Все слишком иностранно
Рыбная отрасль требует от ФАС разъяснений Редакция изменений в закон № 57-ФЗ, регулирующий контроль иностранного участия в российских компаниях, имеющих стратегическое значение для государства, значительно продвинулась в решении ряда проблемных вопросов. Однако, как отметил заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников на совместном заседании Общественных советов при Росрыболовстве и ФАС России, некоторые важные аспекты по-прежнему требуют доработки. Напомним, ФАС хочет обязать переработчиков, а также смежные с ними отрасли представления информации о наличии у иностранного инвестора (группы лиц) права прямо или косвенно распоряжаться не менее чем 5% и не более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (доли) юридического лица, осуществляющего пользование отдельными видами участков недр. Предполагается, что в течение 365 дней со дня вступления в силу законопроекта иностранные инвесторы рыбодобытчиков обязаны подать ходатайство о согласовании установления контроля в порядке, предусмотренном Законом № 57-ФЗ, или снизить долю своего участия в уставном капитале такого лица до уровня менее 50% акций (долей). Изменить закон ФАС заставляют случаи установления контроля иностранных инвесторов над рыбодобывающими компаниями Дальнего Востока через создание зависимости «в процессе приемки, обработки, перегрузки, транспортировки, хранения и выбора покупателей и продажи рыбопродукции». «Данные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии самостоятельности отдельных российских обществ в вопросах планирования и осуществления комплексной деятельности по рыболовству и фактическом управлении такой деятельности со стороны иностранных инвесторов», – уверены в ФАС. Однако планируемые нововведения вызывают обеспокоенность у представителей отрасли, которые видят в этом потенциальные риски для инвестиционной привлекательности и развития рыбопромышленного комплекса. Ключевым проблемным моментом, по мнению Сергея Сенникова, является правовая неопределенность в перечне регулируемых видов деятельности. В частности, вызывает вопросы формулировка «производство рыбы, а также прочей продукции рыболовства и рыбоводства». Эксперт подчеркнул, что данные понятия не соответствуют отраслевому законодательству, что создает путаницу и неоднозначность в понимании того, какая именно продукция подпадает под действие закона. Он рекомендовал использовать терминологию, принятую в рыбохозяйственной отрасли, для большей ясности и избежания разночтений. Еще одним спорным моментом является критерий отнесения компаний к стратегическим на основании балансовой стоимости активов, превышающей 800 млн руб. Неясно, учитываются ли только активы, непосредственно связанные с производством рыбной продукции, или же любые активы компании, занимающейся рыболовством. Отсутствие четкого определения может привести к тому, что под действие закона попадут компании, чья основная деятельность не связана с рыболовством, но имеющие в своем составе рыбопромысловые активы. Сергей Сенников также обратил внимание на неравномерность применения требований к различным отраслям. Он отметил, что аналогичные требования не распространяются на использование других возобновляемых ресурсов, например, при производстве продукции в лесном или сельском хозяйстве. «Возникает вопрос, почему именно производство рыбной продукции, а не, скажем, мясной, рассматривается как фактор, влияющий на безопасность страны», заключил заместитель директора УК «Норебо». KONKURENT.RU |