Последние публикации

16 Июл 2025
Норвегия – Россия: растопят ли дипломатические любезности санкционный лёд?
16 Июл 2025
Россия намерена защищать свои интересы на Балтике, заявил посол в Дании
16 Июл 2025
Российско-японские рыболовные отношения и лососевое хозяйство Дальнего Востока России
16 Июл 2025
Норвегия отрезает от промысла. Как скажутся санкции против «Норебо» и «Мурман Сифуд» на рыбной отрасли
16 Июл 2025
На Камчатке обсуждают возможность бесплатного лова
16 Июл 2025
Владельцы «Самбери» купили рыбокомбинат на Дальнем Востоке
16 Июл 2025
В Смоленской области завершается реконструкция завода кормов для рыбы
16 Июл 2025
«Дальневосточный минтай» признан лучшей программой по популяризации здорового образа жизни в России
16 Июл 2025
Федеральный селекционно-генетический центр ФГБУ «Главрыбвод» выстраивает партнерские отношения с отечественными производителями кормов
16 Июл 2025
Важный этап: на Норильском рыбоводно-инкубационном заводе Енисейского филиала ФГБУ «Главрыбвод» проводится инкубация икры хариуса
16 Июл 2025
Развитие отечественного производства рыбных кормов: в Смоленской области завершается реконструкция крупнейшего в стране завода
16 Июл 2025
Сахалинским филиалом подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «НЦБРСП» с начала года исследовано свыше 1,1 тысячи тонн икры
16 Июл 2025
Не только рыба опасна глистами: в крупной партии приморской свёклы обнаружены гельминты
16 Июл 2025
Затраты на выращивание креветок в Китае снижаются благодаря технологиям автоматизации
16 Июл 2025
Таможня Китая зарегистрировала первые три японские компании для возобновления поставок морепродуктов
16 Июл 2025
В Японии первые уловы свежей тихоокеанской сайры достигли рекордных $6000/кг
16 Июл 2025
Семь сахалинских браконьеров задержали за нелегальный бизнес на гребешках
16 Июл 2025
Россельхознадзор оформил больше 24 тысяч тонн рыбопродукции на экспорт в Приморье и на Сахалине
16 Июл 2025
Жителям Южно-Сахалинска рассказали, где купить камбалу и сельдь по низкой цене
16 Июл 2025
Волонтеры с Сахалина ищут запутавшегося в пластик детеныша косатки на Камчатке
16 Июл 2025
Объемы экспорта рыбы с Сахалина и Курил снизились на более чем 30% за неделю
16 Июл 2025
Приморским филиалом подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «НЦБРСП» выявлен золотистый стафилококк в партии краба сахалинского производителя
16 Июл 2025
Оперативная информация о ходе лососевой путины
16 Июл 2025
Лососевая путина – 2025: улов дальневосточных рыбаков составил 52,6 тыс. тонн
16 Июл 2025
На Камчатке обсудили бесплатный вылов горбуши для личного потребления
16 Июл 2025
Семь часов поисков в море: волонтёры не сдаются в попытке спасти косатку
16 Июл 2025
На Камчатке и Чукотке за неделю изъяли более 480 кило незаконной водной добычи
15 Июл 2025
Лучшие сотрудники Владивостокского морского рыбного порта получили заслуженные награды!
15 Июл 2025
Рыбаки из Южной Кореи скинули в море улов голубого тунца вне квоты на $1,9 млн
15 Июл 2025
Сахалинцы стали есть больше рыбы: потребление выросло до 30,6 кг на человека
15 Июл 2025
От экс-главы таможенного поста Владивостока добиваются конфискации 40 млн рублей
15 Июл 2025
Многотысячную армию мальков камчатского краба выпустили из инкубатора в Японское море
15 Июл 2025
Продукция с Камчатки идёт в Азию и Европу: итоги экспорта за полгода
15 Июл 2025
Спустя пять лет второе судно крупнейшей в мире судоходной компании Maersk отправилось через СМП
15 Июл 2025
Специалистами Камчатского филиала подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «НЦБРСП» проведено более 3,5 тысячи исследований кормовой рыбной муки
15 Июл 2025
Оптовый рынок США: цены на снежного краба растут на фоне активного спроса в сфере общепита
15 Июл 2025
Сюжет о Дне рыбака 2025 в “Вестях недели с Дмитрием Киселевым”
15 Июл 2025
На развитие порта Дудинка направили 21,5 млрд рублей
15 Июл 2025
Минтай возвращает себе всенародную любовь: назван топ самых популярных рыбных продуктов у россиян
15 Июл 2025
Лососевая путина и ее научное сопровождение на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне
15 Июл 2025
На Камчатке полицейские изъяли 770 кг немаркированной рыбной продукции
15 Июл 2025
О превышении 100% уровня освоения рекомендованного объема наваги в Северо-Охотоморской подзоне
14 Июл 2025
«Это не мафия, это муравейник!»: Илья Гращенков о том, как система «сожрала» Старовойта
14 Июл 2025
Законодательный конвейер на ТО!!!
14 Июл 2025
Русло реки Шахтерки в Углегорске расчистили от мусора и деревьев
14 Июл 2025
С Сахалина и из Приморья за неделю экспортировали 35 тысяч тонн рыбы
14 Июл 2025
Объем сахалинского экспорта в Китай может достичь 8 млрд долларов в 2025 году
14 Июл 2025
За месяц в Сахалинской области подтвердили пригодность свыше 6,6 тыс тонн морепродуктов для экспорта
14 Июл 2025
Чем удивит День рыбака во Владивостоке? Чем удивит День рыбака во Владивостоке?
14 Июл 2025
На Камчатке приступил к работе Всероссийский сводный студенческий путинный отряд «Край света»

Подписка на новости

Старые, списанные, не достроенные: из-за нехватки исследовательских судов учёные во Владивостоке остаются без экспедиций

Для морских институтов Дальневосточного отделения РАН экспедиции – это основа работы. Однако в этом году многие рейсы сорвались из-за нехватки судов. «В живых» осталось всего три, и им уже по 40 лет. Одно судно стоит в доке и выйдет в самый разгар короткого экспедиционного сезона – в оставшиеся месяцы на нём уже, скорее всего, никто никуда не пойдёт. Второе – требует ремонта, а третье – собираются подарить Вьетнаму. Остальные стоят списанными в Золотом Роге. А сроки строительства современных многофункциональных научно-исследовательских судов, на которые государство выделило более 27 млрд рублей, из-за санкций переносятся на неопределённый срок.

Для обслуживания исследовательских судов, ремонта старых, строительства новых, организации и сопровождения экспедиций учёных Дальневосточного отделения Российской академии наук существует Национальный оператор научно-исследовательского флота (НацОНИФ). Основные его заказчики – это Тихоокеанский океанологический институт им. В. И. Ильичёва (ТОИ ДВО РАН), Национальный научный центр морской биологии им. А. В. Жирмунского (ННЦМБ ДВО РАН) и Тихоокеанский институт биоорганической химии (ТИБОХ ДВО РАН). Финансирует аренду судов для экспедиций Министерство образования и науки – каждый судодень обходится в 1-1,3 млн рублей. Расходы по погрузке-разгрузке оборудования, обслуживание учёных на борту, их питание и связь берут на себя институты.

Однако научно-исследовательский флот порядком устарел – самому молодому судну сейчас 37 лет, самому старому – 48. Михаил Данченков, океанограф, кандидат географических наук Дальневосточного регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института (ДВНИГМИ), так описывал ситуацию с научно-исследовательским флотом в России.

«Нормативный срок, после которого исследовательское судно обязательно подлежало списанию, в СССР определён не был. Усреднённый возраст списания судов в «жирные годы» составлял 20-25 лет. Если считать старыми суда возрастом более 25 лет, то уже в 2015 году таковыми были 65% исследовательских судов <...> Условия для обновления исследовательского флота должно создавать государство. В РФ он и не обновлялся с 1991 года. В настоящее время в стране нет программы восстановления исследовательского флота. Советский исследовательский флот устарел и умирает».

НацОНИФ как отдельный орган, обеспечивающий экспедиции учёных, начал свою деятельность в 1973 году с 14 судов. В 1980-х годах на балансе организации числилось больше 20 НИС. Сейчас же, по информации самого оператора, их всего семь, а по факту – три, и одно из них уже второй год на ремонте.

«На балансе НацОНИФ стоит семь судов. В настоящее время «Профессор Богоров», «Луговое», «Академик Александр Несмеянов», рейдовый лоцманский катер «Ларга» выведены из эксплуатации, ждут списания и утилизации. Два судна находятся в научных океанографической и геофизической экспедициях: «Академик Опарин» и «Профессор Гагаринский». Они в рабочем, удовлетворительном состоянии. Постоянно на судах проводится ежегодный ремонт. В текущем году особое внимание будет уделено НИС «Академик Опарин». С сентября 2022 года проводится капитальный ремонт и модернизация НИС «Академик М. А. Лаврентьев». Выход из капитального ремонта и окончание модернизации запланированы на июль 2024 года», – говорится в официальном письме редакции Новостей VL.ru, подписанном и. о. директора НацОНИФ Михаилом Жеребцовым.

Оставшиеся суда не закрывают потребности всех институтов. «Профессор Гагаринский» из-за маленьких размеров подходит не под все исследования и используется в основном ТОИ. Для «Опарина» в этом году наступает очередь ремонта. А экспедиции на «Лаврентьеве», который по графику должен выйти из дока уже в этом месяце, учёные планируют теперь только на следующий год.

«Гагаринский» слишком мал для подводного аппарата и глубоководных тралений. И «Опарин» не может быть носителем нашего глубоководного подводного аппарата. Исследования пока остановились. Мы отправляли заявку на «Лаврентьева» на этот год, отправляем и на следующий год в надежде, что он выйдет из ремонта. Пока эти экспедиции отменяются. «Лаврентьев» – единственное судно, с которого мы можем работать с нашим глубоководным аппаратом», – рассказал Вячеслав Одинцов, руководитель Службы обеспечения экспедиционных исследований ННЦМБ ДВО РАН.


Кроме того, по итогам переговоров президента России и генсека ЦК КП Вьетнама, которые прошли две недели назад, было решено передать «Профессора Гагаринского» Вьетнаму. Для ТОИ – комплексного института, созданного специально для исследования окраинных морей (Японское, Охотское и Берингово) и Тихого океана, – потеря НИС «Профессор Гагаринский» станет весьма существенной.

«То, что отдают «Гагаринский», это провал научно-исследовательского флота. Это судно, хоть относительно небольшое, оно многоцелевое и с неограниченным районом плавания. Оно более маневренное, чем «Опарин», что хорошо для работы в трудных для навигации районах, например, в устье реки Амур. Сейчас у нас три судна, и этого крайне не хватает не только для международного уровня, но даже и для всероссийского. А «Гагаринский» уйдёт, и возможностей станет ещё на треть меньше», – отметил Павел Семкин, заведующий лабораторией гидрохимии ТОИ ДВО РАН.



Как необходим морским биологам 40-летний «Академик М. А. Лаврентьев», так важен для биохимиков «Академик Опарин». Но судну уже 39 лет, и его состояние, по словам учёных, плачевное.

«У него постоянно происходят поломки, даже в море. У нас был случай: пришли во Вьетнам, и сломалась система кондиционирования. Ребята задыхались. И экспериментальная работа хуже проходит, материал может просто пропасть. «Опарина», конечно же, пора ремонтировать. Но по-хорошему, сначала нужно найти ему альтернативу. НацОНИФ планирует каждый раз капитальный ремонт в зимний сезон, когда нет экспедиций, но в итоге просто латает дыры», – делится Олег Черников, заместитель директора по научной части ТИБОХ ДВО РАН.


Капитальный ремонт старым судам необходим, учёные терпеливо ждут, понимая, что иначе флота у них вовсе не будет, а следовательно, не будет и экспедиций. Насчёт качества модернизации иллюзий не питают: она позволит продолжать исследования на прежнем уровне, но не выведет на новый.

«На мой взгляд, цель модернизации – установить не новейшее оборудование, а хоть какое-то оборудование. Новое оборудование, которое сейчас закупается для «Лаврентьева», не даёт возможности работать на международном уровне. Оно не предназначено для развития методов исследования океана, оно позволяет работать на существующих методах, в рамках имеющихся задач, но не ставить новые задачи», – считает Павел Семкин, заведующий лабораторией гидрохимии ТОИ ДВО РАН.

Большие надежды учёные возлагают на выход двух новых многофункциональных научно-исследовательских судов – «Академик Виктор Ильичёв» и «Академик Александр Лисицын» – заложенных на судостроительном комплексе «Звезда» в Большом Камне в 2022 году. В зависимости от задач и направления исследований на них могут устанавливаться необходимые лаборатории-модули и даже запроектированы вертолётные площадки.

В этот проект государство вложило более 27 млрд рублей. Строительство планировалось завершить в течение трёх лет, однако сроки сдвигаются. На сегодняшний день готовность НИС «Академик Виктор Ильичёв» составляет всего 12%, а НИС «Академик Александр Лисицын» – 8,2%. По информации НацОНИФ, тому причина – в сложностях «при закупке необходимого судового и научного оборудования из-за введённых санкций».

«Работы по строительству судов ведутся с поправкой на санкционное давление», – подтвердил пресс-секретарь АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» Максим Ситников.

Невозможность проводить полноценные исследования вынуждает институты искать альтернативы. Так, ННЦМБ обсуждает вопрос аренды научно-исследовательского судна геолого-разведочного холдинга АО «Росгеология», а ТОИ готовится вместе с ДВФУ выйти в море на судне гидрометеорологического института (ДВНИГМИ) – «Профессор Мультановский». Сложнее ТИБОХ – для биохимиков альтернативного «Академику Опарину» судна нет.

«Искать другие суда не так просто, это же научно-исследовательский флот, суда специально сделаны для экспедиционной работы, на борту есть химические и биологические лаборатории, лабораторная мебель – всё для правильных биологических и биохимических исследований. Поэтому другое судно не подойдёт. Я знаю, что другие организации участвуют в международных экспедициях, но у нас такого опыта нет. Сейчас «Опарин» – это наше всё», – говорит Олег Черников, заместитель директора по научной части ТИБОХ ДВО РАН.

Не благоволит исследованиям и короткий экспедиционный сезон на Дальнем Востоке – всего 2-2,5 месяца. За июль, август и начало сентября всем институтам нужно успеть сходить в море, поскольку осенью начинаются шторма, и забортные работы при такой погоде становятся невозможными. Чтобы провести хотя бы часть исследований, учёным приходится делить единственное судно – ждать своей очереди или идти в экспедицию вместе.

«Нам приходится устраивать совместные экспедиции. Мы чаще всего ходим с ННЦМБ, потому что у нас близкие тематики, интересны одни и те же районы. Но при этом мы себя ограничиваем в количестве экипажа. В этих условиях мы занимаемся заготовками материала, который обрабатываем на берегу. А если бы команда была побольше, то мы могли бы часть исследований проводить непосредственно на борту и возвращаться в институт уже с первичными данными, которые позволили бы форсировать исследовательский процесс», – объяснил Олег Черников, заместитель директора по научной части ТИБОХ ДВО РАН.

Зная, что строительство новых исследовательских судов – это трудоёмкий и дорогой проект, дальневосточные учёные скромно выражают одно пожелание: чтобы вовремя ремонтировали существующий флот и давали возможность институтам, не пересекаясь друг с другом, выполнять исследовательские работы в океане.

Новости VL.ru



Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Июль   <  2025 г.