Последние публикации

13 Янв 2025
Калининградские рыбаки смогут выловить в Балтике свыше 43 тыс. тонн шпрота
13 Янв 2025
Моллюски ощутили угрозу
13 Янв 2025
Россельхознадзором на Камчатке проконтролированы перевозки свыше 430 тонн икры без маркировки изготовителя
13 Янв 2025
Приморским филиалом ФГБУ «НЦБРСП» исследовано свыше 80 тысяч тонн рыбопродукции для экспорта
13 Янв 2025
Приморским филиалом ФГБУ «НЦБРСП» подтверждено соответствие 37 тысяч тонн кальмара
13 Янв 2025
Российские рыбаки ведут промысел с опережением показателей аналогичного периода прошлого года
13 Янв 2025
Корея сократила рыбный импорт из России на 27% в декабре
13 Янв 2025
Житель Южно-Сахалинска украл 114 кг свежей рыбы из грузовика ИП
13 Янв 2025
В портах РФ на Черном море усилили контроль за свежей рыбой
13 Янв 2025
На Камчатке в канун Дня российской печати вручили главные профессиональные награды
13 Янв 2025
Путина-2025: российские рыбаки начали промысел минтая и сельди
13 Янв 2025
Новая категория граждан и Вилючинский городской округ будут включены в проект «Рыба Камчатская»
13 Янв 2025
Почему Норвегия грубо нарушает Договор с Россией о Шпицбергене
13 Янв 2025
Почему Трамп хочет воевать за Арктику, контролируя Канаду, Гренландию и Панаму?
12 Янв 2025
Первый аукцион года по продаже рыбы фугу прошел в Симоносэки на западе Японии
12 Янв 2025
Борьба за Арктику: пять самых важных направлений (Politico, США)
11 Янв 2025
Импорт скумбрии в Южную Корею сократился на 14% в 2024 году
11 Янв 2025
Экономист Остапкович рассказал, как изменится ключевая ставка в 2025 году
11 Янв 2025
Импорт готовой рыбной продукции из недружественных стран: новые пошлины и их последствия
10 Янв 2025
Подведены итоги работы Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства в 2024 году
10 Янв 2025
В Новосибирской области выросли цены на все виды лосося
10 Янв 2025
Главный тренер «Зенита» Семак вложился в форелеводство в Карелии
10 Янв 2025
В Карелии в 2025 году заработают три новых завода
10 Янв 2025
Поставки краба на рынок России выросли за год на 20%
10 Янв 2025
Реконструкцию морского порта Корсаков планируется закончить в 2026 году
10 Янв 2025
Росрыболовство выставило на торги доли квот вылова крабов
10 Янв 2025
Мурманская компания требует с Ливадийского завода ₽885 млн из-за пожара на научном судне
10 Янв 2025
Внесены изменения в План искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в 2025 году
9 Янв 2025
Россельхознадзором на Камчатке проконтролирован экспорт более 90 тысяч тонн рыбопродукции и кормовой муки
9 Янв 2025
Арбитраж утвердил решение о взыскании с рыбопромышленника Дремлюги 17 млрд руб.
9 Янв 2025
Осетры наметали тренд
9 Янв 2025
«Гидрострой» построил на Сахалине два завода по переработке минтая
9 Янв 2025
86,5 тысяч тонн рыбы, икры и морепродуктов ушло с Камчатки на экспорт в 2024 году
9 Янв 2025
«Карага» и «Карымай» вступили в строй
9 Янв 2025
Нет змеи – возьми миногу!
9 Янв 2025
Сибирский океан: как Ломоносов исследовал Северный морской путь
9 Янв 2025
Наличие вины не доказывает наличие ущерба
9 Янв 2025
Валентин Катасонов: «Хозяева денег» – пестрый интернационал, их объединяет единая антирелигия»
9 Янв 2025
Первые результаты Большой африканской экспедиции: российским рыбакам рекомендовано увеличить вылов западноафриканской ставриды в районе Центрально-Восточной Атлантики
9 Янв 2025
Газовый маневр: как Россия обходит украинскую блокаду
9 Янв 2025
В 2025 году Росрыболовство увеличит объемы выпуска молоди ценных видов рыб
9 Янв 2025
Производство шпрот в Латвии обвалилось до критического уровня вследствие антироссийских санкций
9 Янв 2025
Есть желание, но нет возможности…
8 Янв 2025
Рыболовные самураи
8 Янв 2025
Особенности астраханской рыбалки: что ждёт рыбаков в 2025 году?
8 Янв 2025
Опять хвост и чешуя: Дальний Восток — не то место, где сидят настоящие короли «рыбной мафии»
7 Янв 2025
Попадет ли зараженная рыба из Чёрного моря на прилавки магазинов
6 Янв 2025
Программа инвестквот в действии: в 2024 году в Сахалинской области построены два завода по переработке минтая
5 Янв 2025
Сразу после Нового года: россиян готовят к крупнейшей с 1990-х денежной реформе?
4 Янв 2025
С расчетом на снижение

Подписка на новости

Сибирский океан: как Ломоносов исследовал Северный морской путь

Портал Sudostroenie.info продолжает серию статей о самых грандиозных инновациях и самых известных новаторах в судостроении и кораблестроении.

Сегодня расскажем о том, как исследовали Северный морской путь, и какое отношение к этому имел величайший русский ученый.

Михаил Васильевич Ломоносов, выдающий русский ученый и человек широчайшей эрудиции, был, между прочим, одним из первых изобретателей, получивших на свои изобретения настоящий государственный патент. Тогда такие бумаги назывались "привилегии". Привилегия – это охранный документ, "удостоверяющий факт предъявления изобретения правительству". Привилегии выдавались от имени царя по его специальному указу Министерством внутренних дел по Департаменту мануфактур внутренней торговли и утверждались Государственным советом.

Выдача царских привилегий на изобретения в России началась в середине 18 века, а первая из них была выдана в марте 1748 года. Одна из таких привилегий была пожалована Михаилу Ломоносову на "делание разноцветных стекол, бисера, стекляруса и других галантерейных вещей" на 30 лет использования. Да, со стеклом у Михайло Васильевича были особые отношения. Чего только стоит первая в России бизнес-презентация проекта стекольной фабрики, написанная… в стихах! Огромная поэма объясняла как пользу, так и экономику, и технологию производства собственного цветного стекла (в ту пору секретом такого стекла – смальты – обладали лишь итальянцы, и секретом делиться ни с кем не собирались).

Ломоносов – великий русский ученый-энциклопедист, внесший неоценимый вклад в развитие науки и культуры нашей страны. Но мало кто знает, что он был еще и первопроходцем в изучении Арктики и Северного Ледовитого океана. Его идеи и открытия во многом предопределили дальнейшее освоение Севера.

Поморское происхождение настраивало Ломоносова на изыскания в области мореплавания и судовождения. Еще в детстве Ломоносов впитал в себя суровую красоту русского Севера, на котором вырос. Повзрослев, он внимательно следил за всеми русскими и иностранными экспедициями, исследовавшими северо-восточные берега Сибири и часть Северной Америки.

Эти грандиозные географические открытия вдохновляли Ломоносова на собственные научные поиски. Так началась эпопея длиною в жизнь – организация экспедиций для изучения Северного морского пути. По сути, Ломоносов был первым российским ученым, обратившим самый пристальный взор к Арктике и к ее возможностям для "прирастания богатства России". О том, что у него получилось, и какие на этом пути были трудности, рассказываем в нашей новогодней статье.

Началось все, как у творческой личности, со стихосложения. Ломоносов внимательно следил за ходом Первой и Второй Камчатских экспедиций под руководством Витуса Беринга, которые в 1725-1743 годах исследовали северо-восточные берега Сибири и часть Северной Америки. Эти экспедиции вдохновили ученого на создание образа "Колумба российского", который "через воды спешит в неведомые народы". Образ впервые появился в "Оде на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года" и затем неоднократно повторялся в других произведениях Ломоносова.

А продолжилось научными спорами. В 1752-1753 годах вышли работы французских географов Ж.Н. Делиля и Ф. Бюаша, в которых они серьезно исказили историю открытий русских мореплавателей, приписав их заслуги вымышленному испанскому адмиралу Бартоломео де Фонте. Ломоносов, до глубины души возмущенный этим, начинает активно заниматься вопросом прохода в Тихий океан по Северному морскому пути. Он проводит обширные исследования, изучает историю полярных экспедиций, собирает материалы, пишет научные труды, в которых обосновывает возможность и необходимость освоения этого маршрута.

В 1755 году Ломоносов сочиняет "Письмо о Северном ходу в Ост-Индию Сибирским океяном", а в 1762-1763 годах создает "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию". В этих работах он не только подробно анализирует предыдущие попытки пройти Северным морским путем, но и на основе глубокого изучения природных условий Арктики, течений, ледовой обстановки и других факторов, обосновывает реальность осуществления этого грандиозного проекта.

В этих же работах вновь спорит с тогдашними западными учеными об освоенности русского севера и поморских торговых путей. Ломоносов был абсолютно уверен, что Россия первой начала осваивать Север. И у него были веские доказательства! На реке Пинеге в Кеврольском уезде нашли древние готические серебряные монеты, причем довольно далеко от моря. Да и новгородский летописец писал, что древние славяне ходили по рекам Выме и Печоре аж до Оби, чтобы добывать соболей.

Когда Вольтер в своей "Истории Российской империи при Петре Великом" заявил, что земля около Архангельска «весьма новая» и стала известна в Европе только в середине 16 века, Ломоносов ему ответил, мол, в Двинской провинции, где сейчас Архангельск, датчане и другие северные народы торговали еще тысячу лет назад, а то и больше. Об этом еще Стурлезон (видимо, имеется в виду Снорре Стурулсон, летописец викингов) писал в 12 веке.

Ломоносов рассказывал о том, через какие суровые испытания прошли наши первопроходцы - Федот Алексеев, Семен Дежнев и Герасим Акундинов. Они еще в 1647-1648 годах обнаружили пролив между Азией и Америкой. Ломоносов же подтвердил, что эта экспедиция – прямое доказательство того, что можно пройти морем из Ледовитого океана в Тихий.

Далее обнаруживается, что наш великий Ломоносов навыков, полученных в поморском бытии, не растерял. Он вывел целую серию советов по подготовке такой экспедиции.

Во-первых, корабли должны быть не то, чтобы новые, но крепкие, легкие и поворотливые. И досками обшить от льдов не забудьте! А еще он советовал взять "по два-три торосовых карбасков, какие на Белом море при ловле тюленей промышленники употребляют". Карбаски – это лодки, которые по воде идут на веслах, а по льду – тягой.

Но самое крутое – это, конечно, команда. Ломоносов предлагал набрать лучших торосовщиков из Архангельска, Мезени и других поморских мест. Эти ребята – настоящие морские волки, они и на лыжах ходить мастера, и белых медведей ловить, и стужу с нуждой терпеть привыкли. В общем, команда мечты.

Кроме того, он советовал взять пару-тройку человек, знающих языки народов, живущих по северным берегам Сибири. Особенно чукотский язык.

Ну и конечно, Ломоносов думал о здоровье команды. Цинга – это бич полярных стран, так что без противоцинготных средств никуда. Не забыл и о навигации. Здесь Ломоносов приложил талант ученого-практика: и квадранты английские улучшал, и компас самопишущий изобрел, и прибор для определения скорости течений, и даже придумал новый морской барометр.

Ломоносов предлагает два возможных маршрута экспедиции: через Новую Землю к Чукотскому носу и между Гренландией и Шпицбергеном к северо-западному побережью Северной Америки. Он тщательно продумывает все детали организации экспедиции – состав, снаряжение, навигационное оборудование, зимовку на Шпицбергене и т.д. Ученый понимает, что для успеха предприятия необходимо всестороннее научное изучение Арктики, и сам проводит ряд важных исследований, в том числе по определению направлений течений, формированию и движению ледяных полей.

В 1764 году по инициативе Ломоносова и при поддержке великого князя Павла Петровича Екатерина II издает секретный указ об организации экспедиции для поиска Северного морского пути. Возглавить ее должен был капитан первого ранга В.Я. Чичагов. К сожалению, Ломоносов не дожил до начала экспедиции, скончавшись в апреле 1765 года. Но его идеи и разработки легли в основу этого и последующих арктических проектов.

Хотя первые две попытки Чичагова в 1764 и 1765 годах пройти Северным Ледовитым океаном к Камчатке не увенчались успехом из-за сплошных льдов, они стали важным шагом в начале научного изучения и освоения Арктики. Ломоносов впервые дал глубокое научное обоснование возможности Северного морского пути, предложил конкретные маршруты и организационные решения. Его труды оказали огромное влияние на последующие поколения полярных исследователей и внесли неоценимый вклад в развитие географической науки.

Ломоносов по праву считается пионером североведения в России. Его идеи и разработки во многом определили дальнейшее освоение Арктики в XIX-XX веках. Несмотря на временные неудачи, Северный морской путь стал важнейшей транспортной артерией нашей страны, а изучение Арктики – одним из приоритетных направлений российской науки. Наследие великого ученого и сегодня служит основой для дальнейшего развития этого стратегически важного региона.

Текст: Антон Северный

Sudostroenie.info


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
 <  Январь   <  2025 г.