Последние публикации

20 Июл 2024
«Русская треска» попала на многомиллионный штраф
19 Июл 2024
Защитнику камчатских лососей и известному краеведу Сергею Вахрину — 70 лет!
19 Июл 2024
Хабаровскому краю прогнозируют прирост уловов лососёвых
19 Июл 2024
Kyodo: в Японии почти два года продавали лосось из РФ как продукцию с Хоккайдо
19 Июл 2024
Как я провёл лето
19 Июл 2024
Студенты астраханского вуза Росрыболовства победители в «Студенческом стартапе»: реализация идей ребят поможет технологическому развитию отрасли
19 Июл 2024
Каботаж для развития Арктики
19 Июл 2024
Приморье и Белоруссия ищут место под строительство нового порта в крае
19 Июл 2024
Совместная инспекторская группа задержала на реке ловца лосося с поличным
19 Июл 2024
ЦБ объяснил, зачем его руководству понадобилось оружие
19 Июл 2024
Expo Solutions Group и НО «ВАРПЭ» стали партнерами ВАРПЭ участвует в подготовке Международного рыбопромышленного форума
19 Июл 2024
За первую декаду июля в Хабаровском крае выявлено 27 фантомных площадок с помощью информационных систем Россельхознадзора
19 Июл 2024
Борис Невзоров: Ещё два региона хотят ограничить авиаперевозку красной икры
19 Июл 2024
Юрий Трутнев проверил ход реализации инвестпроектов на Итурупе
19 Июл 2024
Банк России призывает потерпеть
19 Июл 2024
Президент ВАРПЭ Зверев: страны Балтии хотят оставить Европу без российской рыбы
19 Июл 2024
Поставки краба из Приморья в Китай за первое полугодие 2024 года идут на высоком уровне, опережая прошлогодние
19 Июл 2024
Хороший вылов анчоусов выводит общую добычу морепродуктов в Перу на новый уровень
19 Июл 2024
Океанский промысел Южной Кореи зарегистрировал рост вылова тунца на 41% в январе-мае
19 Июл 2024
Россельхознадзор выявил факт контрабанды норвежской рыбной продукции через Белоруссию в Россию
19 Июл 2024
Экспорт сельди из Норвегии снизился из-за сокращения объемов вылова в первой половине года
19 Июл 2024
Инфекция этапов
18 Июл 2024
Импорт филе тилапии в США демонстрирует заметное снижение
18 Июл 2024
Экспорт морепродуктов из Аргентины вырос в мае
18 Июл 2024
Сотрудником ФГБУ «НЦБРП» проведено успешное обследование предприятия ООО «ИНТЕРТРАСТ»
18 Июл 2024
В Приморье у браконьера изъят незаконный лососевый улов и лодка
18 Июл 2024
Тымлатский рыбокомбинат выделил биодобавку «Омега-3» краевым спортивным школам
18 Июл 2024
Арбитражный суд Приморского края удовлетворил иск о расторжении договора о закреплении доли квоты добычи макрурусов в Южно-Курильской подзоне
18 Июл 2024
Пелагическая путина-2024: вылов иваси и скумбрии превысил 131 тыс. тонн – в два раза больше показателя 2023 года
18 Июл 2024
Лососевая путина-2024 набирает обороты: к середине июля рыбаки добыли более 40 тыс. тонн – за неделю темпы вылова увеличились
18 Июл 2024
Камчатский и Мурманский филиалы ФГБУ «НЦБРП» рассказали о результатах лабораторной работы в период с 8 по 12 июля 2024 года
18 Июл 2024
Россия и Абхазия договорились об отмене повышенных пошлин на ряд товаров из РФ
17 Июл 2024
Дополнительные объёмы горбуши выделены для промышленных предприятий Магаданской области
17 Июл 2024
Сельди в Хабаровском крае становится больше
17 Июл 2024
Вылов тихоокеанских лососей составил 41 тысячу тонн (информация о ходе путины)
17 Июл 2024
Российские рыбаки к 16 июля добыли более 2,7 млн тонн
17 Июл 2024
В Совете Федерации обратили внимание на несправедливый статус чукчей на Колыме
17 Июл 2024
ОБЩЕСТВО 15 июля 2024, 00:01 Отрава у дома: более 60% заказанных с доставкой блюд оказались непригодными к употреблению
17 Июл 2024
В Японии завершили седьмой этап сброса воды с АЭС "Фукусима-1"
17 Июл 2024
Реконструкция Корсаковского порта на Сахалине займет около трех лет
17 Июл 2024
На Камчатке запустят производство рыбной муки в 2025 году
17 Июл 2024
На торжественной волне
17 Июл 2024
За тех, кто в море! За тех, кто на реке и на заводе!
17 Июл 2024
Соревнования на Паратунке
17 Июл 2024
Здесь были Эмиль, Эрнст и Генрих: исполнилось 200 лет со дня первого покорения Авачинского вулкана
17 Июл 2024
Добровольцы и нейросеть очищают от морского мусора побережье Камчатки
17 Июл 2024
У браконьеров изъяли более 740 кг лососей
17 Июл 2024
О ходе лососевой путины
17 Июл 2024
На Камчатке суд рассмотрит апелляционные жалобы осуждённых сотрудников Кроноцкого заповедника
16 Июл 2024
Ко Дню Рыбака 26 отличившихся сотрудников Росрыболовства награждены в Приморье

Подписка на новости

Старые, списанные, не достроенные: из-за нехватки исследовательских судов учёные во Владивостоке остаются без экспедиций

Для морских институтов Дальневосточного отделения РАН экспедиции – это основа работы. Однако в этом году многие рейсы сорвались из-за нехватки судов. «В живых» осталось всего три, и им уже по 40 лет. Одно судно стоит в доке и выйдет в самый разгар короткого экспедиционного сезона – в оставшиеся месяцы на нём уже, скорее всего, никто никуда не пойдёт. Второе – требует ремонта, а третье – собираются подарить Вьетнаму. Остальные стоят списанными в Золотом Роге. А сроки строительства современных многофункциональных научно-исследовательских судов, на которые государство выделило более 27 млрд рублей, из-за санкций переносятся на неопределённый срок.

Для обслуживания исследовательских судов, ремонта старых, строительства новых, организации и сопровождения экспедиций учёных Дальневосточного отделения Российской академии наук существует Национальный оператор научно-исследовательского флота (НацОНИФ). Основные его заказчики – это Тихоокеанский океанологический институт им. В. И. Ильичёва (ТОИ ДВО РАН), Национальный научный центр морской биологии им. А. В. Жирмунского (ННЦМБ ДВО РАН) и Тихоокеанский институт биоорганической химии (ТИБОХ ДВО РАН). Финансирует аренду судов для экспедиций Министерство образования и науки – каждый судодень обходится в 1-1,3 млн рублей. Расходы по погрузке-разгрузке оборудования, обслуживание учёных на борту, их питание и связь берут на себя институты.

Однако научно-исследовательский флот порядком устарел – самому молодому судну сейчас 37 лет, самому старому – 48. Михаил Данченков, океанограф, кандидат географических наук Дальневосточного регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института (ДВНИГМИ), так описывал ситуацию с научно-исследовательским флотом в России.

«Нормативный срок, после которого исследовательское судно обязательно подлежало списанию, в СССР определён не был. Усреднённый возраст списания судов в «жирные годы» составлял 20-25 лет. Если считать старыми суда возрастом более 25 лет, то уже в 2015 году таковыми были 65% исследовательских судов <...> Условия для обновления исследовательского флота должно создавать государство. В РФ он и не обновлялся с 1991 года. В настоящее время в стране нет программы восстановления исследовательского флота. Советский исследовательский флот устарел и умирает».

НацОНИФ как отдельный орган, обеспечивающий экспедиции учёных, начал свою деятельность в 1973 году с 14 судов. В 1980-х годах на балансе организации числилось больше 20 НИС. Сейчас же, по информации самого оператора, их всего семь, а по факту – три, и одно из них уже второй год на ремонте.

«На балансе НацОНИФ стоит семь судов. В настоящее время «Профессор Богоров», «Луговое», «Академик Александр Несмеянов», рейдовый лоцманский катер «Ларга» выведены из эксплуатации, ждут списания и утилизации. Два судна находятся в научных океанографической и геофизической экспедициях: «Академик Опарин» и «Профессор Гагаринский». Они в рабочем, удовлетворительном состоянии. Постоянно на судах проводится ежегодный ремонт. В текущем году особое внимание будет уделено НИС «Академик Опарин». С сентября 2022 года проводится капитальный ремонт и модернизация НИС «Академик М. А. Лаврентьев». Выход из капитального ремонта и окончание модернизации запланированы на июль 2024 года», – говорится в официальном письме редакции Новостей VL.ru, подписанном и. о. директора НацОНИФ Михаилом Жеребцовым.

Оставшиеся суда не закрывают потребности всех институтов. «Профессор Гагаринский» из-за маленьких размеров подходит не под все исследования и используется в основном ТОИ. Для «Опарина» в этом году наступает очередь ремонта. А экспедиции на «Лаврентьеве», который по графику должен выйти из дока уже в этом месяце, учёные планируют теперь только на следующий год.

«Гагаринский» слишком мал для подводного аппарата и глубоководных тралений. И «Опарин» не может быть носителем нашего глубоководного подводного аппарата. Исследования пока остановились. Мы отправляли заявку на «Лаврентьева» на этот год, отправляем и на следующий год в надежде, что он выйдет из ремонта. Пока эти экспедиции отменяются. «Лаврентьев» – единственное судно, с которого мы можем работать с нашим глубоководным аппаратом», – рассказал Вячеслав Одинцов, руководитель Службы обеспечения экспедиционных исследований ННЦМБ ДВО РАН.


Кроме того, по итогам переговоров президента России и генсека ЦК КП Вьетнама, которые прошли две недели назад, было решено передать «Профессора Гагаринского» Вьетнаму. Для ТОИ – комплексного института, созданного специально для исследования окраинных морей (Японское, Охотское и Берингово) и Тихого океана, – потеря НИС «Профессор Гагаринский» станет весьма существенной.

«То, что отдают «Гагаринский», это провал научно-исследовательского флота. Это судно, хоть относительно небольшое, оно многоцелевое и с неограниченным районом плавания. Оно более маневренное, чем «Опарин», что хорошо для работы в трудных для навигации районах, например, в устье реки Амур. Сейчас у нас три судна, и этого крайне не хватает не только для международного уровня, но даже и для всероссийского. А «Гагаринский» уйдёт, и возможностей станет ещё на треть меньше», – отметил Павел Семкин, заведующий лабораторией гидрохимии ТОИ ДВО РАН.



Как необходим морским биологам 40-летний «Академик М. А. Лаврентьев», так важен для биохимиков «Академик Опарин». Но судну уже 39 лет, и его состояние, по словам учёных, плачевное.

«У него постоянно происходят поломки, даже в море. У нас был случай: пришли во Вьетнам, и сломалась система кондиционирования. Ребята задыхались. И экспериментальная работа хуже проходит, материал может просто пропасть. «Опарина», конечно же, пора ремонтировать. Но по-хорошему, сначала нужно найти ему альтернативу. НацОНИФ планирует каждый раз капитальный ремонт в зимний сезон, когда нет экспедиций, но в итоге просто латает дыры», – делится Олег Черников, заместитель директора по научной части ТИБОХ ДВО РАН.


Капитальный ремонт старым судам необходим, учёные терпеливо ждут, понимая, что иначе флота у них вовсе не будет, а следовательно, не будет и экспедиций. Насчёт качества модернизации иллюзий не питают: она позволит продолжать исследования на прежнем уровне, но не выведет на новый.

«На мой взгляд, цель модернизации – установить не новейшее оборудование, а хоть какое-то оборудование. Новое оборудование, которое сейчас закупается для «Лаврентьева», не даёт возможности работать на международном уровне. Оно не предназначено для развития методов исследования океана, оно позволяет работать на существующих методах, в рамках имеющихся задач, но не ставить новые задачи», – считает Павел Семкин, заведующий лабораторией гидрохимии ТОИ ДВО РАН.

Большие надежды учёные возлагают на выход двух новых многофункциональных научно-исследовательских судов – «Академик Виктор Ильичёв» и «Академик Александр Лисицын» – заложенных на судостроительном комплексе «Звезда» в Большом Камне в 2022 году. В зависимости от задач и направления исследований на них могут устанавливаться необходимые лаборатории-модули и даже запроектированы вертолётные площадки.

В этот проект государство вложило более 27 млрд рублей. Строительство планировалось завершить в течение трёх лет, однако сроки сдвигаются. На сегодняшний день готовность НИС «Академик Виктор Ильичёв» составляет всего 12%, а НИС «Академик Александр Лисицын» – 8,2%. По информации НацОНИФ, тому причина – в сложностях «при закупке необходимого судового и научного оборудования из-за введённых санкций».

«Работы по строительству судов ведутся с поправкой на санкционное давление», – подтвердил пресс-секретарь АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» Максим Ситников.

Невозможность проводить полноценные исследования вынуждает институты искать альтернативы. Так, ННЦМБ обсуждает вопрос аренды научно-исследовательского судна геолого-разведочного холдинга АО «Росгеология», а ТОИ готовится вместе с ДВФУ выйти в море на судне гидрометеорологического института (ДВНИГМИ) – «Профессор Мультановский». Сложнее ТИБОХ – для биохимиков альтернативного «Академику Опарину» судна нет.

«Искать другие суда не так просто, это же научно-исследовательский флот, суда специально сделаны для экспедиционной работы, на борту есть химические и биологические лаборатории, лабораторная мебель – всё для правильных биологических и биохимических исследований. Поэтому другое судно не подойдёт. Я знаю, что другие организации участвуют в международных экспедициях, но у нас такого опыта нет. Сейчас «Опарин» – это наше всё», – говорит Олег Черников, заместитель директора по научной части ТИБОХ ДВО РАН.

Не благоволит исследованиям и короткий экспедиционный сезон на Дальнем Востоке – всего 2-2,5 месяца. За июль, август и начало сентября всем институтам нужно успеть сходить в море, поскольку осенью начинаются шторма, и забортные работы при такой погоде становятся невозможными. Чтобы провести хотя бы часть исследований, учёным приходится делить единственное судно – ждать своей очереди или идти в экспедицию вместе.

«Нам приходится устраивать совместные экспедиции. Мы чаще всего ходим с ННЦМБ, потому что у нас близкие тематики, интересны одни и те же районы. Но при этом мы себя ограничиваем в количестве экипажа. В этих условиях мы занимаемся заготовками материала, который обрабатываем на берегу. А если бы команда была побольше, то мы могли бы часть исследований проводить непосредственно на борту и возвращаться в институт уже с первичными данными, которые позволили бы форсировать исследовательский процесс», – объяснил Олег Черников, заместитель директора по научной части ТИБОХ ДВО РАН.

Зная, что строительство новых исследовательских судов – это трудоёмкий и дорогой проект, дальневосточные учёные скромно выражают одно пожелание: чтобы вовремя ремонтировали существующий флот и давали возможность институтам, не пересекаясь друг с другом, выполнять исследовательские работы в океане.

Новости VL.ru



Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
 <  Июль   <  2024 г.