Последние публикации

20 Июн 2025
Ученый совет Атлантического филиала ВНИРО по отчету экспедиции СТМ «Атлантида» в I этапе Большой африканской экспедиции
20 Июн 2025
Экспедиционные выезды по Челябинской области
20 Июн 2025
В Астрахани состоялось заседание Волго-Каспийского научно-промыслового совета
19 Июн 2025
Инвесторам пообещали амнистию
19 Июн 2025
Большая африканская экспедиция: «Атлантида» и «Атлантниро» следуют по маршруту научно-исследовательских работ
19 Июн 2025
Лососевая путина-2025: рыбаки добыли больше 2 тыс. тонн красной рыбы
19 Июн 2025
Fishkamchatka в ТГ
19 Июн 2025
Незаконный вылов лосося: браконьерам грозит уголовная ответственность
19 Июн 2025
Путина - 2025: Росрыболовство направляет опытных инспекторов на Дальний Восток
19 Июн 2025
Приморским филиалом «НЦБРСП» установлено почти двукратное превышение содержания мышьяка в партии живого краба из Магаданской области
19 Июн 2025
В Приморье и на Сахалине Россельхознадзором на экспорт оформлено почти 50 тысяч тонн рыбопродукции
19 Июн 2025
Ограничение рыболовства тихоокеанских лососей в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в 2025 году
19 Июн 2025
Учет раков в водоемах юга Тюменской области
19 Июн 2025
В Волгограде ликвидировали подпольный цех по выращиванию осетровых
19 Июн 2025
Сняты сезонные ограничения на вылов рыбы в Нижегородской области
19 Июн 2025
Осетры имеют значение
18 Июн 2025
«Океан» закрыт. Все ушли
18 Июн 2025
Дополнения (изменения) к сообщению от 27.05.2025 г. Сообщение о проведении годового заседания для принятия решений общим собранием акционеров открытого акционерного общества «Камчатскводпроект»
18 Июн 2025
Морпорт Петропавловска-Камчатского перешёл в государственную собственность
18 Июн 2025
Объёмы изъятия товарной аквакультуры соответствуют на Сахалине и растут в Приморье
18 Июн 2025
Кампания в целях расторжения договоров на рыбоводные участки на фоне роста аквакультуры в России продолжается
18 Июн 2025
В Смоленской области предотвращен нелегальный ввоз из Белоруссии лосося под видом мяса птицы
18 Июн 2025
Российские аквакультурные хозяйства увеличили объемы производства карповых и осетровых видов рыб
18 Июн 2025
Россияне едут за рыбой: гастрономический туризм на основе рыбной кухни набирает популярность
18 Июн 2025
С начала года российские рыбаки добыли свыше 2,2 млн тонн водных биоресурсов
18 Июн 2025
Крабовый король Приморья усилил влияние в морской отрасли
18 Июн 2025
Отчет ФАО. Вьетнамский пангасиус продолжит наступление
18 Июн 2025
Два детеныша краснокнижного вида тюленей вернулись в естественную среду обитания
18 Июн 2025
Рабочая поездка директора ВНИРО в Китай
18 Июн 2025
Учёные Азово-Черноморского филиала ВНИРО проводят оценку запасов хамсы и тюльки в Азовском море
18 Июн 2025
Обзор научно-исследовательских работ в рамках Большой пресноводной экспедиции
18 Июн 2025
ГД приняла в I чтении законопроект о производственном контроле в сфере аквакультуры
18 Июн 2025
Обзор промысловой обстановки по состоянию на 15 июня 2025 года
18 Июн 2025
Незаконный вылов лосося выявлен в Усть-Камчатском округе
17 Июн 2025
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
17 Июн 2025
Ход экспедиционных исследований лососей в дальневосточных морях
17 Июн 2025
Продолжаются исследования эффективности воспроизводства рыб в основном русле и дельте Волги
17 Июн 2025
Лососевая путина и ее научное сопровождение на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне
17 Июн 2025
Советник руководителя Азово-Черноморского филиала ВНИРО награжден орденом Александра Невского
17 Июн 2025
Африка: европейский неоколониализм в мировом рыбном хозяйстве рассыпается
17 Июн 2025
Минсельхоз готовит изменения правил аренды участков для аквакультуры
17 Июн 2025
ПОЛАР СИФУД РАША – новый участник выставки Seafood Expo Russia 2025
17 Июн 2025
В Ростовской области переоценят землю под рыбоводство
16 Июн 2025
Камчатским филиалом «НЦБРСП» оформлено на экспорт более 1,7 тысяч тонн рыбо- и морепродукции
16 Июн 2025
Учёные фиксируют рост новых загрязнителей в водоёмах развивающихся стран
16 Июн 2025
Норвежский импорт готовых креветок в апреле усилился
16 Июн 2025
Датская мидия преобладает на норвежском рынке
16 Июн 2025
Рыбопромышленная компания расторгла контракт с Росрыболовством на строительство двух траулеров под инвестквоты
16 Июн 2025
Продажи рыбных консервов в РФ снизились почти на четверть за последние пять лет
16 Июн 2025
На Камчатке полицейские изъяли 750 кг немаркированной рыбной продукции

Подписка на новости

Дельная дорога: Севморпуть выведет ресурсы российской Арктики на рынок Китая

Транспортные коридоры могут проходить через всю Евразию

Анастасия Костина

Севморпуть поможет нарастить поставки российского сырья из Арктики в Китай, рассказал «Известиям» посол России в КНР Игорь Моргулов. Это открывает доступ к перспективным арктическим проектам, в том числе в энергетической и сырьевой сферах. Уже есть совместные комплексы по производству СПГ. Возможны и другие инициативы, подчеркнул посол. По мнению экспертов, это может быть развитие хордовых маршрутов в Китай через северные порты СМП. Как развивается новая трансъевразийская логистика — в материале «Известий».

Как Арктика усилит сотрудничество РФ и Китая

Развитие Северного морского пути открывает доступ к перспективным арктическим проектам с Китаем, в том числе в энергетической и сырьевой сферах, заявил «Известиям» посол РФ в КНР Игорь Моргулов.

— Китай, как известно, уже участник наших комплексов по производству сжиженного природного газа, в перспективе возможна реализация и других совместных инициатив. В этом контексте Севморпуть становится не просто транспортным коридором, но и связующим звеном между китайским рынком и ресурсной базой Арктической зоны Российской Федерации, — сказал он.

К примеру, можно увеличить добычу нефти и производство СПГ для китайского рынка, а также наладить совместное производство оборудования, например, для наклонного бурения. Оно позволяет снизить ущерб окружающей среде и прокладывать инженерные коммуникации в недоступных для открытого способа местах, что для арктического региона довольно актуально, говорит руководитель Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге Кирилл Котков.

Сотрудничество здесь касается прежде всего проектов, связанных с месторождениями, отмечает также главный научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир» Владимир Петровский. Но есть и еще одно любопытное направление.

— Если мы возьмем трассу Севморпути, то практически к каждому из значимых портов в акватории СМП так или иначе привязаны перспективные проекты так называемых хордовых или меридианных маршрутов в Китай. Речь идет о том, чтобы проходить не весь Севморпуть, а строить железные дороги, трассы или речные пути, которые соединяли бы эти порты и проходили бы, например, через Сибирь на территорию Китая, — уточнил эксперт.

Такой проект в перспективе есть у Красноярского края — это магистраль «Белкомур», которая должна соединить Белое море с Уралом. Или, например, железнодорожная ветка, который соединяет Якутию с Амурской областью. Развитие подобных коридоров разгрузит грузовые маршруты и увеличит товарооборот между Россией и Китаем, резюмировал Котков.

Развивать Севморпуть лично договорились Владимир Путин и Си Цзиньпин еще в мае 2024 года по итогам визита российского президента в КНР. В частности, лидеры условились создать подкомиссию по развитию Северного морского пути. От слов тут же перешли к действию. Почти сразу же, в июне, во время ПМЭФ, госкорпорация «Росатом» и представители китайского бизнеса подписали соглашение о намерениях создать совместное предприятие — там займутся строительством судов и организацией круглогодичной контейнерной линии по Севморпути. А в ноябре того же года прошло первое заседание подкомиссии.

— Запуск этого нового направления нашей кооперации с Китаем отражает стремление двух стран не только к расширению сотрудничества в сфере арктической логистики, но и к согласованному формированию новых опорных точек глобальной инфраструктуры, альтернативной традиционным маршрутам, — сказал Игорь Моргулов.

Учреждение такого высокоуровневого рабочего органа призвано обеспечить координацию усилий РФ и КНР для долгосрочного освоения транзитного потенциала Севморпути как элемента новой трансъевразийской логистики, подчеркнул дипломат. Важно отметить, что интерес двух стран к сотрудничеству в Арктике не сводится к сиюминутным коммерческим выгодам. Речь идет о стратегической задаче — обеспечении устойчивых логических связей, поддержке глобальной торговли и участии в формировании новой архитектуры международной морской логистики, обратил внимание Моргулов.

Что даст развитие Севморпути России и Китаю

Интерес обеих стран к развитию СМП понятен, особенно на фоне санкционного давления, которое ломает всю мировую логистику. Владимир Путин и вовсе назвал его развитие важнейшим стратегическим приоритетом страны. Как минимум, это кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком (от Карских Ворот до мыса Дежнева — всего 5,6 тыс. км).

Предполагается, что СМП будет функционировать круглый год, в том числе за счет строительства атомных ледоколов. Непрерывная навигация в первую очередь улучшит ситуацию с северным завозом — ежегодно только в 25 регионов РФ доставляется 3,2 млн т грузов. И возможности СМП это более чем позволяют — общий объем грузоперевозок по итогам 2024 года составил рекордные 37,3 млн т.

Перевозят в том числе нефть и газ, полезные ископаемые, навалочные и контейнерные грузы, металлоконструкции, спецтехнику, древесину, продукты питания, например рыбу. К 2030-му году цифры планируются увеличить до 100 млн т. При условии развития маршрута в том числе через континентальные пути это кажется вполне реальным.

Китай также заинтересован в развитии северного коридора, подчеркивает Игорь Моргулов. Для Пекина есть очевидные преимущества. Во-первых, это экономически выгодно.

— В первую очередь речь идет о сокращении транспортных издержек — переход через Арктику между восточным побережьем КНР и портами Северной Европы на 15–20 дней короче по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал. Это дает экономию почти в два раза как по времени, так и в топливных затратах, что особенно важно для высокомаржинальных грузов, — рассказал «Известиям» посол России в Китае.

Во-вторых, китайская экономика в последние годы также нуждается в диверсификации торгово-транспортных коридоров. Как подчеркивал министр транспорта КНР Лю Вэй, «китайская сторона готова работать с Россией, чтобы в полной мере использовать роль механизма и повысить судоходные возможности арктического региона».

С точки зрения транспортной морской безопасности у Китая не всё гладко. В случае войны со стороны Тихого океана Китай может быть заблокирован Японией и Южной Кореей (де-факто США), где расположены десятки военных американских баз. С помощью такой островной дуги Штаты могут помешать Китаю выйти в открытый океан из Желтого в Восточно-Китайское морей, рассуждает Кирилл Котков.

Дальше идут Тайвань, который Вашингтон защищает от потенциального китайского «вторжения», и Филиппины — снова страна с американскими базами. Ключевой и единственной артерией, напрямую связывающей Тихий и Индийский океаны, остается Малаккский пролив. А там находится самое проамериканское государство Юго-Восточной Азии — Сингапур. К слову, это единственная страна региона, которая присоединилась к санкциям против России.

— Если США и их союзники заблокируют Китай в Малаккском проливе и судоходных путях Индийского океана, то Китай потеряет доступ к энергоносителям и экспортным товарам. Поэтому в последние годы Китай придавал большое значение отношениям со своими сухопутными соседями. Если подсчитать места, которые посетил председатель Си Цзиньпин в последние годы, то можно обнаружить, что больше всего он посетил сухопутных соседей Китая, — отметил сотрудник Центра международной юридической подготовки и сотрудничества ШОС Шанхайского университета политических наук и права Цуй Хэн.

Чрезмерная зависимость от отдельных маршрутов или рынков угрожает экономической устойчивости стран. Китай это понимает, и поэтому развитие разной транспортной инфраструктуры — краеугольный камень его инициативы «Один пояс, один путь». Имеется в виду создание торговых путей, которые повышают безопасность глобальной цепочки поставок, сказал «Известиям» профессор Шанхайского университета международных исследований Ян Чэн.

Но и тут есть свои риски. ОПОП пролегает через ряд не самых стабильных с геополитической точки зрения стран — например, Пакистан недавно чуть не оказался на грани ядерного столкновения с соседней Индией. Маршрут также проходит мимо Мьянмы, где с 2021 года, по сути, идет гражданская война.

При сохранении высокой зависимости от южных морских маршрутов местные поставщики объективно ищут альтернативы, которые менее уязвимы к международной турбулентности и неослабевающим рискам в ряде регионов Азии и Ближнего Востока, обращает внимание российский посол.

Интерес к СМП уже проявляют и новые игроки на китайском рынке грузоперевозок. «Мы как новая китайская судоходная компания очень хотим найти новый путь развития. В настоящее время СМП соответствует нашим ожиданиям в плане развития», — заявили, к примеру, в транспортно-логистической компании Torgmoll.

Спрос уже отражается в цифрах. За 2024 год китайские судоходные компании совершили 14 рейсов и перевезли в общей сложности 176 тыс. т контейнерных грузов — по обоим показателям рост почти вдвое по сравнению с 2023-м, отметил Игорь Моргулов.

 050620252.jpg

Известия


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
 <  Июнь   <  2025 г.