Серый флот вывез пятую партию с санкционного «Арктик СПГ-2»
Отгрузка сжиженного газа с арктического проекта «Арктик СПГ — 2», который попал под прямые блокирующие санкции США, набирает темп. За полтора месяца газовозы серого флота вывезли уже пять партий СПГ — более трети мощности первой очереди проекта. Танкер Asya Energy покинул «Арктик СПГ» и вышел 16 сентября в Карское море, по данным АИС судов. Газовоз, который может перевозить 80 млн кубометров в виде СПГ, совершает второй рейс с газом санкционного проекта. Всего это будет уже пятая отгрузка с «Арктик СПГ — 2». Первая очередь проекта заработала в декабре, однако вывоз начался в августе из-за отсутствия судов ледового класса. Из-за санкций проект пока обходится без них. Его обслуживают традиционные газовозы, которые пользуются сезоном навигации на Северном морском пути. «Арктик СПГ — 2» отгрузил пятую партию. Всего газовозы могли уже вывезти за полтора месяца около 400 млн кубометров газа в виде СПГ, что составляет 35% мощности проекта в этот период. Ранее российские СМИ сообщали о том, что «Новатэк» снизил добычу на Утреннем месторождении, которое является ресурсной базой проекта. Несмотря на то, что отгрузка с «Арктик СПГ — 2» началась в начале августа, ни один груз, судя по всему, еще не доставили до потребителей. Так, например, Pioneer вез первый и перегрузил его на New Energy, как сообщало gCaptain со ссылкой на спутниковые снимки, у Суэцкого канала. Там суда простояли несколько недель. После чего New Energy взял курс на российскую Арктику и 16 сентября судно идет на север мимо Испании в Атлантическом океане. Танкер указывает, что его осадка составляет более 9 метров из 12-и, а это может говорить о наличии СПГ на борту. Тем временем Pioneer продолжает сообщать, что находится у берегов Египта. Следующий груз вез танкер Asya Energy, но у берегов Норвегии он повернул обратно и, очевидно, выгрузил СПГ в плавучее хранилище Saam FSU под Мурманском. Туда доставил СПГ и газовоз Everest Energy. Сейчас судно с четвертым грузом завершило проход Северного морского пути и идет вдоль Камчатки. Вполне возможно, что сжиженный газ везут еще на одно плавучее хранилище — Koryak FSU, которое находится на Камчатке. Оба плавучих ПХГ планировали использовать для переброски СПГ с ледовых на обычные суда, чтобы оптимизировать доставку по Северному морскому пути. Однако в прошлом году они попали под санкции США, как и сам «Арктик СПГ — 2». «Извилистые» передвижения танкеров могут быть связаны с тем, что 23 августа Pioneer, Asya Energy и Everest Energy также оказались в SDN List Минфина США. И оператору проекта «Арктик СПГ — 2» приходится скрывать маршруты, так как под вторичные санкции попадут и компании, которые примут грузы. Кроме трех танкеров индийской Ocean Speedstar Solutions, под санкции попали и четыре современных газовоза White Fox Ship Management из ОАЭ. До этого они вывозили грузы с «Ямал СПГ», который не находится под ограничениями, но Минфин США все равно внес их в список, полагая, что их привлекут к санкционным перевозкам. Теперь, очевидно, это решенный вопрос. По данным АИС судов, танкер North Air подходит к плавучему хранилищу SUAM FSU, где может находиться две партии сжиженного газа с «Арктик СПГ — 2». Эксперты отмечали EADaily, что санкции увеличат затраты на доставку СПГ со второго арктического проекта, но не остановят его экспорт. Как показала практика российской нефти, азиатские компании готовы покупать российские энергоресурсы со скидкой и в обход санкции, и вопрос сейчас заключается в выстраивании схемы передачи груза. К 2030 году в России планируют увеличить производство СПГ почти втрое — до 100 млн тонн в год. И в США не скрывают желания покончить с производством сжиженного газа в России.
The Financial Times сообщало со ссылкой на консалтинговую компанию Windward, что со второго квартала 2023 года более 50 судов СПГ сменили владельцев на компании, расположенные в ОАЭ, и танкеры могут быть привлечены к перевозке российского газа. В то же время пока известно о девяти газовозах. На Западе теневым флотом называют суда, которые принадлежат малоизвестным компаниям в третьих странах с неизвестными конечными собственниками.
|