Что стоит за проектом «сухопутного дублера Северного морского пути»
Альтернативная транспортная система предполагает более быструю, безопасную и доступную перевозку грузов по сравнению с использованием СМП
Компания, позиционирующая себя как разработчика транспортно-инфраструктурных комплексов, и располагающаяся как в Беларуси, так и в Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ), представила проект организации высокоскоростных грузопассажирских перевозок, в том числе транзитных – в качестве альтернативы другим видам транспорта (судоходству и авиации) за счет высокой скорости передвижения и уровня комфорта. Автор технологии струнного транспорта, на которой основываются проекты компании, презентовал ее ранее в России, но, кроме оригинальности идеи, она отличается тем, что ни один из производных проектов ещё не реализован. Изобретение главного конструктора компании – струнный рельс; сейчас утверждается, что рельсо-струнные транспортно-инфраструктурные комплексы, разработанные компанией, в 2021 году были сертифицированы в ОАЭ в соответствии с международными нормативами и получили название uSky. В чем состоит идеяКак говорится в сообщении компании, которое передает издание Naked Science, – ориентировочная протяженность маршрута «сухопутного дублера Северного морского пути» составляет 10 600 километров. Разработаны два альтернативных пути. Главный – «Мурманск – Петропавловск-Камчатский» (с ответвлениями до северных портов Певек, Магадан, Тикси), он дублирует СМП, проходя по материковой части Арктики. Крайние точки – Мурманск и Петропавловск-Камчатский обеспечат доставку грузов на суда ледового класса, позволят наладить магистральный транзит и могут содействовать обслуживанию ледокольного флота.
Второстепенный – «Архангельск – Магадан» – установит сообщение между СМП, БАМом и Транссибом, что позволит связать транспортные артерии России, отдаленные территориально регионы страны, расширить международное сотрудничество и привлечь иностранные инвестиции.
Перевозки по маршруту должен осуществлять транспортно-инфраструктурный комплекс производительностью около 100 млн тонн грузов в год. Для соединения точек маршрута предполагается постройка специального транспортно-инфраструктурного комплекса, в состав которого входят воздушный тоннель мембранного типа, подвижной состав, объекты инфраструктуры и автоматизированная система управления. В качестве основного материала несущего каркаса тоннеля разработчики предложили коррозионностойкую рулонную сталь. Основная горизонтальная нагрузка от предварительно напряженного (растянутого) тоннеля ложится на анкерные опоры, установленные с шагом до 10 км. Для поддержки самого тоннеля устанавливаются трехметровые (этого достаточно для безопасного перемещения диких животных под тоннелем) промежуточные опоры железобетона и стального проката с шагом от 60 м. При пересечении рек, озер, ущелий и иных широких препятствий шаг опор может быть увеличен.
Для работы в тоннеле компанией разработано несколько вариантов подвижного состава: пассажирский поезд, состоящий из отдельных салонов (отсеков) длиной около шести метров; навесное автоматическое грузовое транспортное средство, предназначенное для транспортировки грузовых контейнеров между портами и логистическими центрами; автоматизированный комплекс с непрерывным кольцевым движением в составе воздушного тоннеля, позволяющий организовать непрерывную доставку сыпучих, штучных и фасованных грузов. Движение грузовых и пассажирских поездов в тоннеле может быть организовано в двух направлениях, также существует вариант комплекса с двумя разнонаправленными тоннелями. Тоннельный комплекс рекомендован разработчиками к строительству в самых суровых природно-климатических условиях. Что об этом говорятВ 2023 году в связи с тем, что руководство Ленинградской области всерьёз очаровалось идеей быстрого перемещения населения по воздушной технологии, издание Mashnews провело и представило мини-расследование – кто изобретатель и что говорят на эту тему эксперты и мировое сообщество. «Автор технологии струнного рельса – изобретатель и предприниматель Анатолий Юницкий. Он возглавляет группу компаний Unitsky String Technologies, Inc. Её официальный сайт сообщает, что транспортно-инфраструктурные решения uST основаны на технологии создания предварительно напряжённых транспортных эстакад нового поколения, ключевым элементом которых выступает струнный рельс – стальная или композитная балка, в сердцевине которой находится пучок преднапряжённых растяжением проволок (струн) и оснащённая головкой рельса, по которой в автоматическом режиме на скорости до 150 км/ч (в перспективе до 500 км/ч) должны двигаться пассажирские и грузовые электромобили на стальных колёсах. Горизонтальную нагрузку в эстакаде принимают на себя анкерные опоры, установленные на удалении до 10 километров друг от друга. По замыслу изобретателя, они могут быть объединены с пассажирскими станциями, грузовыми терминалами и помещениями коммерческого назначения». По словам Mashnews, эксперты скептически оценивают саму концепцию передвижения по струнным рельсам. В 2017 году доктор технических наук Владимир Зылёв, заведующий кафедрой «Строительная механика» в Российском университете транспорта (МИИТ), назвал проект «абсолютно нежизнеспособным». Транспортный инженер Иван Вергазов рассказал, что идее Анатолия Юницкого десятки лет: «Реализованных не демонстрационных линий пока нет, и это, на мой взгляд, показатель того, что на коммерческую эффективность ни один проект так и не вышел даже на бумаге. С точки зрения заимствования каких-то технологий для дальнейшего их изучения, это может быть интересно. Но, видимо, по ряду показателей Юницкий или искренне заблуждается, или в реальности эти показатели не подтверждаются». С технической точки зрения, и вообще с точки зрения развития общественных пассажироперевозок комментировать этот проект нет никакого смысла, уверен эксперт по транспорту Олег Арефьев: «Если всё же попробовать порассуждать о проекте с технической стороны, то в двух словах: очень высокая стоимость при очень сомнительных результатах и откровенно слабом техническом обосновании. Но вторая, кроме технической, из крупных проблем инноватора – финансовая. Понятно, что на столь масштабные идеи нужно много денег, и изобретатель очевидно обладает даром убеждения потенциальных инвесторов. Анатолий Юницкий говорил, что создание первых образцов струнных транспортных систем финансировалось по модели краудинвестинга. В СМИ, правда, это назвали финансовой пирамидой, управляемой компанией SkyWay. В 2018 году, как утверждает Mashnews, Международная организация комиссии по ценным бумагам (OICV-IOSCO) выпустила предупреждения, связанные с деятельностью SkyWay: органы финансового регулирования многих стран или сообщили своим гражданам о том, что SkyWay не имеет права выпускать ценные бумаги и оказывать финансовые услуги, или предупредили общественность о возможности оказаться вовлечёнными в финансовую пирамиду. У настоящих инноваторов порой сложная судьба – их не принимают так же, как и авантюристов, а по СМИ трудно судить – насколько интересны/реальны проекты изобретателя-предпринимателя. Как бы то ни было, пусть в устаревающем мире изобретенных тысячи лет назад колес и плавательных средств появляются новые идеи – возможно, по-настоящему технологичные и инновационные решения нынешних транспортных проблем уже зреют в чьей-то голове. Пора придумать технологии безопасной и недорогой телепортации. Анна Щетинина |