Последние публикации

23 Май 2024
С территории Мурманской области начались регулярные поставки краба железнодорожным транспортом на экспорт
23 Май 2024
Полицейские изъяли у жителя Астрахани 54 экземпляра русского осетра общим весом 200 килограммов
23 Май 2024
Объем экспорта камчатского краба из Норвегии упал на 31% в апреле
23 Май 2024
Американская компания Irvington Seafood отзывает крабовое мясо после того, как в ходе тестирования было обнаружено заражение листериями
23 Май 2024
Экспорт краба из Приморья в Республику Корея в этом году идёт со снижением, в то время как в Китай растёт
23 Май 2024
За нахождение на реке с запрещенным орудием лова возбуждено административное производство
23 Май 2024
Испытание стихией и судовой быт – важный опыт для будущих моряков: барк Росрыболовства «Крузенштерн» вышел в первый рейс 2024 года
23 Май 2024
Темп вылова иваси российским флотом продолжает расти: добыто уже более 25 тыс. тонн – на 36% выше уровня прошлого года
23 Май 2024
Экспедиционные исследования калуги и амурского осётра в реке Амур
23 Май 2024
На территорию Мурманской области из Норвегии поставили первые партии смолта
22 Май 2024
Устойчивый и рациональный промысел: пользователи рыболовных участков получили полномочия контроля для предупреждения правонарушений
22 Май 2024
Космический суверенитет – основа безопасности и бесперебойности передачи данных
22 Май 2024
В реку на Сахалине выпустили почти 570 тыс. мальков горбуши
22 Май 2024
На восточном побережье Камчатки намерены выловить более 68 тыс. тонн горбуши
22 Май 2024
Камчатский филиал ФГБУ «НЦБРП» рассказал о результатах лабораторной работы в первой половине мая 2024 года
22 Май 2024
Хозсубъектами Якутии во ФГИС «Меркурий» оформлены производственные сертификаты на 664 тонны мороженой рыбы
22 Май 2024
Правительство выделило 2 млрд рублей на реконструкцию Онежского ССЗ
22 Май 2024
Экспорт морепродуктов из Чили в апреле продемонстрировал умеренный рост
22 Май 2024
В Норебо обратились из Pointer
22 Май 2024
Основателю компаний «Тихрыбком» и «Маг-Си Интернешнл», объединенных единым брендом «Морской Волк», Михаилу Котову – 65!
22 Май 2024
Лососевая путина начинается в Приморье - рыбоохрана переходит на усиленный режим работы по борьбе с браконьерством
22 Май 2024
О необходимости соблюдения Правил рыболовства
22 Май 2024
Рыбный союз предложил меры по повышению потребления рыбы в России
22 Май 2024
Л. Талабаева провела заседание, посвященное мерам по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции и ее доступности для конечного потребителя
21 Май 2024
Кто хочет стать обработчиком, вожатым, барменом?
21 Май 2024
Новый участок для рыболовов-любителей появился на реке Радуга в Камчатском крае
21 Май 2024
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
21 Май 2024
АДМ повышает грамотность российских потребителей в вопросах ответственного рыболовства
21 Май 2024
Китай приостановил регистрацию японских экспортеров морепродуктов
21 Май 2024
Пограничники Вьетнама прилагают усилия для борьбы с ННН-промыслом
21 Май 2024
Япония выразила протест против совместного заявления Путина и Си Цзиньпина по поводу обработанной и разбавленной воды с АЭС "Фукусима"
21 Май 2024
Цены на норвежскую скумбрию поставили рекорд в апреле 2024 года
21 Май 2024
Государство изъяло у крабового олигарха из Приморья две компании
21 Май 2024
Страна «на рыбной волне»: в России начинается эстафета рыбных ярмарок – интересно, вкусно, полезно
21 Май 2024
По всей России по инициативе Росрыболовства уже не первый год проводится Всероссийская экологическая акция – «День без сетей»
21 Май 2024
Правительство стимулирует модернизацию судостроения в России для создания современного отечественного флота и развития Севморпути
21 Май 2024
20 мая – День Волги: вместе сохраним великую русскую реку
21 Май 2024
Рыбопромышленники окажут помощь отраслевой науке в проведении авиаучетов лососей
20 Май 2024
Лососевое хозяйство Дальнего Востока России: не слишком оптимистично, зато реалистично
20 Май 2024
В Вологодской области обнаружено предприятие-фантом по производству рыбной продукции
20 Май 2024
О введении автоматического контроля наличия разрешения на вылов для уловов водных биологических ресурсов
20 Май 2024
ВНИРО представляет новый сервис строителям Подмосковья
20 Май 2024
Рыбаки Камчатки потратят более 100 млн рублей на борьбу с браконьерами
20 Май 2024
Цифровая поддержка экспорта
20 Май 2024
Камчатские компании поедут в Китай на поиски бизнес-партнеров
20 Май 2024
Импорт морепродуктов в Корею сократился на 13,9%
20 Май 2024
Рабочие завода по переработке крабов в Ньюфаундленде на грани забастовки
20 Май 2024
Норвегия снизила объем и стоимость продаж сельди в апреле
20 Май 2024
Отечественные рыбаки наращивают темпы вылова «народной рыбы» иваси: к середине мая добыто 15 тыс. тонн – на 28% больше уровня 2023 года
20 Май 2024
Президент России Владимир Путин заявил о растущем объеме экспорта рыбы и других морепродуктов между Россией и Китаем

Подписка на новости

Судостроителей зазывают в кластер. Что из этого получится?

Девять приморских предприятий по строительству и ремонту судов, а также производству сопутствующих компонентов и оборудования готовы войти в создаваемый в регионе профильный кластер. По мнению ответственных лиц и участников рынка, создание объединения будет способствовать как развитию отрасли в целом, так и улучшению экономики отдельных компаний.

Судостроение и судоремонт остаются приоритетными направлениями социально-экономического развития Дальнего Востока. При этом дальневосточные предприятия данной отрасли активно встраиваются как в общероссийские планы строительства судов, так и в общероссийские производственные и технологические цепочки.

Но сегодня на Дальнем Востоке нет предприятий, способных в полном объеме выполнить комплексное межрейсовое техническое обслуживание высокотехнологичного флота. Так, в порту Славянка остался один на весь макрорегион плавучий док с грузоподъемностью более 8000 тонн, а причальные стенки, подходящие для крупнотоннажных судов, в достаточном количестве отсутствуют.

По оценкам экспертов, мощность докового судоремонта в ДВ регионе – 12–60 объектов в год, тогда как потребность только по рыбопромысловикам составляет 160. Именно поэтому в 2018–2021 гг. более двух третей российского крупно- и среднетоннажного флота, а это около 400 судов, ремонтировали и модернизировали за рубежом.

Сегодня в России действует около 50 крупных предприятий, способных осуществлять судоремонт и техническое сервисное обслуживание судов. При этом большинство из них входят в состав Объединенной строительной корпорации (ОСК) и в основном ориентированы на государственный оборонный заказ и бюджетное финансирование: около 90% заказов приходится на корабли ВМФ Минобороны и Погранслужбы ФСБ. Еще около 100 предприятий, занимающихся судоремонтом, – малые и средние.

В отрасли сохраняется дефицит крупногабаритных доков, ограничивающий возможность ремонта крупнотоннажных судов: только несколько предприятий в стране способны ремонтировать суда длиной более 200 м. Усугубляет ситуацию и то, что около 60% активной части производственных фондов морально устарели, а около 80% – устарели физически.

Существующие мощности могут закрыть не более 25–30% потребностей в ремонте в доках (в нем нуждаются средне- и крупнотоннажные суда). Остро строит проблема нехватки специалистов по ремонту и наладке электрооборудования и другого современного оборудования – их в России практически нет, а «выписывать» их из-за границы в текущих условиях фактически невозможно.

Сейчас как никогда важно создать сильную судоремонтную и судостроительную базу. При планировании очередного этапа строительства траулеров по инвестквотам необходимо учитывать, где они будут обслуживаться. Ведь без качественного и своевременного сервиса новый флот не сможет работать, а значит, все зря.

Поэтому правительство Приморья совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) выступило с инициативой создания в регионе специального кластера. Вступить в него уже готовы ООО «ССК «Звезда», ООО «Кораблестроение и композиты», Центр судостроения «Дальзавод», ПАО «Славянский СРЗ», ООО «Приморский металлургический завод», ООО «Завод ВРК Сапфир», ПАО «Завод «Варяг», ПАО «Дальприбор», ООО «Бриз ПАМП».

Кластер позволит сформировать локальную технологическую цепочку, которая гарантирует предприятиям реализацию продукции. Включение объединения в реестр Минпромторга откроет компаниям доступ к целому ряду мер господдержки: льготным займам, снижению тарифов на страховые взносы, налоговому и таможенному мониторингу, субсидиям на возмещение части затрат при реализации совместных проектов и другим. Также они смогут возмещать до 50% затрат на сумму до 150 млн руб. на покупку стартовых партий импортозамещающих комплектующих, произведенных участниками объединения.

«Создание кластера судостроения и судоремонта исходит из применения комплексного подхода к развитию отрасли и преследует такую основную цель, как расширение в Приморском крае производства не только судов, но и составных частей, комплектующих изделий, деталей, применяемых в судостроении, – прокомментировал «К» замминистра промышленности и торговли Приморского края Алексей Пикалов. – Реализация данного подхода позволит сохранить часть денежных потоков предприятий внутрь края. Помимо этого развитие смежных производств повлечет за собой внедрение новых и модернизацию действующих технологий, рост квалификации персонала предприятий, увеличение количества НИОКР и расширение кооперационных связей между предприятиями различных отраслей экономики Приморского края».

Выступить в роли организации, сопровождающей развитие кластера, Министерство промышленности и торговли Приморья предложило управляющей компании «Промышленный парк Большой Камень». «Мы имеем опыт в организации подобных промышленных объединений, теперь будем применять его в сфере судостроительных производств. Для производителей и судостроителей одним из положительных эффектов от развития кластера станет значительное снижение логистических издержек. В целом кластер поддержит программу импортозамещения в этой отрасли», – отметили, в свою очередь, в Корпорации развития Приморского края.

Опрошенные деловым еженедельником «Конкурент» эксперты говорят, что на сегодняшний день дальневосточные предприятия судостроения и судоремонта испытывают те же сложности, что и предприятия в других регионах страны. Это:

– необходимость модернизации судостроительных верфей;

– критическая зависимость от импортного оборудования и комплектующих;

– отсутствие унификации проектов строящихся судов;

– отсутствие в России производства важнейших устройств (дизельных двигателей большой мощности, винторулевых колонок и т. д.).

Возникшие сложности в отрасли являются результатом введенных против России международных санкций. Однако данная отрасль по сравнению с другими отраслями, попавшими под санкции, находится в более выигрышном положении. Хотя зависимость от импортного оборудования и комплектующих признается существенной, но наличие временного зазора позволяет решить данную проблему.

С одной стороны, зависимость от импорта можно решить, обратившись к оставшимся российским партнерам, таким как Индия, Китай, Иран или Турция. Это позволит сократить время и ресурсы, но создаст ситуацию неопределенности (гарантировать бесперебойность поставок никто не может). С другой стороны, можно развивать производство недостающей продукции у себя. Это затратно, но дает гарантии того, что поставки не будут перекрыты.

Спрос на судоремонт и модернизацию флота высок, поэтому при решении системных вопросов, таких как обновление предприятий и налаживание бесперебойных поставок судового комплектующего оборудования (СКО), повысится доходность этого бизнеса.

Вместе с тем в России активизировалось строительство плавучих доков, активно решается проблема импортозамещения СКО, налаживаются сервисы по его пусконаладке и программному обеспечению.

Запросы судостроения активизировали российскую промышленность: формируя спрос на продукцию для российского флота, создается новый рынок сбыта, который ранее традиционно был занят иностранными производителями. Российские предприятия уже начали выпускать новую номенклатуру СКО, и доля отечественных производителей неуклонно растет.

С созданием кластера эти тенденции только усилятся. Сергей Скалий, заместитель генерального директора КРДВ по сопровождению инвестиционных проектов: «Участники судостроительного кластера, реализуя новые инвестиционные проекты, имеют возможность воспользоваться механизмами господдержки, налоговыми льготами и неналоговыми преференциями режима ТОР: нулевые налоги на прибыль, имущество и землю в течение первых пяти лет, сниженные на 75% страховые взносы в течение 10 лет, возможности инфраструктурного обеспечения и предоставления земли под проект, таможенные льготы в рамках свободной таможенной зоны. Кроме того, резидентам доступны комплексное сопровождение инвестпроекта специалистами КРДВ, в том числе поддержка в поиске поставщиков сырья, построении кооперационных связей, сбыте и продвижении продукции, обеспечении кадрами, правовая защита и прочее. Ряд компаний, планирующих стать участниками кластера, уже имеют статус резидентов преференциальных режимов с различными проектами, как и «Промышленный парк Большой Камень», который является резидентом ТОР «Большой Камень» и получает господдержку, комплексно сопровождаются со стороны КРДВ».

Руководитель одного из предприятий, которое готово войти в кластер, отметил, что для кластера были бы особенно привлекательны льготы на освоение различных проектов, господдержка. Сейчас заводам и верфям выживать непросто, учитывая процентные ставки, по которым предоставляют кредиты банки (20% и выше). Другой представитель судоремонтной отрасли рассказал, что бы, на его взгляд, мог дать кластер с точки зрения кооперации усилий судостроения и судоремонта.

Андрей Якимчук, член совета директоров ПАО «Славянский СРЗ»: «Мощности у нашего завода остались огромными еще с советского времени, и они полностью не используются. Загрузка в области судоремонта имеет свою специфику – она «рваная». Представители одних профессий перегружены работой, другие бездельничают. Допустим, пришел на ремонт танкер, трубопроводчики трудятся в три смены. В это время красить ничего не надо, маляры без работы. Судоремонт – сложный бизнес, судостроение, к примеру, гораздо понятнее. В док загрузил судно, корпусники свою работу сделали, потом заходят трубопроводчики, кабельщики. Расписал на три года, так оно и идет. В судоремонте судно пришло, как закрытая книга, открываешь, а там – ого-го. Получается совсем иначе, чем на что рассчитывал. Потому во всем мире судостроение и судоремонт идут рука об руку друг с другом, помогают.

Если в советское время судоремонт и судостроение и действовали по отдельности, то потому что существовала плановая система. Не хватает загрузки предприятию – ее добавляли, если был переизбыток – забирали. Во время пандемии наши рыбаки и транспортники стали заходить в Приморье на ремонт. Границы открылись, снова все отправились чиниться в Китай. Остались только те, кому нельзя за границу: госструктуры, военные, пограничники. Опять у нас проблема с загрузкой наступила.

Когда строили краболовы, «Славянский СРЗ» был в улье ремонтно-судостроительных компаний, которые делили участие в этом судостроении. Но на какую верфь идти, решали рыболовецкие компании, нашей компании ничего не досталось. Участвуя в кластере, мы рассчитываем получить понятную загрузку. Рентабельную и на длительный срок.

Предприятия отрасли и без того работают в кооперации, мы неплохо друг друга знаем. Сейчас, допустим, наш завод строит надстройки для ССК «Звезда», выполняет их заказы. Также «Звезда» делится работой с «Дальзаводом», «Находкинским СРЗ». Знаете, в каком плане мне нравятся портовики? Они, даже если и не дружат, собираются и решают проблему вместе. Мы же всегда были конкурентами друг другу: бьемся за госзаказы, демпингуем, участвуем в конкурсах. Нет ведь такого, чтобы к какому-то заводу были приписаны определенные корабли. Никогда не получалось отстаивать интересы судоремонтных, судостроительных компаний вместе.

В рамках кластера, на мой взгляд, можно объединять усилия. Какие проблемы у корабелов, судоремонтников? Существенная доля ручного труда, соответственно, большой объем налогов, накрученных на НДФЛ. Так или иначе, каждый третий заработанный рубль возвращается в бюджет в виде налогов. Ставки кредитов космические, и нам, в отличие от некоторых отраслей, поблажки не делаются.

Если организуется этот кластер и появится некая взаимосвязь между производителями, над чем работать и какие предложения подавать наверх, то будет и польза. Прежде всего речь идет о получении заказов. Чтобы суда строились на Дальнем Востоке. А то, получается, выпускают их на Волге, а потом они идут к нам работать.

Нам есть куда развиваться и над чем работать. Если объединение обозначено, то это уже хорошо».

KONKURENT.RU

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
 <  Май   <  2024 г.