Аргументы о справедливом и рыночном ценообразовании
- Российские рыбопромысловые суда и большинство береговых рыбоперерабатывающих фабрик практически не производят продукцию сегмента В2С (упакованную для потребителя). Такая продукция в принципе не пригодна для реализации конечному потребителю и требует дополнительной переработки, как минимум – фасовки в потребительскую упаковку, как правило, фиксированного веса до 1кг. - Формирование обоснованной полочной цены наглядно демонстрируют «ценовые стаканы», которые регулярно публикует Рыбный Союз. Инфографика показывает все этапы движения сырья и его трансформации в продукцию для конечного потребителя и наценку на каждом этапе. Цена от рыбака и цена на полке может действительно увеличиваться более чем в 2 раза, но при этом если рассматривать каждый этап отдельно, становится очевидным, что ни на одном этапе нет высокой маржи. Определяющим фактором в полочной цене является цена от рыбака, которая транслируется на полку с добавленной стоимостью с учетом логистики и переработки сырья в продукцию, пригодную для реализации потребителю. - Конечная цена не зависит от «длины цепочки поставок», цена формируется рынком – то есть лучшим ценовым предложением на текущий момент времени, исходя из баланса спроса и предложения. Цена закупки продукции ритейлом зависит не от объема добавленной стоимости на каждом этапе перехода прав собственности на продукцию и не от желания или жадности продавцов, а исключительно из существующей на данный момент рыночной цены. И рыбодобыча, и рыбопереработка, и дистрибуция рыбной продукции – каждый сектор состоит из более чем 3000 предприятий, являясь высококонкурентными сегментами отрасли. При этом никто и ничто не мешает ни крупнейшим переработчикам, ни ритейлу покупать рыбу напрямую у рыбаков. - Трейдеры и переработчики зачастую служат сдерживающим фактором роста цены, когда вынуждены продавать отдельные виды продукции даже с отрицательной маржой. В среднем наценка поставщика в ритейл редко превышает 15%. Средняя рентабельность по чистой прибыли в сегменте дистрибуции при этом находится в диапазоне 0-5% - В целом ситуация с экономической доступностью рыбной продукции улучшается. В 2018 году динамика роста средней заработной платы в России обогнала динамику роста цен на рыбную продукцию, а в 2023 году и динамика роста МРОТ обогнала рост цен на рыбную продукцию. Исходя из вышесказанного Рыбный союз не видит никаких явных предпосылок для государственного вмешательства в рыночные процессы ценообразования на рыбную продукцию в стране. |