложения рыбацкого сообщества об устранении избыточных требований транспортной безопасности на рыболовных судах. Речь идет о дублировании функций транспортной безопасности в виде досмотров на входе в порт и на судно. На Дальнем Востоке 500 судов и выполнение этих требований повлечет расходы судовладельцев в размере не менее 2,8 млрд рублей. Большая часть этой суммы осядет в карманах различных фирм и компаний, реализующих соответствующее оборудование и услуги, а процедуры нахождения судов в российских портах будут усложнены. 

Мнение руководства страны 

На расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры в марте 2024 года Президент России Владимир Путин призвал максимально сократить количество проверок российского бизнеса, обеспечив при этом полную защиту прав россиян. 

Ранее, в январе 2024 года, глава российского государства на встрече с главами муниципальных образований субъектов России заявил о необходимости регулирования контрольно-надзорной деятельности. «Здесь важно не хватать и не пущать, не штрафы выкатывать, а своевременно предупреждать о возможных ошибках и помогать просто людям на местах не делать этих ошибок», - отметил Президент. 

В феврале 2023 г. на совещании судей судов общей юрисдикции, военных и арбитражных судов РФ российский лидер отметил, что российский бизнес не должен испытывать избыточного давления со стороны государства в условиях антироссийских западных санкций. По его словам, предприниматель должен соблюдать закон, «но не должен чувствовать прессинга еще и со стороны государства». 

Что происходит сейчас 

В марте этого года в Петропавловске-Камчатском бывший сотрудник Российского морского регистра судоходства осужден по обвинению в получении взяток от коммерческих организаций. Деньги платили за беспрепятственное освидетельствование флота. 

Судом и следствием установлено, что в декабре 2023 г. фигурант по предварительному сговору с тремя сотрудниками получил от трех представителей коммерческих организаций через посредника суммарно более 1 млн рублей взяток. Деньги передавались за оперативное и беспрепятственное освидетельствование пяти рыболовецких судов, принадлежащих трем предприятиям, сообщили Fishnews в пресс-службе Восточного межрегионального СУТ СКР. 

Выходит, что слова руководства страны не дошли до некоторых сотрудников контрольно-надзорных органов, а беспрепятственное освидетельствование судов рыбопромыслового флота возможно, по их мнению, за хорошую мзду. 

Если окунуться в эти вопросы глубже, то проблема освидетельствования приобретает внушительные размеры и отражается на работе всех судов рыбопромыслового и транспортного флота.

Так, если взять расходы за год транспортного судна-рефрижератора, осуществляющего регулярные рейсы с рыбопродукцией с Курил, Сахалина и Камчатки во Владивосток, то суммы, которые регулярно выплачиваются различным фирмам и компаниям в связи с требованиями контрольно-надзорных органов, впечатляют. 

За 2024 год судовладелец этого судна-рефрижератора выплатил в адрес коммерческих и государственных учреждений 4 млн рублей. Все они связаны с требованиями контрольно-надзорных органов и в своём большинстве это покупка оборудования и материалов, без которых освидетельствование и эксплуатация судна невозможна. 

А теперь давайте посмотрим на эту проблему в масштабе Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, в котором на промысле ежегодно работают 500 морских судов. В итоге среднегодовые платежи рыбодобывающего и транспортного флота достигают 2 миллиардов рублей (!!!!!) в карманы различных фирм и компаний, реализующих и продающих оборудование и документацию, без которых контрольно-надзорные органы судно в море не выпустят. 

И в завершение 

Интересный факт: стоимость одного и того же оборудования для рыбопромышленников и обычных покупателей отличается в 1,5 – 2 раза. Причина снова лежит в бюрократической плоскости. Так, если рядовому гражданину нужен мотор для лодки, то он купит его по обычной цене, а судовладелец, т.к. мотор будет использоваться в спасательной шлюпке и должен быть аттестованным, будет покупать его по совершенно иной цене.

Далекая окраина

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
 <  Апрель   <  2025 г.