Ловля в сети: мошенники стали обманывать россиян при помощи схем с икрой
Злоумышленники привлекают жертв обещаниями дешевого деликатеса В преддверии новогодних праздников в интернете стали появляться мошеннические схемы, связанные с икрой и другими морепродуктами, об этом предупредили эксперты. Злоумышленники предлагают деликатесы по низким ценам, но на деле похищают средства откликнувшихся покупателей. Подробности о том, как сетевые мошенники используют тему икры и морепродуктов для праздничного стола, а также как защититься от таких угроз, читайте в материале «Известий». Горячая пора С приближением Нового года многие россияне начинают продумывать меню для праздничного стола — и красная икра неизменно занимает в нем почетное место. Причем благодаря повышенному спросу возможности для мошенников в этой области расширяются, говорит в беседе с «Известиями» GR директор ИБ-компании «Код безопасности» Александра Шмигирилова. — Кроме того, в это время года многие потенциальные покупатели ищут возможность приобрести все продукты по невысокой цене и с минимальными усилиями, так что покупки онлайн весьма популярны, а приманка мошенников в виде относительно дешевых предложений не смутит пользователей, — отмечает эксперт. Руководитель Лаборатории стратегического развития продуктов кибербезопасности Аналитического центра кибербезопасности «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников дополняет, что на руку злоумышленникам также играет подорожание красной икры, которая за последний год перешла из разряда дорогих деликатесов в разряд очень дорогих. А если происходит скачок цен на какой-то популярный товар, всегда можно прогнозировать активность мошенников на этом направлении. При этом, несмотря на подорожание красной икры, россияне всё равно считают ее необходимой составляющей праздничного стола, отмечает специалист. В итоге спрос рождает не только предложение, но и информационный фон для совершения мошеннических преступлений. — Повышение спроса и подорожание такой продукции генерирует трафик, который мошенники направляют на свои интернет-ресурсы, используя социальную инженерию — предлагая богатый ассортимент продукции и привлекательные цены, — говорит ведущий аналитик F.A.C.C.T. Digital Risk Protection Евгений Егоров. Варианты схем По словам Александры Шмигириловой, общая цель уловок, связанных с икрой и морепродуктами, — создать у покупателя ощущение, что он имеет дело с реальным продавцом и настоящим магазином. При современном уровне развития интернета сделать красивую картинку и наполнить сайт информацией несложно, поэтому основной вектор атак — создание фишингового сайта, а затем аккаунта в соцсетях или мессенджерах, который либо имитирует реальную компанию, либо просто создает видимость некоего легитимного магазина. — В рассылках предлагается невысокая цена на икру и другие морепродукты для праздничного стола, после чего покупатель должен перейти на фейковый сайт и внести там определенные данные — например, заполнить поля с реквизитами банковской карты, — рассказывает собеседница «Известий». Эксперт дополняет, что в последние годы особой популярностью пользуется схема, в которой нет специализированного сайта — только Telegram-каналы. Злоумышленники накручивают пользователей на таком канале и оставляют ссылки на него на различных форумах или — более сложный вариант — распространяют ссылку через взломанных пользователей. В таких каналах возможны различные варианты — например, пользователь оставляет комментарий под каким-либо постом, с ним связывается «менеджер», который узнает, что именно нужно покупателю, и затем высылает ссылку на оплату. Если пользователь переведет деньги, то мошенник удалит переписку и больше не выйдет на связь. — Стоит отметить, что такие каналы за последнее время вышли на качественный уровень: там публикуются различные посты якобы от имени «счастливых» покупателей, в том числе в видеоформате, что вызывает у потенциальных жертв еще больше доверия, — подчеркивает Александра Шмигирилова. Некачественный продукт Покупка икры и морепродуктов в Сети, помимо риска просто не получить товар, также несет в себе угрозу приобретения испорченного товара, поскольку неизвестны его условия хранения, отмечает Евгений Егоров. — Схемы с продажей некачественной икры и ее подделок (имитации) фиксировались в прошлом году, — говорит Дмитрий Овчинников. — А в этом году стоит ждать стандартный набор фишинговых схем, но с ориентацией на любителей деликатеса и новогоднюю суету. По словам Александры Шмигириловой, подобные схемы ориентированы на всех, кто хочет приобрести что-то онлайн. Но в основном их целевая аудитория — это те, у кого очень ограничено свободное время для того, чтобы посещать магазины офлайн, и те, кто хочет сэкономить на покупке продуктов к новогоднему столу. Первые — это занятые люди, которые готовы заплатить иногда даже чуть больше, чтобы не тратить время, а значит, возможно, они не будут дополнительно проверять сайты или Telegram-каналы, объясняет эксперт. Вторые же — люди с невысоким доходом, которых привлекает возможность купить высококачественный товар по низкой цене. Они не задумываются о том, почему такая возможность вообще появилась и что в ней может быть какой-то подвох. — При этом стоит отметить, что мошенники часто весьма грамотно объясняют низкие цены — например: «Мы фасуем товар рядом с водоемом», «У нас есть прямые поставщики», «Магазин частный, поэтому отсутствует сетевая наценка» и так далее, — рассказывает Александра Шмигирилова в беседе с «Известиями». — Само по себе это может быть правдой, но надо понимать, что даже при таких условиях цена не должна быть ниже более чем на 15–20%. Дмитрий Овчинников дополняет, что мошеннические схемы, связанные с икрой и морепродуктами, опасны тем, что вместо деликатеса может произойти взлом онлайн-банка и кража денег. В отдельных случаях мошенники могут попросить установить на смартфон специальное приложение для совершения заказа со скидкой. За годы практики мошенники накопили обширный арсенал обманок и механизмов — и это стоит учитывать, подчеркивает эксперт. Механизмы защиты Для того чтобы защититься от предновогодних мошеннических схем, эксперты, опрошенные «Известиями», советуют соблюдать ряд правил безопасности. По словам Александры Шмигириловой, надежнее всего покупать продукты в проверенных местах — на сайтах известных магазинов и маркетплейсов. — Если же есть потребность купить морепродукты где-то, помимо указанного, то нужно проверить информацию о данном магазине в других источниках, — говорит эксперт. — Иными словами, необходимо поискать общую информацию на интернет-ресурсах — например, на сайтах отзывов. Если схема уже была определена как мошенническая и кто-то уже столкнулся с такими ситуациями и потерял деньги, то часто люди делятся такой информацией, чтобы предупредить других, объясняет Шмигирилова. Также нелишним будет проверить сам сайт и магазин — когда он был открыт, что это за организация, где и как она зарегистрирована (информация об этом сейчас есть в открытом доступе). В свою очередь, Дмитрий Овчинников советует не закупать сразу большое количество деликатесов, а вначале сделать небольшую (тестовую) покупку и проверить таким образом качество товара. Если это не подделка — можно смело заказывать еще: так человек не станет жертвой мошенников и не приобретет поддельную икру, сделанную из жира, водорослей и красителя. — Читая о грандиозной скидке, которая вас ждет, помните о том, что добыча товара и его транспортировка стоят денег, — отмечает эксперт. — Кроме того, товар специфический и хранить долго его не получится, поэтому на него и такая высокая цена. Если же цена выставлена ниже рыночной — это прямой повод задуматься о том, за счет чего достигается такая скидка. И конечно же, никто не отменял стандартных принципов цифровой гигиены в случае совершения онлайн-оплаты товара, заключает эксперт. Известия |