Шаблонно-бюрократический капитализм в рыбопромысловом флоте
Рыбная отрасль является одной из ключевых в обеспечении продовольственной безопасности и продовольственного суверенитета Российской Федерации. За последние 10 лет в рыбной индустрии произошли качественные изменения, но остались и сложности, замедляющие её развитие. Курс на развитие Постоянная работа над законодательством в рыбной отрасли позволила выйти на стабильные ежегодные выловы порядка 5 млн тонн, а в 2023 году достигнуть рекордной добычи за всю постсоветскую историю в 5,3 млн тонн. И сегодня Россия уверенно занимает 4 место по объемам вылова в мире. Построено 39 судов из 106 запланированных и все 25 рыбоперерабатывающих заводов по первому этапу инвестиционных квот. По второму, стартовавшему в 2023 году, уже сдан один краболов и два предприятия. Всего же предстоит построить 31 судно, 11 перерабатывающих и 4 логистических предприятия. Производство продукции с высокой добавленной стоимостью выросло с 15% до 32,5%. Об этом говорил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков в Государственной Думе на парламентских слушаниях о работе рыбохозяйственного комплекса. Что может быть не так Вроде бы все прекрасно, государство создает условия для быстрого и качественного развития бизнеса. И эти результаты достигаются несмотря на огромное санкционно-экономическое давление наших бывших западных «партеров». Но сложности остаются и они достаточно велики. Так, еще в 2017 году Минсельхоз в утвержденной им Стратегии развития морских терминалов для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота до 2030 года отразил тему административных барьеров. Как отмечено в документе, необходимо упрощать и ускорять оформление, чтобы сделать российское порты более привлекательными. Намерение благое, но что мы видим сейчас, в 2025 году? Совсем недавно, в конце февраля 2025 года, профильная комиссия РСПП поддержала предложения рыбацкого сообщества об устранении избыточных требований транспортной безопасности на рыболовных судах. Речь идет о дублировании функций транспортной безопасности в виде досмотров на входе в порт и на судно. На Дальнем Востоке 500 судов и выполнение этих требований повлечет расходы судовладельцев в размере не менее 2,8 млрд рублей. Большая часть этой суммы осядет в карманах различных фирм и компаний, реализующих соответствующее оборудование и услуги, а процедуры нахождения судов в российских портах будут усложнены. Мнение руководства страны На расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры в марте 2024 года Президент России Владимир Путин призвал максимально сократить количество проверок российского бизнеса, обеспечив при этом полную защиту прав россиян. Ранее, в январе 2024 года, глава российского государства на встрече с главами муниципальных образований субъектов России заявил о необходимости регулирования контрольно-надзорной деятельности. «Здесь важно не хватать и не пущать, не штрафы выкатывать, а своевременно предупреждать о возможных ошибках и помогать просто людям на местах не делать этих ошибок», - отметил Президент. В феврале 2023 г. на совещании судей судов общей юрисдикции, военных и арбитражных судов РФ российский лидер отметил, что российский бизнес не должен испытывать избыточного давления со стороны государства в условиях антироссийских западных санкций. По его словам, предприниматель должен соблюдать закон, «но не должен чувствовать прессинга еще и со стороны государства». Что происходит сейчас В марте этого года в Петропавловске-Камчатском бывший сотрудник Российского морского регистра судоходства осужден по обвинению в получении взяток от коммерческих организаций. Деньги платили за беспрепятственное освидетельствование флота. Судом и следствием установлено, что в декабре 2023 г. фигурант по предварительному сговору с тремя сотрудниками получил от трех представителей коммерческих организаций через посредника суммарно более 1 млн рублей взяток. Деньги передавались за оперативное и беспрепятственное освидетельствование пяти рыболовецких судов, принадлежащих трем предприятиям, сообщили Fishnews в пресс-службе Восточного межрегионального СУТ СКР. Выходит, что слова руководства страны не дошли до некоторых сотрудников контрольно-надзорных органов, а беспрепятственное освидетельствование судов рыбопромыслового флота возможно, по их мнению, за хорошую мзду. Если окунуться в эти вопросы глубже, то проблема освидетельствования приобретает внушительные размеры и отражается на работе всех судов рыбопромыслового и транспортного флота. Так, если взять расходы за год транспортного судна-рефрижератора, осуществляющего регулярные рейсы с рыбопродукцией с Курил, Сахалина и Камчатки во Владивосток, то суммы, которые регулярно выплачиваются различным фирмам и компаниям в связи с требованиями контрольно-надзорных органов, впечатляют. За 2024 год судовладелец этого судна-рефрижератора выплатил в адрес коммерческих и государственных учреждений 4 млн рублей. Все они связаны с требованиями контрольно-надзорных органов и в своём большинстве это покупка оборудования и материалов, без которых освидетельствование и эксплуатация судна невозможна. А теперь давайте посмотрим на эту проблему в масштабе Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, в котором на промысле ежегодно работают 500 морских судов. В итоге среднегодовые платежи рыбодобывающего и транспортного флота достигают 2 миллиардов рублей (!!!!!) в карманы различных фирм и компаний, реализующих и продающих оборудование и документацию, без которых контрольно-надзорные органы судно в море не выпустят. И в завершение Интересный факт: стоимость одного и того же оборудования для рыбопромышленников и обычных покупателей отличается в 1,5 – 2 раза. Причина снова лежит в бюрократической плоскости. Так, если рядовому гражданину нужен мотор для лодки, то он купит его по обычной цене, а судовладелец, т.к. мотор будет использоваться в спасательной шлюпке и должен быть аттестованным, будет покупать его по совершенно иной цене. Далекая окраина |