Мурманский рыбный порт начнет переваливать контейнеры и займется судоремонтом
После рекордного грузооборота в 2024 г. показатели предприятия начали падать АО «Мурманский морской рыбный порт» (ММРП) рассчитывает отказаться от перевалки моногрузов (рыбной продукции) и расширить номенклатуру. Кроме того, в порту хотят начать предоставлять дополнительные услуги рыболовецким компаниям. Об этом на круглом столе, посвященном развитию грузопотока в Мурманске, сообщил генеральный директор ММРП Андрей Бородин. В частности, в стивидорной компании оценивают возможность работы с контейнерами. По данным Росрыболовства, в 2024 г. ММРП показал лучший результат по общему грузообороту за последние 18 лет, перевалив 418 200 т грузов. Также был поставлен еще один рекорд – самый высокий показатель по перевалке рыбопродукции с 2010 г. – 278 200 т. Но в 2025 г. был отмечен резкий спад. По словам Бородина, за последние три месяца снижение перевалки рыбопродукции составило 24% по сравнению с первыми тремя месяцами 2024 г. «В 2024 г. был хороший вылов, неплохая мойвенная путина. Мы со своей стороны приняли все усилия для того, чтобы вовремя и качественно обслуживать партнеров, начали с ними разговаривать, с каждой компанией, что требуется. Это была оперативная, конструктивная работа. Все усилия привели к определенным рекордным показателям. Но 2025 год другой, мы сейчас находимся в падении. И это связано именно с тем, что у нас моногруз. Мы зависим от объема вылова и того, сколько рыбы привезут в Мурманск компании», – отметил Бородин. ММРП не собирается отказываться от превалирования рыбной продукции в своем грузообороте, но по этому направлению планируются изменения. Например, для нужд профильных компаний планируют поставить современные холодильники. При этом на предприятии закладывают риски того, что объем рыбопродукции начнет снижаться за счет перераспределения поставок в другие регионы, в том числе в Санкт-Петербург. Чтобы нивелировать такую опасность, ММРП планирует перейти на комплексное обслуживание, доковый ремонт, предоставить возможность для отстаивания судов. В рыбном порту готовы расширить работу с краболовными компаниями, в том числе с теми, которые в начале 2025 г. выиграли квоты на освоение камчатского краба в Северном рыбохозяйственном бассейне. Ранее «Ведомости» писали, что Росрыболовство 14 февраля подвело итоги аукциона по продаже долей квоты вылова с инвестиционными обязательствами камчатского краба в Баренцевом море, реализовать удалось три доли из пяти. Победителями стали ООО «Арктический лосось» и ООО «Полярный лосось». В обмен на долю квоты Росрыболовство требует вложить инвестиции в строительство флота или логистическую инфраструктуру. По данным руководства ММРП, один логистический комплекс появится в Архангельске, другой может быть построен в Мурманске на территории рыбного порта. Параллельно рассматривается возможность заключения контрактов и по другим видам грузов, в том числе – контейнерным. Как рассказал Бородин, сейчас «Росатом» планирует создание контейнерного терминала, и ключевые рассматриваемые площадки – Белокаменка и Северный район рыбного порта. В отличие от Южного района он сейчас не используется из-за большого износа инфраструктуры. Но территория находится в центре Мурманска, а существующие площади в 34 га можно расширить до 50 га. «Ведомости» направили запрос в «Росатом». Что известно об ММРП АО «Мурманский морской рыбный порт» (АО «ММРП») ведет свою деятельность с 1916 г., сам порт был построен в 1927 г. В 2016 г. перешел от государственного управления к частному. В октябре 2022 г. порт был национализирован из-за установления над ним косвенного контроля группой лиц, включающей иностранного инвестора. Для максимального использования имеющихся мощностей АО «Мурманский морской рыбный порт» в дополнение к своему основному рыбному профилю, начал осуществлять погрузочно-разгрузочные работы, складирование и хранение генеральных грузов. Общая мощность ММРП составляет 700 000 т в год. Бородин отметил, что сейчас идет совместная работа ММРП с компанией «Международная контейнерная логистика» (СП «Росатома» и DP World) и правительством Мурманской области по проработке вопроса с перевалкой контейнеров. В первую очередь обсуждаются технические требования терминала и железнодорожные мощности: ближайшее примыкание – станция «Мурманск», которая, в основном, работает на Мурманский морской торговый порт, что ограничивает ее объемы грузопотока. Альтернатива этой ветки – восстановление сквозного сообщения до станции «Кола». В правительстве Мурманской области уверены, что у Мурманского морского рыбного порта есть хорошие перспективы на расширение номенклатуры грузов и специализации работы. Как подчеркивает вице-губернатор – министр развития Арктики и экономики региона Светлана Панфилова, после приватизации предприятия процесс проработки этого вопроса должен идти параллельно с модернизацией инфраструктуры и возвращением активов, которые ранее были незаконно выведены прежними владельцами. «В рыбном порту три грузовых района, и по каждому есть проекты развития. Угольную базу, самый северный район, планируется задействовать под судоремонт, уже создана компания для этого, работа будет идти с участием правительства. В Северном районе мы работаем над контейнерами, есть варианты увеличения площади, но однозначно требуется реконструкция. Южный район все-таки должен сохранить свою рыбную специализацию, это мнение и бенефициара, и руководства. Но дополнительную диверсификацию никто не отменял. Ведь рыбный порт был очень грамотно спланирован в советское время – внутри создавались сопутствующие производства по упаковке, созданию орудий лова, то есть это профильный кластер», – рассказывает Светлана Панфилова. Напомним, что ранее суд удовлетворил иск прокуратуры Мурманской области о возвращении в собственность АО «Мурманский морской рыбный порт» имущества нефтеперевалочного комплекса. И это также может стать новым вектором развития предприятия. По данным директора практики инфраструктурного и проектного финансирования консалтинговой компании ООО «Технологии Доверия» Игоря Кузнецова, в 2024 г. при общем объеме морской перевалки в 52 млн тонн в порту Мурманска 31,8 млн тонн пришлось именно на нефть и нефтепродукты. Мария Пашенкова Ведомости |