Последние публикации

13 Дек 2024
Об итогах промысла и судьбе участков
13 Дек 2024
В ноябре месячный объём пресноводного вылова в Приморском крае достиг рекордного показателя в этом году
13 Дек 2024
На Камчатке нашли популяцию редкого озерного лосося
13 Дек 2024
В Москве прошел первый фестиваль дальневосточной кухни
13 Дек 2024
Премиальные морепродукты напрямую от рыбаков появились в «Перекрестке»
13 Дек 2024
Ранее судимый мужчина вновь предстанет перед судом по уголовному делу о краже морепродуктов из рыбного цеха
13 Дек 2024
Великобритания по-прежнему зависит от российской белой рыбы
13 Дек 2024
В Корсаковском районе построят рыбоперерабатывающий комплекс мощностью до 500 тонн сырья в сутки
13 Дек 2024
На Сахалине поймали браконьера с тремя килограммами лососевой икры
13 Дек 2024
Центр системы мониторинга рыболовства и связи разработал “Электронный рыболовный журнал” для любительского рыболовства
13 Дек 2024
Глава ВАРПЭ рассказал, как избежать финансового кризиса рыбной отрасли РФ
13 Дек 2024
Икорная блокада Камчатки. Даже красная рыба против!
13 Дек 2024
В Забайкалье Россельхознадзор с помощью компонента «Меркурий» выявил в обороте икру осетровых с нарушением прослеживаемости
12 Дек 2024
Александр Козлов: Россия и Азербайджан обсуждают меры по предотвращению обмеления Каспийского моря
12 Дек 2024
Суд удовлетворил иск военной прокуратуры и принял решение о взыскании с жителя Владивостока ущерба, причиненного водным биоресурсам
12 Дек 2024
Бывшая компания Кана перекупила свои же квоты на вылов креветки
12 Дек 2024
Российские рыбаки добыли свыше 4,6 млн тонн водных биоресурсов
12 Дек 2024
Цифровой атлас правил рыболовства формируется в России
12 Дек 2024
Росрыболовство распределило по пользователям квоты на добычу водных биоресурсов в Северном бассейне на 2025 год
12 Дек 2024
Учёные Чукотки завершили мониторинг морских млекопитающих
12 Дек 2024
Искусственное воспроизводство на лососевых рыбоводных заводах Магаданской области
12 Дек 2024
СТМ «Атлантниро» в Большой африканской экспедиции зашло на рейд порта Нуадибу (Исламская Республика Мавритания)
12 Дек 2024
Заседание Северного бассейнового научно-промыслового совета
12 Дек 2024
Развитие аэровизуальных исследований тихоокеанских лососей в Камчатском крае
12 Дек 2024
ВТБ прекратил участие в проекте «Морской порт Геленджик»
12 Дек 2024
Росморпорт начал оказывать услуги по перевалке грузов на терминале в Пионерском
12 Дек 2024
Верфи Вьетнама
12 Дек 2024
Первые социальные карты в рамках проекта «Камчатская рыба» получили жители региона
12 Дек 2024
Заседание Камчатского рыбохозяйственного совета прошло в регионе
12 Дек 2024
Россиянам рассказали, когда улучшится ситуация с ценами на красную икру
12 Дек 2024
Рыбаки попросили не запрещать промысел по заключениям ФАС об иностранцах
12 Дек 2024
Рыбопромышленники объяснили цены на икру искажением рынка
11 Дек 2024
Производство рыборазводного предприятия СХПК «Лидовский» выросло в два раза с господдержкой
11 Дек 2024
Изъятые у «крабового короля» Кана квоты проданы на аукционе
11 Дек 2024
Во Владивостоке осудили пять сотрудников безопасности рыбодобывающей компании
11 Дек 2024
Глубоко копают. В Хасанском округе ищут место для портовой зоны
11 Дек 2024
Чиновники топят нулевой НДС для судоремонта?
11 Дек 2024
Три суда подтвердили копеечную цену сахалинского рыбозавода, который не могут обанкротить 8 лет
11 Дек 2024
Россельхознадзором в аэропорту Петропавловска-Камчатского зафиксировано 6 попыток оформления в багаже икры сверх разрешенного веса
11 Дек 2024
Россельхознадзором в Приморье и на Сахалине на экспорт оформлено 585 партий рыбы и морепродуктов
11 Дек 2024
Проект «Камчатская рыба» перезапущен по поручению Владимира Солодова
11 Дек 2024
Из Мурманской области отправлено на экспорт более 139 тысяч тонн рыбной продукции
11 Дек 2024
Решение о господдержке судостроения прибрежного промысла может быть принято к концу года - эксперт
11 Дек 2024
На Камчатке наградили экипаж спасательного судна Росрыболовства «Справедливый»
11 Дек 2024
В Общественной палате РФ состоялось первое заседание нового состава Общественного совета при Росрыболовстве
11 Дек 2024
В Приморье выбирают площадку для размещения нового глубоководного порта
11 Дек 2024
Сергей Лобко: Не все рыбаки смогут пережить кризис
11 Дек 2024
Россельхознадзор проконтролировал соблюдение ветеринарного законодательства в двух московских ресторанах сети «Моремания»
10 Дек 2024
Бурятия и Росрыболовство обсуждают возможность пробной добычи омуля на Байкале
10 Дек 2024
Красную икру проверят на готовность в Сахалинской области

Подписка на новости

Выгоден ли Севморпуть для транзита? Китайцы все подсчитали

Разговоры о том, что Северный морской путь может и должен стать настоящей альтернативой Суэцу, а не просто маршрутом вывоза российских углеводородов, всерьез зазвучали примерно три года назад. Рубежным эпизодом, который вывел их на новый уровень можно считать нашумевшую эпопею с контейнеровозом Ever Given. Напомним, что в марте 2021 года судно намертво заблокировало главный судоходный канал мира, сев на мель и неудачно развернувшись при этом прямо поперек фарватера.

ver Given простоял в канале с 23 по 29 марта, то есть всего семь неполных дней. Но этого хватило, чтобы нанести колоссальный ущерб мировым грузоперевозкам. Каждый день простоя оценивался примерно в 9,6 млрд долларов, то есть общие потери превысили 60 млрд долларов. Впрочем, многие эксперты давали тогда еще более впечатляющие цифры, согласно которым ущерб зашкаливал за 100 млрд долларов.

В любом случае ясно, что инцидент напугал многих грузоотправителей, заставив прикидывать возможные альтернативные маршруты и их себестоимость. А заодно вдохновил российских аналитиков на позитивные прогнозы роста трафика по Севморпути. В декабре 2021 года Общественный совет Северного морского пути сообщил, что объем транзитных перевозок вырос на 56 %.

Основной поток грузоперевозок по СМП в 2021 году был направлен на Восток – везли сырье, в частности железорудный концентрат, древесину и уголь.

Одним из наиболее активных участников стал альянс двух компаний – норвежской Golden Ocean Management и швейцарской SUEK AG: на их счету 18 рейсов с использованием судов дедвейтом до 80 000 тонн. Все они доставляли железорудный концентрат в порты Китая. Немецкий оператор United Heavy Lift организовал 14 рейсов как в восточном, так и в западном направлениях, специализируясь на перевозке генеральных и контейнерных грузов. Китайская судоходная компания COSCO Shipping отметилась таким же количество рейсов. Еще одна немецкая компания, Oldendorff Carriers, выполнила восемь рейсов с помощью судов дедвейтом до 121 000 тонн. Шесть из этих рейсов включали доставку угля и железорудного концентрата с запада на восток.

Были и другие перевозки, так что по итогам года Общественный совет СМП зафиксировал 86 транзитных рейсов. Среднее время прохождения по Севморпути составило 11 суток. Общий объем перевезенных грузов – 2 млн тонн.

Заместитель председателя Госкомиссии по Арктике Владимир Панов, опираясь на эти показатели, дал в декабре 2021-го прогноз, что к 2030 году транзитные перевозки должны достичь 30 млн тонн. Причем это он назвал консервативным сценарием. Время показало, что эти ожидания были не просто завышенными, а откровенно нереалистичными. Конечно, огромную роль сыграл коллапс 2022 года, случившийся из-за ухода с линий западных операторов и жесткого разрыва целого ряда контрактов. Однако сложно представить, чтобы даже в мирных условиях рост транзита был столь масштабным, чтобы за считанные годы взять планку в 30 млн тонн. В текущем году цифры транзитных перевозок едва перевалят за 3 млн тонн.

Опять приведем слова все того же Владимира Панова, только теперь уже процитируем его нынешнее ноябрьское интервью телеканалу «Россия»:

«Важно еще отметить то, что у нас будет так же новый рекорд по транзитным грузам, это грузы, которые проходят не из портов по акватории Северного морского пути, а это у нас Карское море и Берингов пролив. А это у нас соответственно груз, который проходит вот это все расстояние в три тысячи морских миль – насквозь Северный морской путь. И в настоящий момент у нас транзитный грузопоток в этом году уже достиг 3 миллионов 80 тысяч тонн. По сравнению с прошлым годом это примерно больше, чем на 43%».

Для того, чтобы выйти на показатели, намеченные в «консервативном сценарии» на 2030 год, транзитным перевозкам придется вырасти в десятикратном размере за ближайшие шесть лет. И шансов на это, честно говоря, не просматривается при всем желании. Разве что хуситы уничтожат какой-нибудь американский авианосец, а потом объявят тотальную блокаду Суэца, отправляя на дно любой транспорт, зашедший в Красное море.

Тем не менее сам факт роста интереса международных перевозчиков к транзитному маршруту вдоль побережья Северного Ледовитого океана отрицать нельзя. Да, западные операторы сами себя ограничили в этом плане, но есть целый ряд стран Азиатско-Тихоокеанского региона, для которых это направление представляется вполне выгодным и перспективным. Весь вопрос в том, каков конкретный выигрыш для операторов по всей совокупности факторов, включая не только сокращение длины маршрута где-то на 40 %, но и такие сложные переменные, как климат, стоимость топлива, тарифы на ледокольную проводку и т.д.

Интересно в этом плане обратиться к расчетам группы исследователей из шведского Технического университета Чалмерса, ряда британских организаций, а также Даляньского морского университета. Формально почти все они западные ученые, но в реальности пятеро из семи в этой группе этнические китайцы, чей интерес к теме Севморпути очень характерен. Работа их называется «Анализ затрат и выгод трансарктического альтернативного маршрута в сравнении с Суэцким каналом: метод, основанный на высокоточных моделях поведения судов, погоды и ледового прогноза» («Cost-Benefit Analysis of a Trans-Arctic Alternative Route to the Suez Canal: A Method Based on High-Fidelity Ship Performance, Weather, and Ice Forecast Models»). Авторы: Чжиюань Ли, Ли Дин, Луофэн Хуан, Йонас Ринсбергс, Хуэй Гун, Николя Фурнье и Чжэньцзю Чжуан. Статьяопубликованав Journal of Marine Science and Engineering (март 2023 г.).

В качестве модели, на основе которой в их работе рассматривается эффективность прохода по арктическому маршруту, выбран сухогруз 2015 года постройки класса Arc 4 со следующими характеристиками:

  • Длина – 190 м
  • Ширина – 28,5 м
  • Осадка – 11 м
  • Валовая вместимость – 27 787 т
  • Дедвейт – 37 077 т
  • Эксплуатационная скорость – 14,8 узл.

Сухогруз реально работает в Арктике с 2018 года, занимаясь перевозкой генеральных грузов. Выбор именно его в качестве модели был продиктован рядом соображений. Например, ледовый класс Arc 4 оптимален с точки зрения платы за ледокольное обслуживание – более низкий параметр обходился бы дороже, а более высокий резко задрал бы стоимость самого судна. Ширина 28,5 метров позволяет спокойно пользоваться ледовыми каналами в кильватере идущих впереди ледоколов, стандартная ширина которых составляет 30 метров. Осадка соответствует мелководным арктическим морям, а также позволяет проходить проливы Дмитрия Лаптева и Санникова.

Прохождение маршрута самостоятельно, если позволяет климат, получается длиннее и требует большего количества топлива. В конвое – быстрее, но есть дополнительные сборы за привлечение ледоколов.

  • Свободное плавание – 1457 морских миль, 198 часов, 83,1 тонны топлива
  • Ледокольный конвой — 1393 морских миль, 133 часа, 66,2 тонн топлива

Конечными пунктами маршрута исследователи обозначили Роттердам и Шанхай. После этого было проведено сравнение расходов на его прохождение как через Севморпуть, так и через Суэцкий канал. В рассмотрение, помимо расходов на топливо и сборов за ледокольную проводку либо за прохождение Суэца, были включены также такие категории, как:

  • ремонт и обслуживание (расходы на сухой док, снабжение, смазку, запасные части и все расходы, связанные с ремонтом неисправных деталей)
  • расходы на экипаж, включая заработную плату (средняя месячная заработная плата считается равной 5650 долл. США на человека для переходов по южным маршрутам и плюс 10 % в арктических водах) и специальную подготовку для работы в Арктике (обучение одного экипажа оценивается в 50 тыс. долларов)
  • страхование

Все эти подсчеты были сведены исследователями в следующую таблицу:

Общие расходы на рейс в тыс. долл. США Суэцкий канал СМП
Июль Сентябрь Июль Сентябрь
Среднее время в пути (дни) 29 29 23 25
Эксплуатационные расходы (тыс. долл. США) 226,4 226,4 200,4 217,8
Стоимость топлива (тыс. долл. США) 354,1 340,8 237,6 250,5
Сбор за проход по Суэцкому каналу (тыс. долл. США) 165,6 165,6 ——————- ———————
Тариф на ледокол (тыс. долл. США) ——————- ——————- 163,3 ———————
Общая стоимость (тыс. долл. США) 746,2 732,9 602,1 488,9

Как поясняют исследователи, составившие эту модель, сентябрьские трансарктические рейсы обходились без ледоколов, потому что СМП был почти свободен ото льда вдоль маршрута. В июле, напротив, имелась относительно сложная ледовая обстановка и требовалась проводка.

В итоге получается, что летом проходить маршрут по Суэцу стоит 746,2 тыс. долларов против 602,1 тыс. долларов за арктический вариант. Разница – 144,1 тыс. долларов. В сентябре же контраст получается гораздо более разительным. Вместо 732,9 тыс. долларов оператору придется заплатить 488,9 тыс. долларов. То есть сэкономить 244 тысячи долларов – целую треть стоимости! Авторы статьи обращают внимание, что стоимость топлива определялась в относительно низких ценах 2021 года и все равно составило наибольшую долю – более 40% от общих рассматриваемых расходов.

Государства Глобального Юга, не участвующие в санкционных играх и не политизирующие до максимума отношения с Россией, не могут не обратить внимание на эти расчеты. В первую очередь, речь, конечно, идет о самом Китае, а также о странах Юго-Восточной Азии. Это дает надежду на то, что транзит по Севморпути все-таки будет набирать обороты и к 2030 году удастся реализовать хотя бы треть «консервативного сценария», то есть выйти на 10 млн тонн транзитных грузов. Если получится взять половину, добравшись до 15 млн, это можно будет считать крупным успехом.

МедиаПалуба


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Декабрь   <  2024 г.