Последние публикации

24 Апр 2025
Экспорт чилийских морепродуктов резко возрос
24 Апр 2025
Грузооборот рыбных причалов в Приморском крае в марте значительно вырос
24 Апр 2025
В МагаданНИРО состоялось рабочее совещание с Магаданской областной общественной Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
24 Апр 2025
Дальневосточные учёные подготовили новые промысловые прогнозы
24 Апр 2025
Более 52 тонн рыбной продукции изъято Россельхознадзором у индивидуальных предпринимателей в Краснодарском крае
24 Апр 2025
Россельхознадзором выявлено нарушение при перевозке 152 кг рыбной продукции в Краснодарском крае
24 Апр 2025
На Камчатке Россельхознадзором проконтролированы перевозки 455 тонн икры без маркировки изготовителя в багаже и ручной клади авиапассажиров
24 Апр 2025
ФАС доработала проект об иностранных инвестициях после критики бизнеса Но к нему появились и новые вопросы
24 Апр 2025
Более 20 тонн новозеландской рыбы из Белоруссии сожгли в России.
24 Апр 2025
Промысел минтая и его научное сопровождение на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне
24 Апр 2025
ВНИРО провёл Первый Всероссийский семинар по загрязнению микропластиком водных биоресурсов и среды их обитания
24 Апр 2025
Рыба будет на бирже!
23 Апр 2025
В Приморье и на Сахалине за неделю экспорт рыбопродукции увеличился более чем на 12 тысяч тонн
23 Апр 2025
Норвегия увеличила продажу камчатского краба на 300% в марте
23 Апр 2025
Вьетнам наметил зеленый путь для развития креветочной промышленности на фоне глобального стремления к устойчивому развитию
23 Апр 2025
Импорт морепродуктов из США в Корею сократился на 58% в марте 2025 года
23 Апр 2025
Инвесторам представили возможности Курильских островов и пригласили на бизнес-миссию
23 Апр 2025
Министерство по рыболовству Сахалинской области приглашает компании к участию в ПМЭФ-2025
23 Апр 2025
Производители минтая на Аляске надеются, что правительство США сможет помочь стабилизировать сегмент сурими
23 Апр 2025
Внесены изменения в закон о проведении на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры непромышленного изготовления
23 Апр 2025
Специалистами Управления Россельхознадзора на территории Вологодской области обследовано 70 тонн морской ракушки из Дагестана
23 Апр 2025
Вопросы охраны труда на промысловых судах обсудили на Общественном совете при Росрыболовстве
23 Апр 2025
Россия и Оман развивают сотрудничество в области рыбного хозяйства
23 Апр 2025
Депутаты ЗакСобрания Камчатки посетили уникальную рыбоводную ферму
22 Апр 2025
Путин обсудил с кабмином ликвидацию последствий разлива мазута в Черном море
22 Апр 2025
Дмитрий Патрушев и губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко обсудили развитие агропромышленного комплекса и экологические вопросы региона
22 Апр 2025
В Астрахани трое местных жителей предстанут перед судом
22 Апр 2025
В Хабаровском крае индивидуальному предпринимателю выдано предостережение за производство рыбной продукции с нарушениями законодательства
22 Апр 2025
Из бесплатной – в «золотую»
22 Апр 2025
Мировое потребление сурими: показатели роста и ключевые тренды
22 Апр 2025
В РФ за незаконный вылов рыбы и краба в 2024 году осудили почти 2 тыс. человек
22 Апр 2025
Чилийские фермеры, выращивающие кижуча, смотрят на рынки за пределами Японии в связи с прогнозируемым увеличением производства
22 Апр 2025
Спрос на норвежскую скумбрию растет в Азии
22 Апр 2025
Импорт канадских морепродуктов в Корею сократился на 17% к марту 2025 года
22 Апр 2025
С почином вас, Глеб Сергеевич!
22 Апр 2025
«Рыба Камчатки» шагает по стране, или Грузите сёмгу самолётами!
22 Апр 2025
Камчатского рыбака с острым аппендицитом эвакуировали ледоколом у берегов Магадана
22 Апр 2025
Новости Происшествия Камчатского рыбака с острым аппендицитом эвакуировали ледоколом у берегов Магадана Камчатского рыбака с острым аппендицитом эвакуировали ледоколом у берегов Магадана
22 Апр 2025
Трампу, американцам рыба, морепродукты нужны
21 Апр 2025
Весенний красный прилив в Авачинской губе
21 Апр 2025
Селедка подошла к берегу в Корсаковском районе
21 Апр 2025
Приморским филиалом подведомственного Россельхознадзору «НЦБРСП» выявлено превышение токсичного элемента в партии живого краба
21 Апр 2025
Большая африканская экспедиция продолжает работать в районе Мозамбика
21 Апр 2025
В Арктике создадут научный центр аквакультуры для развития импортозамещения
21 Апр 2025
Проведено совещание по вопросам разработки концепт-проекта отечественного судна для промысла антарктического криля
21 Апр 2025
Санкт-Петербургский филиал ВНИРО проводит исследования на промысле корюшки в Ладожском озере
21 Апр 2025
Япония заявила России протест из-за приостановки права на проход судов
21 Апр 2025
Дмитрий Патрушев и губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко обсудили развитие агропромышленного комплекса и экологические вопросы Сахалинской области
21 Апр 2025
Российские ученые исследовали больше 400 видов рыб в районе Мозамбика в рамках Большой африканской экспедиции
21 Апр 2025
Снабжение фронта и перевалка жизненно важных грузов: как работал порт Владивосток в годы Великой Отечественной войны

Подписка на новости

Авторский кешбэк: «Северная верфь» заплатит 703 млн рублей за суда для Алжира

219
Россия
Судостроительный завод «Северная верфь» выплатит 8,3 млн долларов (703 млн рублей по курсу ЦБ) за использование интеллектуальной собственности Российской Федерации при ремонте двух кораблей советского производства, находящихся на службе ВМФ Алжира.

«Дельфин» и «Овод»

«Северная верфь» заключила контракт на ремонт судов 2012 году, должна была провести инвентаризацию, чтобы установить, какова доля интеллектуальной собственности России в проводимых работах для Алжира.

Однако инвентаризацию так и не провели, а потому Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) потребовало судостроительного завода внести лицензионный платеж. 20 марта Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил справедливость претензий ФАПРИД, у «Северной верфи» есть два месяца на обжалование.

Предельный размер лицензионного платежа в договоре составил 9 млн долларов, однако еще до судебных разбирательств «Северная верфь» выплатила ФАПРИД более 600 тысяч долларов.

Как следует из текста судебного акта, в апреле 2012 года «Северная верфь» взялась за ремонт сторожевого корабля проекта 1159ТМ (№903) и малого ракетного корабля проекта 1234ЭМ (№802). Эти суда находятся на службе алжирского ВМФ и носят названия Salah Reis и Rais Korfu.

Сторожевой корабль Salah Reis построен на Рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» в 1982 году, фрегат Rais Korfu — на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького в 1984 году.

СПРАВКА MASHNEWS

Корабли проекта 1159 «Дельфин» строились с 1978 по 1988 годы по заказам ГДР, Алжира, Кубы, Болгарии, Югославии и Ливии. Сейчас в строю осталось 5 из 14 судов проекта, корабли стоят на службе вооруженных сил Алжира, Болгарии и Ливии. Длина каждого судна проекта 96 м, экипаж — от 96 до 110 человек, дальность плавания — 2000 миль. Состав вооружения различается в зависимости от страны, по заказу которой изготавливалось судно.
Малые ракетные корабли проекта 1234ЭМ «Овод» строились для Алжира, Ливии и Пакистана. Длина этих судов — 53 м, экипаж — 60-64 человека. Всего построено 11 кораблей этой серии. Однако у проекта есть и другие модификации — 1234, 1234.1, 1234.7, выпускавшиеся для отечественного флота. Большинство кораблей этой серии списаны в девяностые-начале двухтысячных годов.
Разработки на все времена
Объем работ, который проводили судостроители, в судебных актах не указан. Однако РИА Новости, анонсируя ремонт судов на «Северной верфи», сообщало, что корабли должны были поступить на предприятие летом 2012 года. В марте 2017 года «Военное обозрение» рассказало о завершении ремонта судов и передаче их заказчику.

Примечательно, что еще до проведения ремонта алжирских кораблей «Северная верфь» сама инициировала экспертизу, чтобы выявить права на результаты интеллектуальной деятельности и долю Российской Федерации в доходах от нее. Однако впоследствии ФАПРИД, а затем и суды двух инстанций посчитали эту экспертизу несостоятельной.

За какую конкретно интеллектуальную собственность требует деньги ФАПРИД, в документах не указано. Однако в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда есть отсылка к тому, что сама «Северная верфь», инициируя экспертизу, пользовалась нормативами, касающимися интеллектуальных прав на документацию, финансирующуюся из бюджетов разных уровней времен СССР. Это дает основания полагать, что претензии ФАПРИД могут быть связаны в том числе и с советской документацией.

Но даже если речь идет о документации времен СССР, то Российская Федерация в лице ФАПРИД имеет полное право на получение отчислений за пользование интеллектуальной собственностью. Если ноу-хау до сих пор не раскрыто.

«Срок действия правовой охраны зависит от объекта интеллектуальной собственности, так например, срок действия патента на изобретение составляет 20 лет; срок действия патента на полезную модель составляет 10 лет. Срок действия патента на промышленный образец - 25 лет. Правовая охрана секрета производства (ноу-хау) действует до тех пор, пока ноу-хау сохраняется в тайне; правовая охрана товарному знаку предоставляется на 10 лет с правом последующего продления каждый раз на 10 лет», - пояснил Mashnews председатель Комитета по интеллектуальной собственности Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты Андрей Федотов.
Так как в годы СССР заводы находились в государственной собственности и разработка документации производилась с привлечением госфинансирования, то, соответственно, и права на эту интеллектуальную собственность официально принадлежат преемнице СССР — Российской Федерации.

Также эксперт отметил, что «Северная верфь» в связи со спором с ФАПРИД в Санкт-Петербургскую торгово-промышленную палату не обращалась.

Без давности с признанием

Представители «Северной верфи» во время разбирательств доказывали, что пропущен срок исковой давности, но с этими доводами в судах также не согласились.

Как пояснила Mashnews юрист юридической фирмы VEGAS LEX Елизавета Вихлянцева, изучившая по просьбе редакции судебные акты, находящиеся в открытом доступе, договор с ФАПРИД об использовании документации, является действующим. Поэтому срок исковой давности не пропущен.

Управляющий партнер адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» Кирилл Маслов также по просьбе редакции изучивший судебные акты, сообщил, что иногда срок исковой давности может прерываться признанием долга. То, что «Северная верфь» частично оплатила требуемую ФАПРИД сумму, существенно ослабило позиции предприятия в судах. Аналогичную точку зрения высказала и Елизавета Вихлянцева.

«Подобного рода действия суды обычно рассматривают как признание задолженности, аналогичную оценку суд дал и «Северной верфи». Однако гипотетически у предприятия была возможность оспорить размер задолженности в той части, которую оно не намеревалось возместить добровольно», - отметила Елизавета Вихлянцева.
Плавающий курс
19 октября 2012 года, когда «Северная верфь» получила неисключительные права на использование документации для ремонта алжирских судов, курс доллара составлял 30,71 рубль. За двенадцать с половиной лет американская валюта выросла в цене более чем в два с половиной раза, однако, как отметила Елизавета Вихлянцева, если «Северная верфь» не сможет обжаловать принятые судебные акты, то платить предприятию с большой вероятностью придется по действующему курсу.

«В тех случаях, когда долг подлежит оплате по судебному решению, курс валюты платежа устанавливается на дату фактической уплаты», - пояснила Елизавета Вихлянцева и подчеркнула, что если бы в изначальном соглашении между «Северной верфью» и ФАПРИД был установлен конкретный курс или дата для его определения, то существовала бы возможность платить и по другой схеме.

«Без условия в договоре требовать пересчета по старому курсу будет стоить значительных усилий, направленных на то, чтобы доказать злоупотребление правом, несоразмерность сумм и добиться снижения, но случаи такие есть», - отметил Кирилл Маслов.
Правда, Елизавета Вихлянцева обратила внимание, что представители «Северной верфи» во время разбирательства не возражали во время судебных разбирательств относительно определения курса.

Поэтому, если обязательство заплатить ФАПРИД в полном объеме вступит в силу, то единственный путь для «Северной верфи» снизить финансовую нагрузку — добиваться отсрочки или рассрочки платежа.

Стоит отметить, что споры судостроительных предприятий и ФАПРИД могут развиваться по разным сценариям. Ранее Mashnews сообщал, что 2022-2024 годах Агентство массово подавало иски к предприятиям ВПК, но суды отказывали ФАПРИД из-за пропуска сроков исковой давности.

«ФАПРИД чаще выигрывает, если его требования обоснованы, однако суды часто идут на встречу заводам и снижают суммы, если ответчики действительно активно защищаются, особенно в случаях завышенных тарифов, отсутствия факта использования документации, истечения срока действия прав», - резюмировал Кирилл Маслов.
«Северная верфь» на запросы Mashnews пока не ответила.

Машньюс

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
 <  Апрель   <  2025 г.