Клиентов нет, расчеты непредсказуемые. Санкции ударили по известному пароходству
Когда-то крупнейший морской перевозчик Дальнего Востока, ПАО «Приморское морское пароходство» (ПМП), столкнувшись с трудностями, с прошлого года прекратило круинговую деятельность и осваивает новое направление – экспорт российских продуктов питания. Как стало известно KONKURENT.RU из годового отчета компании, первая пробная партия была отправлена в Сингапур. «В 2024 г. эмитент осуществил единственную коммерческую операцию в сфере оптовой торговли продуктами питания», – говорится в отчете. Этот экспортный эксперимент принес компании прибыль в размере 1,5 млн руб.
В пароходстве также обращают внимание на общемировую тенденцию к потреблению натуральных и экологически чистых продуктов, а также продуктов с полезными свойствами. «На внутреннем рынке на развитие мелкооптовой торговли пищевыми продуктами влияют, с одной стороны, умеренно растущий спрос на небольшие партии продуктов питания по ценам ниже розничных, в том числе со стороны покупателей – физических лиц, в условиях неустойчивой экономической ситуации, а с другой стороны, усиливающийся контроль со стороны государства за производством и реализацией пищевых продуктов», – отмечается в отчете. В ПМП подчеркивают, что первая отправка партии в Сингапур позволила компании получить ценный опыт в поиске перспективных продуктов, выборе производителей и крупных дистрибьюторов. Это необходимо для дальнейшего развития нового направления. Вынудила ПМП переориентироваться на новую нишу сложная геополитическая ситуация, фактически «похоронившая» круинговый бизнес. «За время работы в судоходном бизнесе эмитент накопил колоссальный опыт по подбору, аттестации, обучению и иной подготовке специалистов для работы на различных типах морских судов, осуществляя свою деятельность в тесном сотрудничестве с АНОО ДПО УТЦ «ПРИСКО» и являясь надежным источником высокопрофессиональных морских специалистов для своих клиентов. Тем не менее из-за сложной геополитической обстановки, в том числе выразившейся в том, что пул клиентов сократился и международные расчеты стали непредсказуемыми, по итогам 2023 г. было принято решение закрывать это направление деятельности», – поясняют в ПМП. В первом полугодии 2024 года пароходство постепенно сворачивало круинговую деятельность, полностью прекратив ее к 1 сентября. Не все гладко и в других направлениях деятельности ПМП. Финансово-хозяйственная деятельность ООО «Поларус» (морские пассажирские перевозки на Сахалине) по итогам 2024 г. оценивается негативно. Компании не удалось обеспечить работой последний катамаран из-за разногласий со вторым участником ООО «Поларус» – норвежской «Джи Си Рибер Шиппинг», возникших на фоне новых геополитических реалий. Переговоры с потенциальным фрахтователем, начавшиеся в 2022 г. и продолжившиеся в 2023 г., не принесли результатов. Вероятность ликвидации компании высока, так как перспективы ее сохранения не просматриваются.
«Количество мест в номерах к продаже снизилось в связи со значительным износом номерного фонда, что повлекло за собой более длительный ремонт и простой номеров. Доходы от продаж за номерной фонд увеличились на 2 447 тыс. руб. в связи с увеличением количества фактически проданных мест в номерах на 875 единиц (увеличение загрузки гостиниц на 3%) в связи с улучшением партнерских отношений с крупнейшими компаниями города – основными поставщиками командировочных сотрудников в г. Находка», – говорят в ПМП. Основную прибыль ПМП в 2024 г. обеспечили морское агентирование (146,9 млн руб.) и предоставление медицинских услуг (134,5 млн руб.). В сфере морского агентирования ключевую роль играет ООО «АйЭсЭс-ПРИСКО». Несмотря на санкции, компания продолжает оказывать агентские услуги танкерам и судам снабжения в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в портах Де-Кастри, Находка, Холмск и в иностранных портах, выступая в качестве генерального агента. Кроме того, компания обслуживает танкеры в порту Новороссийск. Однако доходы ООО «АйЭсЭс-ПРИСКО» снизились. В ПМП объясняют это уменьшением поступлений валютной выручки. Потенциальные новые иностранные клиенты могут проявлять осторожность в отношении компании, несмотря на наличие бренда Inchcape. Российские клиенты также демонстрируют настороженность из-за иностранного акционера – британской «Иис Груп Холднгз Лимитед», контролирующей 50% компании.
Тем не менее в ПМП констатируют, что пациенты все чаще обращаются в ООО «Медицинский центр ПРИСКО» за срочной медицинской помощью. Для ранней диагностики и получения рекомендаций пациенты предпочитают высокотехнологичные медицинские центры и консультации врачей с высокими профессиональными категориями и учеными степенями, выбирая столичные центры и телемедицину. Дополнительным источником дохода для ПМП является сдача недвижимости в аренду, принесшая компании в прошлом году 69,9 млн руб. Стоит отметить, что расцвет ПМП пришелся на 90-е годы, когда пароходством руководил его основатель Александр Кириличев, а компания занималась морскими перевозками под брендом PRISCO. В настоящее время, согласно годовому отчету, основными акционерами ПМП являются: «Бэнк Оф Нью-Йорк Меллон Корпорейшн» (США) – 55,47% акций, «Грейтвуд Ассетс Корпорейшн» (Виргинские острова) – 19,99% акций, и «МГ Холдингз (Сайпрус) Лимитед» (Кипр) – 19,13% акций. |