Последние публикации

21 Апр 2024
Картины из рыбьей кожи представили на выставке в ТРК «Сити Молл» в Южно-Сахалинске
21 Апр 2024
Административная процедура госрегулятора препятствует «уборке» моря от пластика
20 Апр 2024
Росрыболовство содействует реализации антипаводковых мер в Приморье
20 Апр 2024
На Кубани ожидается сокращение производства мидий и устриц в 2024 году
19 Апр 2024
Белоруссия успешно осваивает дальневосточный минтай
19 Апр 2024
Цены экспорта краба из РФ снижаются сильнее, чем для внутреннего рынка
19 Апр 2024
Для сахалинцев определены сроки любительского лова симы
19 Апр 2024
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов
19 Апр 2024
В Хабаровске в преддверии сельдевой путины проведено совещание с представителями рыбодобывающих предприятий
19 Апр 2024
Сотрудники Карельского филиала приняли участие в выпуске молоди атлантического лосося в р. Шуя
19 Апр 2024
Тралово-акустическая съёмка пелагических рыб
19 Апр 2024
ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Львиная доля денег от сдачи в аренду причалов рыбных портов тратится на существование одной фирмы
19 Апр 2024
Доля Дарькина в рыбном порту Владивостока оказалась в залоге у крупного олигарха
19 Апр 2024
В Уфе обсудили вопросы сохранения и восполнения рыбных запасов Башкирии
19 Апр 2024
Россия и Мавритания намерены развивать сотрудничество в области рыболовства
19 Апр 2024
Развитие аквакультуры важно в каждом регионе РФ: в Башкортостане создают привлекательную инвестиционную среду для развития рыбоводства
18 Апр 2024
По 200 рублей за кило: «Селедочный бум» добрался до рынков Южно-Сахалинска
18 Апр 2024
В Мурманской области готовятся к сезону любительского лова краба
18 Апр 2024
Специалисты ФГБУ «НЦБРП» исследовали рыбу из водоемов Приморья и Хабаровского края
18 Апр 2024
Советский районный суд города Тамбова вынес приговор по уголовному делу по факту производства имитированной красной икры
18 Апр 2024
Во Владивостоке цены на основные виды рыбы не растут и снижаются
18 Апр 2024
Красный выбор: в икре хотят сократить содержание соли
18 Апр 2024
Минсельхоз РФ ограничил вылов воблы в Астраханской области
18 Апр 2024
На Камчатке судебных приставов оштрафовали за нелегальную пересылку красной икры
18 Апр 2024
Более 300 тысяч тонн минтая добыли рыбаки Камчатки в Охотоморскую минтаевую путину
18 Апр 2024
Китай, США, Япония - крупнейшие импортеры вьетнамской рыбопродукции в 1 квартале
18 Апр 2024
Цены на чилийского лосося в США остаются стабильными, в Бразилии снова подскочили после Пасхи
18 Апр 2024
Экспорт скумбрии из Норвегии в первом квартале
18 Апр 2024
Цури-госи
17 Апр 2024
Россельхознадзором на Камчатке установлено первое с начала года нарушение при перевозке икры непромышленного изготовления
17 Апр 2024
Продолжается рост экспорта рыбопродукции с Камчатки
17 Апр 2024
Камчатский филиал ФГБУ «НЦБРП» рассказал о лабораторной работе в первой декаде апреля 2024 года
17 Апр 2024
В Приморье сотрудником ФГБУ «НЦБРП» успешно обследовано предприятие, занимающееся переработкой рыбы и морепродуктов
17 Апр 2024
В реки Приморского края выпущено 7,2 млн молоди кеты
17 Апр 2024
Под угрозой банкротства сразу 10 береговых заводов
17 Апр 2024
Сахалинские спасатели спасли водолаза, терпящего бедствие в море
17 Апр 2024
Калининградская область получила первую в этом году партию личинок угря
17 Апр 2024
Берег Пригородного превратился в рыбный рынок: бесплатная селедка для всех
17 Апр 2024
Добыча краба на Сахалине: сроки, орудия, места для ловли
17 Апр 2024
Запасы минтая в Китае сокращаются, поскольку импорт значительно падает
17 Апр 2024
В Корее растут оптовые цены на минтай замороженный
17 Апр 2024
Сотрудником Приморского отдела Дальневосточного межрегионального центра ФГБУ «НЦБРП» успешно обследовано судно «Капитан Масловец»
17 Апр 2024
Состоялся первый этап всероссийского турнира по самбо «Кубок пяти морей»
17 Апр 2024
Рыборазводные заводы Росрыболовства пополнили запасы лососевых в реках Приморского края
17 Апр 2024
ГК «Русский Краб» заключила контракты на строительство шести краболовов
17 Апр 2024
Россияне начали переходить с рыбных консервов на пресервы Почему меняется ассортимент рыбных продуктов
16 Апр 2024
В Приморье сотрудником ФГБУ «НЦБРП» успешно обследован СРТ «Беринг» на соответствие требованиям КНР, республики Корея и стран Европейского Союза
16 Апр 2024
Севморпуть и Камчатку прикроют беспилотными «Иноходцами»
16 Апр 2024
До 10 экземпляров в одни руки – Пограничное управление подготовило для жителей Сахалинской области памятку о правильном и законном вылове крабов.
16 Апр 2024
Всемирный Банк и Набиуллина договорились тормозить российскую экономику

Подписка на новости

Как льгота на перевозку скажется на стоимости рыбы

Рыбаки просят учесть поставки не только свежемороженой, но и готовой продукции.

Как сообщалось ранее, Президент России Владимир Путин поручил правительству до середины апреля принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы РФ.

Как сообщили в Минсельхозе, уже сейчас министерство готовит инициативу о расширении механизма субсидирования железнодорожных перевозок рыбной продукции. Предложение о субсидировании связано с большими объемами добычи. Так, по улову в 2023 году лосось оказался со вторым результатом за всю историю наблюдений, вылов составил 609 тыс. тонн. В рыбных ассоциациях считают, что субсидирование перевозок сельди мороженой и филе из нее позволит снизить стоимость традиционно любимых россиянами пресервов. При этом рыбохозяйственные предприятия Приморья просят также о субсидиях на автомобильные перевозки рыбы, поскольку ж/д поток на дальневосточном направлении пока сильно перегружен. 

Спрос на лосось, семгу и форель в России в 2023-м

Минсельхозом России будет подготовлена инициатива о расширении механизма субсидирования железнодорожных перевозок лососевых видов рыб и сардины иваси, сообщили «Известиям» в министерстве. По оценке МСХ, это позволит снизить затраты на транспортировку в среднем на 7 рублей за килограмм рыбной продукции.

В 2023 году более половины от общего объема импорта продукции из лососевых видов рыб было поставлено в Центральный федеральный округ РФ, сообщили «Известиям» в Центре агроаналитики (подведомство Минсельхоза). Основными поставщиками являлись Чили и Турция, которые экспортировали аквакультурные семгу и форель. Импорт иваси в Россию практически не осуществлялся.

Аквакультурный лосось пользуется устойчивым спросом у потребителей, поставки свежей рыбы на внутренний рынок осуществляются круглогодично. При этом тихоокеанских лососевых ловят только летом и в начале осени и к тому же циклично: объемы добычи в нечетные и четные годы разнятся из-за особенностей жизненного цикла таких рыб. Отечественное производство аквакультурного лосося в настоящее время не может полностью заместить импорт из-за специфики отрасли, отмечают эксперты Центра агроаналитики. Таким образом, ввозная продукция поддерживает баланс внутреннего рынка.

Ожидается, что рассматриваемый механизм субсидирования железнодорожных перевозок будет распространяться на тихоокеанские виды лососевых: горбушу, кету, кижуч, нерку и т.д,, а также на сардину иваси, выловленную на Дальнем Востоке. Всё это, как ожидается, позволит нарастить и разнообразить рыбный рынок в центре страны и сдержать рост цен в рознице, считают эксперты.

Расширение перечня товаров, доставка которых субсидируется, за счет лососевых и сардин иваси — важная мера для повышения доступности продукции на внутреннем рынке.

Однако необходимо, чтобы субсидирование также распространялось на основные социально значимые виды рыбной продукции, — говорит президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.

— Это фарш из минтая, сельдь, филе трески, а также рыбная мука, используемая для производства кормов. Мука востребована животноводством и аквакультурой, и затраты на ее доставку влияют на стоимость кормов в этих секторах, — пояснил эксперт.

В России сегодня субсидируются только перевозки минтая — одного из самых «народных» видов рыбы. Производство филе, фарша и сурими (сырья для популярных у потребителей крабовых палочек) из минтая составляет половину всей выпускаемой в стране продукции такого типа. Но субсидии распространяются на доставку только некоторых видов товаров. Например, фарш из минтая и сурими под действие субсидии уже не подпадают.

— Объем производства этой продукции в 2022 году достиг 10,8 тыс. т, а по оперативным итогам 2023 года, объем производства превысил уровень 2022 года и составил около 55 тыс. т, — отмечает Алексей Осинцев.

Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев замечает, что субсидирование перевозки лососевых и сардин с Дальнего Востока в центральные регионы России не повлияет на ценовую политику рыбодобывающих предприятий и, к сожалению, не мотивирует их снизить отпускную цену.

— Вполне вероятно, что в центральную Россию поступит рыба по цене, близкой к ее стоимости на рынке Дальневосточного региона, — говорит Игорь Караваев.

По его словам, для системного повышения доступности рыбной продукции и расширения ассортимента необходимо на месте добычи развивать переработку сырья и увеличивать производство готовых изделий в упаковке.

Однако президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак приводит в пример субсидирование минтая и утверждает, что льготные ж/д тарифы на перевозку рыбы — это действенная мера поддержки внутреннего спроса, особенно когда речь идет о недорогих сортах.

— По товарам из минтая субсидия ощутима и составляет около 8% от текущей оптовой цены на мороженый минтай. Фактически она позволяет компенсировать около трети стоимости перевозки минтая с Дальнего Востока по железной дороге, — пояснил эксперт. По его оценкам, дальнейшее субсидирование доставки минтая продолжит стимулировать спрос на него на внутреннем рынке.

Насколько логистика лосося и сардин станет дешевле, зависит от объемов финансирования и механизма, который предложит правительство, заявил президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.

— По минтаю, например, субсидии позволяют возместить 6 рублей за доставку 1 кг рыбы. Это почти 1/4 стоимости доставки в обычный сезон (24–25 руб./кг) и 1/5 — в пиковый (30 руб./кг). Для социально значимых видов рыбы это довольно существенно, — уточнил Герман Зверев.

Самая популярная рыба в России и прогноз вылова

Своевременная доставка рыбы в регионы имеет ключевое значение не только для насыщения рынка востребованной продукцией, но и для эффективности промысла. Это позволяет разгрузить мощности для хранения, объясняет Герман Зверев.

По его словам, главный плюс механизма в том, что рыба станет доступнее для потребителя, поскольку издержки на доставку сократятся, а предложение возрастет.

— Вместе с тем сардина иваси — пока недооцененная переработчиками и ритейлерами из центральной части России рыба, и повышение ее ценовой доступности могло бы стать стимулом для развития производства и появления новой качественной продукции на прилавках, — говорит Герман Зверев.

Дело в том, что иваси является полноценным аналогом сельди. В СССР ее продавали под брендом «сельдь иваси», она отличается более нежным и сочным мясом, а при засолке практически не теряет своих вкусовых качеств. В результате грамотного маркетинга и госсубсидий «сельдь иваси» наряду с килькой в томатном соусе стала рыбным символом эпохи позднего СССР. Вслед за распадом СССР иваси ушла от российских берегов, промысел возродили только в 2018 году, после 25-летнего перерыва.

В прошлом году, по данным ВАРПЭ, рыбаки добыли 543,9 тыс. т иваси — в 1,9 раза больше, чем в 2022 году. Такие высокие уловы ожидаются и в ближайшие годы, что в комплексе с льготами на доставку открывает хорошие перспективы для расширения ассортимента пресервов и консервов, а также копченой и соленой рыбы на российских прилавках, полагает Зверев.

Однако вице-президент Рыбной ассоциации Александр Фомин считает, что ассортимент на прилавках «центра» обогатится не сильно, поскольку речь идет в основном о четырех видах рыб (горбуша, кета, кижуч, сардина иваси).

— Эта рыба и так идет на внутренний рынок, вопрос только в том, что субсидии частично компенсируют затраты на перевозку с Дальнего Востока в центральные районы страны. При этом пока не понятно, насколько они будут компенсироваться, — рассуждает Фомин.

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, вице-президент ассоциации рыбаков и экспортеров Георгий Мартынов​ объяснил «Известиям», что прошлый год за всю историю наблюдений был самым богатым на вылов лососевой продукции (больше 600 тыс. т). Растет вылов и дальневосточной сардины иваси, по прогнозам, тенденция в ближайшие годы сохранится.

— Возможный вылов его, полагаем, будет на уровне 1 млн т. Сейчас получается, что основной рыбопромысловый центр находится в 10 тыс. км от основных рынков сбыта внутри страны. И выходит, что ближайший стратегический партнер-потребитель — Китай — имеет более простую логистику, чем наша страна, — говорит Георгий Мартынов.

По его словам, также к ДФО близки порты Южной Кореи и Японии. Правда, торговые отношения с ними в любой момент могут затрудниться, поэтому рыболовы ищут новые рынки, например, Вьетнам и другие.

Главная проблема в том, что дорога на Дальний Восток пока сильно перегружена, хотя всё может решить новый БАМ, уточняет Георгий Мартынов.

— Поэтому мы считаем что нужно добавить к ж/д перевозкам и автологистику. Нынешняя сеть позволяет комфортно довезти продукцию из Владивостока в Москву. В случае с ж/д перевозкой будет по крайнем мере две перевалки. А от этого и рыба портится, и качество становится хуже. Просим также правительство РФ предусмотреть перевозку не только мороженой, но и готовой продукции, — уточнил эксперт.

Он добавил, что в ДФО действует программа по инвестированию в строительство самими рыбаками перерабатывающих заводов. То есть, после закона о субсидиях, рационально было бы рассмотреть возможность вывоза в ЦФО готовой продукции, рассуждают рыбопромышленники ДФО. И делать это лучше именно автомобильным транспортом. Ведь субсидироваться будет провозной ж/д тариф, но арендой товарных поездов занимаются коммерческие организации, разъясняет Мартынов.

— Важно, чтобы субсидия «не утонула» в том тарифе, который будет предусмотрен частниками. Сейчас провозной тариф составляет 17–20 рублей на килограмм, — говорит представитель отрасли.

Сколько стоит горбуша и лосось в России

Благодаря высокому уровню добычи тихоокеанских лососей средняя оптовая цена в Дальневосточном федеральном округе на горбушу сократилась с 270 до 145 руб./кг, в центральной России — с 300 до 187 руб./кг, подсчитали в Strategy Partners (экосистема «Сбера»).

Примерная текущая стоимость железнодорожной перевозки рыбопродукции рефконтейнерами с Дальнего Востока до Москвы составляет около 20 руб./кг, то есть около 10% от стоимости горбуши.

Если применить опыт субсидирования перевозки минтая и сельди (когда выплата доходила до 7 руб./кг) к горбуше, то это позволит сократить оптовые цены в центре страны до 4%, уверена эксперт Strategy Partners Мелиса Мердеева.

По словам Мелисы Мердеевой, на текущий момент логистика на экспортные рынки в ДФО стоит дешевле, чем по России, поэтому рыбодобывающие предприятия предпочитают экспортировать рыбу. При субсидировании перевозки рыбы в Москву картина со сбытом поменяется в пользу внутреннего рынка, как было с минтаем и сельдью в последние несколько лет.

Мелиса Мердеева прогнозирует, что субсидирование перевозки лососевых видов рыб и сардины иваси из ДФО поможет разнообразить рыбные прилавки, сделать их более доступными по цене. Также данная мера поддержки способствует импортозамещению атлантической сельди, которую в центр России доставляют преимущественно из Фарерских островов.​

— Повышение доступности иваси для сектора переработки поможет выставить на прилавки доступный и качественный аналог сельди. Горбуша и без того пользуется спросом, но и она может стать доступнее для потребителя. При этом важно учитывать, что многое зависит от объема финансирования данной меры поддержки и того, как он будет распределен между конкретными видами рыбы, — резюмирует Герман Зверев.

В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) считают важным распространение субсидий на перевозку с Дальнего Востока лососевых и иваси (поручение проработать этот вопрос дано Правительству Президентом), но предлагают предусмотреть субсидирование также для фарша и сурими из минтая, сельди, филе трески и — рыбной муки, используемой для производства кормов. Мука востребована животноводством и аквакультурой и затраты на ее доставку влияют на стоимость кормов в этих секторах.

ИЗВЕСТИЯ

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
 <  Апрель   <  2024 г.