Последние публикации

25 Апр 2025
Министерство по рыболовству Сахалинской области сообщает о результатах первых поставок сельди и мойвы в 2025 году.
25 Апр 2025
Магаданским филиалом ВНИРО организован мониторинг промышленного лова креветки северной в весенний период
25 Апр 2025
Юннатам рассказали о «красных приливах»
25 Апр 2025
Камчатские предприятия построили 12 судов с 2020 года
25 Апр 2025
Уникальный экологический сервис «Спасти лосося» запустили на Камчатке
25 Апр 2025
Рыба клюнула на стимулы
25 Апр 2025
Общероссийский вылов превысил 1,7 млн тонн
25 Апр 2025
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков и губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко обсудили развитие рыбопромышленного комплекса региона
25 Апр 2025
Илья Шестаков проведет в Южно-Сахалинске заседание Дальневосточного научно-промыслового совета
25 Апр 2025
Развитие любительского рыболовства обсудили в Сахалинской области
25 Апр 2025
Краевые депутаты посетили частную рыбоводную ферму в Мильковском районе
25 Апр 2025
Вьетнам планирует увеличить экспорт тилапии на фоне торговой войны
25 Апр 2025
Южнокорейский импорт морепродуктов из Малайзии вырос на 40% в марте
25 Апр 2025
Экспорт креветок из Норвегии вырос на 45% в Ⅰ квартале
24 Апр 2025
Экспорт чилийских морепродуктов резко возрос
24 Апр 2025
Грузооборот рыбных причалов в Приморском крае в марте значительно вырос
24 Апр 2025
В МагаданНИРО состоялось рабочее совещание с Магаданской областной общественной Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
24 Апр 2025
Дальневосточные учёные подготовили новые промысловые прогнозы
24 Апр 2025
Более 52 тонн рыбной продукции изъято Россельхознадзором у индивидуальных предпринимателей в Краснодарском крае
24 Апр 2025
Россельхознадзором выявлено нарушение при перевозке 152 кг рыбной продукции в Краснодарском крае
24 Апр 2025
На Камчатке Россельхознадзором проконтролированы перевозки 455 тонн икры без маркировки изготовителя в багаже и ручной клади авиапассажиров
24 Апр 2025
ФАС доработала проект об иностранных инвестициях после критики бизнеса Но к нему появились и новые вопросы
24 Апр 2025
Более 20 тонн новозеландской рыбы из Белоруссии сожгли в России.
24 Апр 2025
Промысел минтая и его научное сопровождение на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне
24 Апр 2025
ВНИРО провёл Первый Всероссийский семинар по загрязнению микропластиком водных биоресурсов и среды их обитания
24 Апр 2025
Рыба будет на бирже!
23 Апр 2025
В Приморье и на Сахалине за неделю экспорт рыбопродукции увеличился более чем на 12 тысяч тонн
23 Апр 2025
Норвегия увеличила продажу камчатского краба на 300% в марте
23 Апр 2025
Вьетнам наметил зеленый путь для развития креветочной промышленности на фоне глобального стремления к устойчивому развитию
23 Апр 2025
Импорт морепродуктов из США в Корею сократился на 58% в марте 2025 года
23 Апр 2025
Инвесторам представили возможности Курильских островов и пригласили на бизнес-миссию
23 Апр 2025
Министерство по рыболовству Сахалинской области приглашает компании к участию в ПМЭФ-2025
23 Апр 2025
Производители минтая на Аляске надеются, что правительство США сможет помочь стабилизировать сегмент сурими
23 Апр 2025
Внесены изменения в закон о проведении на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры непромышленного изготовления
23 Апр 2025
Специалистами Управления Россельхознадзора на территории Вологодской области обследовано 70 тонн морской ракушки из Дагестана
23 Апр 2025
Вопросы охраны труда на промысловых судах обсудили на Общественном совете при Росрыболовстве
23 Апр 2025
Россия и Оман развивают сотрудничество в области рыбного хозяйства
22 Апр 2025
Путин обсудил с кабмином ликвидацию последствий разлива мазута в Черном море
22 Апр 2025
Дмитрий Патрушев и губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко обсудили развитие агропромышленного комплекса и экологические вопросы региона
22 Апр 2025
В Астрахани трое местных жителей предстанут перед судом
22 Апр 2025
В Хабаровском крае индивидуальному предпринимателю выдано предостережение за производство рыбной продукции с нарушениями законодательства
22 Апр 2025
Из бесплатной – в «золотую»
22 Апр 2025
Мировое потребление сурими: показатели роста и ключевые тренды
22 Апр 2025
В РФ за незаконный вылов рыбы и краба в 2024 году осудили почти 2 тыс. человек
22 Апр 2025
Чилийские фермеры, выращивающие кижуча, смотрят на рынки за пределами Японии в связи с прогнозируемым увеличением производства
22 Апр 2025
Спрос на норвежскую скумбрию растет в Азии
22 Апр 2025
Импорт канадских морепродуктов в Корею сократился на 17% к марту 2025 года
22 Апр 2025
С почином вас, Глеб Сергеевич!
22 Апр 2025
«Рыба Камчатки» шагает по стране, или Грузите сёмгу самолётами!
22 Апр 2025
Камчатского рыбака с острым аппендицитом эвакуировали ледоколом у берегов Магадана

Подписка на новости

Без траулеров. Карельская компания вернула «квоты под киль» Росрыболовству

291
Россия
Карельская рыбопромышленная компания «Согласие» расторгла договор с Росрыболовством о квотах под киль. Два траулера-свежьевика для добычи и переработки трески и пикши оказалось невозможно построить из-за санкций.

Ушли сами

Компания «Согласие» смогла доказать, что не имеет возможности участвовать в программе «квоты под киль», поскольку не может получить рыбопромысловое оборудование для двух траулеров-свежьевиков, которые должны были построить на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе. Суда планировалось оснастить оборудованием из Японии, Швейцарии, Нидерландов и Бельгии, альтернативы на отечественном рынке в «Согласии» не нашли. 18 марта Арбитражный суд Москвы расторг договор «Согласия» с Росрыболовством о предоставлении инвестиционных квот. На обжалование решения суда у Федерального агентства по рыболовству есть два месяца.

СПРАВКА MASHNEWS

Суть механизма инвестиционных квот, который неофициально называют «квоты под киль», в том, что рыбопромысловая компания в обмен на льготные условия по добыче рыбы должна купить себе новое судно. Программа реализуется с 2017 года. Росрыболовство проводит аукционы на участки, где можно вести добычу по квотам, и устанавливает тип судна, который должна приобрести компания-победитель.
Стоит отметить, что если у промысловой компании возникают проблемы со строительством судна, то именно Росрыболовство выступает инициатором разрыва договоров о «квотах под киль». Например, в марте и июне 2024 года Федеральное агентство по рыболовству через суд расторгло два договора с компанией «Сокра». Причина та же — срыв строительства судов. Например, по одному из договоров планировалось, что «Сокра» на «Верфи братьев Нобель» построит в 2023 году среднетоннажное рыбопромысловое судно, но финансирование проекта приостановилось еще в ноябре 2021 года.

Правда, в отличие от «Сокры» компания «Согласие» должна была получить траулеры-свежьевики в 2026 году, то есть, срок действия инвестдоговора еще не вышел, так что формально нарушения условий правил получения «квот под киль» со стороны карельской компании не было. Но промысловики не стали ждать у моря погоды, а сожгли мосты еще в 2023 году, разорвав договор на строительство траулеров с Онежском судостроительно-судоремонтным заводом. В компании «Согласие» на запрос Mashnews не ответили. Редакция направила запрос в Росрыболовство. На момент публикации ответ получен не был.

СПРАВКА MASHNEWS

ООО «Согласие» зарегистрировано в 2009 году в Карелии, в селе Гридино, относится к малым предприятиям. Выручка за 2024 год — 445 млн рублей, чистая прибыль — 37 млн рублей. Однако ООО «Согласие» является совладельцем Рыболовецкой компании «Вирма», по итогам 2023 года ее выручка составила 2,3 млрд рублей, убыток — 131 млн рублей.
Отделались малой кровью
Инвествоту на вылов трески и пикши в Северном бассейне компания «Согласие» получила еще в декабре 2020 года и взялась построить два траулера-свежьевика. Оперативно взяться за заказ на Онежском судоремонтно-судостроительном заводе не смогли. Как сообщал Fishnews, на момент заключения договора с «Согласием» завод уже сформировал портфель заказов до конца 2023 года и сосредоточился на строительстве краболовов, тоже для программы инвестквот.

Очередь из желающих разместить заказы на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе оказалась впоследствии выгодной для «Согласия». Как сообщил Mashnews председатель Союза рыбопромышленников Карелии Илья Раковский, в 2023 году, к моменту расторжения договора на постройку траулеров, их строительство еще не началось, так как не была готова ведомость запчастей с указанием поставки. В это время зарубежные производители отказывались от сотрудничества с российскими компаниями. Но для «Согласия» это было неактуально, поскольку компания не успела еще ни с кем договориться и внести аванс.

В этом плане «Согласию» повезло. Как рассказал Mashnews заместитель генерального директора, начальник Центра импортозамещения судового оборудования АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов, некоторые компании, которые раньше приступили к строительству своих рыбопромысловых судов внесли крупные авансы зарубежным производителям, а после введения санкций остались без денег и без оборудования. Сейчас эти споры разбираются в судах, но для промысловиков это слабое утешение, ведь, чтобы сохранить квоту, им нужно каким-то образом достроить корабли.

Таким образом, компания «Согласие» осталась при своих финансах. Но искать альтернативное оборудование не стала. Причина кроется, по словам Ильи Раковского, в самой экономической модели траулеров-свежьевиков «Меркурий», которая весьма серьезно просела из-за санкций.

Финское сердце «Меркурия»
Для «Согласия» планировалось построить суда проекта 23490 (СРТР38М) «Меркурий», это среднетоннажные траулеры-рефрежераторы, разработкой проекта занималось КБ «Восток», входящее в Центр технологии судостроения и судоремонта.

СПРАВКА MASHNEWS

Траулеры-рефрижераторы типа «Меркурий» имеют следующие характеристики: длина — 38,4 м, ширина — 9 м, мощность двигателя -  1326 кВт. Суда рассчитаны на среднюю скорость 12,5 узлов, экипаж — 19 человек, в автономном плавании траулер может находиться до 22 суток. Объем рефрижераторного трюма — 285,5 м³, морозильный трюм — 41,3 м³. Мощность переработки рыбы — 20 тонн ежедневно.
Проект траулеров «Меркурий» разрабатывался до введения широкомасштабных санкций. Поэтому проектировщики предлагали использовать в проекте иностранное оборудование. Например, головной двигатель мог быть изготовлен компаниями Wartsila, Yanmar, ABC  и STX. Среди этих компаний публично об уходе из России не заявила только южнокорейская STX Corporation. Несмотря на возможные проблемы с получением двигателей, власти регионов продолжают предлагать рыбопромышленникам взяться за постройку «Меркуриев». Например, Министерство рыбного хозяйства Камчатского края еще в начале 2024 года опубликовало объявление для рыбопромышленников, что Судостроительный завод имени Октябрьской революции готов построить такие траулеры.

В обнародованной документации к «Меркурию» не указано, откуда планировалось ввозить сам рыбоперерабатывающий комплекс, однако с большой вероятностью это тоже поставки из недружественных теперь стран, поскольку проект судна разрабатывался еще в 2017 году, в то время как программы по стимулированию отечественного производства специализированного оборудования для рыбопромышленников появились лишь в 2022 году.

Илья Раковский сообщил, что если бы Онежский судостроительно-судоремонтном завод все же начал строить траулеры для «Согласия», то им бы потребовалась массовая замена комплектующих, и, как следствие перепроектирование, что повлекло бы дополнительные затраты. В итоге себестоимость строительства оказалась бы не обеспечена квотой, то есть, для предприятия участие в проекте теряло экономический смысл.

Единичные случаи

Всего в рамках инвестквот в России к 2027 году должно было быть построено 107 судов. Как ранее сообщал Mashnews, в программу вошли 64 рыболовецких судна, 41 краболов и 25 рыбоперерабатывающих заводов. В апреле 2024 года журналисты РБК выяснили, что срок сдачи судов могут сдвинуть до 2030 года из-за задержек сдачи судов. Однако официально сроки не менялись.

«Прекращение договоров на строительство судов носит единичный характер. В целом строительство судов продолжается, в том числе - в рамках уже второго этапа инвестквот», - сообщили Mashnews в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ).
То, что отказ от инвестквот, тем более по инициативе рыбопромышленника, большая редкость, подтвердил Mashnews и Дмитрий Стоянов. По словам собеседника редакции, сейчас по разным причинам прекращено действие около 10% договоров.

«Считаю, что на фоне общего количества, это все-таки не какие-то глобальные цифры, и в каждом случае причина больше связана с индивидуальной проблематикой каждой отдельно взятой компании, в основном заказчиков судов», - отметил Дмитрий Стоянов.

В АСРФ обратили внимание на то, что сначала на окупаемости инвестиций сказались задержки сдачи судов и рост их стоимости из-за пандемии, затем - критическое влияние санкций, а также взлет ключевой ставки.

«Как правило, строительство рыбопромысловых судов в рамках инвестквот велось за счет кредитных средств. Программа льготного лизинга для таких проектов не предусмотрена, поскольку считается, что «квоты под киль», это тоже мера поддержки. А задвоение мер господдержки для одного инвестпроекта законодательно невозможно. Соответственно, у некоторых рыбопромысловых компаний сейчас может просто не оказаться средств на достройку судов. А за кредитами они обращаться не спешат из-за высоких ставок», - рассказал Дмитрий Стоянов.
Михаил Котов, президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников, вице-президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров рассказал Mashnews, что при расторжении договоров инвесторы теряют плату, внесенную во время аукционов на добычу крабов и рыбы. «А они немаленькие, исчисляются миллиардами рублей», - подчеркнул эксперт. Также рыбопромышленники лишаются инвестквот, а если судно начали строить, то к потерям добавляются и убытки, связанные с вложениями в незаконченное строительство.
В целом ситуации, в которых оказались компании, получившие инвестквоты, очень разные.
«Часть компаний успешно завершила строительство или находится в процессе реализации своих инвестпроектов, у каких-то идут задержки, кто-то переуступает права на строительство в связи с тем, что верфи стали испытывать проблемы с оборудованием, нехваткой финансирования, убыточностью производства», - рассказал Михаил Котов и обратил внимание на то, что из запланированных 106 рыболовных и краболовных судов в рамках первого этапа построили чуть больше 30. «По второму этапу аукционов, прошедших осенью 2023 года, работа пошла интенсивнее, но там и стоимость лотов несоизмеримо выше, соответственно, и значительнее риски потерь. По этой причине, с учетом прошлых ошибок, второй этап имеет больше шансов быть завершенным полностью. Участники второго этапа крабовых аукционов, проходивших осенью 2023 года, заложили все 23 судна, и один из краболовов уже построен», - отметил эксперт.

Говоря об удорожании судов Михаил Котов привел пример с одной из магаданских компаний, которая на первом этапе аукционов потратила на сами торги и строительство двух краболов 10 миллиардов рублей. А на втором этапе в такую же сумму обошелся аукцион и одно аналогичное судно, при том, что квот предприятие получило в два раза меньше. 

Отечественные решения
То, что рыбопромысловые суда изначально проектировали с учетом импортного оборудования, вполне вписывалось в реалии досанкционных времен.

«Этот сегмент оборудования имеет свою специфику и ранее отечественные предприятия его не осваивали по причине невостребованности, ведь до первой волны инвестквот, которая началась в 2016-2017 годах, такие суда у нас в стране вообще не строились. Соответственно, тогда при проектировании судов планировалось использование иностранного оборудования, в основном из недружественных стран, например, рыбоперерабатыващие фабрики Bjordal”, - отметил Дмитрий Стоянов.
Сейчас ситуация значительно изменилась. Сейчас на портале Центра импортозамещения и локализации СКО зарегистрировано 520 российских отраслевых предприятий и около 9 тысяч производимых ими позиций судового оборудования, подчеркнул Дмитрий Стоянов.

И большая часть позиций для рыбопромысловиков тоже замещена.

Например, «Морские комплексные системы» планируют выпускать рыбофабрики, рыбомучные установки, измельчители морепродуктов, трюмные холодильники. Созданием судовых лебедок для рыбопромысловых судов занимается Выборгский машиностроительный завод. Комплект оборудования для транспортировки рыбы создает Центр технологии судостроения и судоремонта. Ижевский электромеханический завод «Купол» собирается вывести на рынок камеры для «шоковой» заморозки водных биологических ресурсов на рыбопромысловых судах и комплексы по производству жидкого льда.

Таким образом, для компаний, которые только собираются инвестировать в создание рыбопромысловых судов, открываются большие возможности.

Правда, в нынешних экономических реалиях без мер государственной поддержки заказчики судов к новым вложениям зачастую не готовы. Как говорят в АСРФ, при возросших сроках окупаемости инвестиций одной из мер поддержки может стать продление сроков пользования инвестквотой с 15 до 20 лет.

ЧЕРЕНЕВА Вера

Машньюс


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
 <  Апрель   <  2025 г.