Правительство предлагает крабопромышленникам сыграть в «глубоководную» рулетку
Вновь предпринята попытка продать компаниям право на промысел глубоководных крабов в Японском и Охотском морях. Как узнал KONKURENT.RU, после нескольких неудавшихся попыток реализовать лоты в Дальневосточном бассейне «рыбные» чиновники решили теперь пересмотреть правила. Что следует из двух извещений, о проведении аукционов в электронной форме по продаже права на заключение договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях. Документы опубликованы в открытом доступе 11 ноября согласно распоряжению правительства № 3151-р от 6 ноября 2024 г. Осуществлено укрупнение инвестиционных лотов по глубоководным крабам. Теперь вместо шести лотов будет два, включающие по 50% доли квоты добычи краба-стригуна красного в подзоне Приморье и Западно-Сахалинской подзоне и краба-стригуна ангулятуса в Восточно-Сахалинской и Северо-Охотоморской подзонах. Стоимость каждого лота оценена в 1,6 млрд. руб. Для сравнения: ранее ФАР предлагал лоты с глубоководным крабом купить по цене 507 млн руб. за каждый из 6 лотов. Два раза аукционы не состоялись, желающих не было. На третий аукцион Росрыболовство даже снизило цену за один лот до 456,5 млн. рублей, но аукцион вновь не состоялся. KONKURENT.RU тогда отмечал, что не последнюю роль в аукционных провалах играли инвестиционные обязательства, более чем значительные для столь малорентабельного промысла. Так, победители аукционов должны на каждый лот построить на российских верфях одно среднетоннажное судно длиной более 50 м и валовой вместимостью более 1000 куб. м. Судно должно было иметь оборудование по производству продукции из крабов суммарной мощностью не менее 10 тонн в сутки, и (или) наличие емкостей для транспортировки крабов суммарным объемом не менее 350 куб. м, и/или наличие оборудования по производству продуктов из отходов производства 2 тонн, и/или наличие морозильного оборудования 15 тонн. Аналогичные требования предъявляется к потенциальным победителям и сейчас. Но найдется ли инвестор, который пожелает выложить 1,6 млрд на лот и инвестиционное обязательство по постройке судна стоимостью более 2,5 млрд руб. большой вопрос. В аукционных условиях опять есть противоречие, в двух лотах общий объемом 6 тыс. тонн, который двумя построенными судами не освоить. Статистика показывает, что средний годовой вылов глубоководных крабов составляет около 900 тонн на 1 судно, следовательно, для освоения 6 тыс. тонн краба требуется не менее 7 судов. Таким образом, для освоения квот краба по 1 лоту надо будет купить еще 3 судна, так как в каждом укрупненном лоте теперь по 3 тыс. тонн глубоководных крабов, а для их освоения нужно не менее четырех краболовов с соответствующими эксплуатационными расходами. В этом главная ошибка расчетов инициаторов укрупнения лотов. Уже по этой причине новый аукцион вряд ли состоится. Насколько все просчитывают глубоководный промысел, доказывает и печальная статистика: с 2019 г. было проведено уже 10 аукционов по продаже квот на вылов глубоководных крабов, все они завершились безрезультатно, либо признаны несостоявшимися, либо победители отказались от них. Итог, новые суда не построены, а почти 90% выделенных на инвестиционные цели квот глубоководного краба не освоено, речь идет о 29 тыс. тонн не выловленного за прошедшие пять лет краба. При этом не раз сообщалось, что порядка 15 предприятий и около 20 специализированных для глубоководного промысла краболовов могли освоить весь этот объем квот, но вместо этого они стояли на простое в портах. По некоторым оценкам, государство потерпело убыток от невыбранных квот краба, не получив соответствующие налоговые платежи в бюджет на уровне 1,2-1,5 млрд. руб. Чтобы исправить эти ошибки, в мае Росрыболовство выступило с инициативой исключить глубоководные крабы из перечня инвестиционных объектов промысла. И передать эти 6 тыс. квот глубоководных крабов предприятиям ранее обладавшими этими квотами в промышленное освоение. Это нормальная инициатива, разрешающая все проблемы глубоководного промысла крабов. Данное предложение поддержало Министерство сельского хозяйства, а также Минфин и Минэкономразвития, на рассмотрение правительство был даже представлен соответствующий проект распоряжения. Его в августе с.г. поддержал и Координационный совет рыбохозяйственных ассоциаций Дальнего Востока. Координационный совет обосновал свое видение тем, что глубоководный промысел высоко рискованный, технологически сложный и дорогой, то есть абсолютно не инвестиционный. Ведется он на малоизученных и труднодоступных ресурсах. Себестоимость готовой продукции из глубоководных крабов высокая, а рыночная стоимость продукции низкая. Более того, средние цены на продукцию из глубоководных крабов в результате санкционных ограничений фактически откатились на десять лет назад и по итогу 2023 г. составили 5,59 доллара за килограмм. Эксперты отмечали, что пока власти думают над своей же инициативой, вновь будет потеряно время и снова неосвоенными останется более 6 тыс. тонн крабов, ныне «замороженных». Что является нерациональным использованием государственных ресурсов. Но, как говорится, что-то пошло не так. В ноябре правительством был принят диаметрально противоположный документ – и теперь новые инвесторы, видимо, должны взять огромные кредиты под огромные проценты, чтобы в очередной раз сыграть в глубоководную рулетку. Захотят ли? Или безопасней и надежней положить 4 млрд руб. в банк под процент и иметь гарантированный доход, чем вложить их в заведомо убыточный проект и потерять все? Konkurent.ru |