Последние публикации

18 Июл 2025
Впихнуть невпихаемое
18 Июл 2025
Сахалинским филиалом ФГБУ «НЦБРСП» проведены исследования кормовой рыбной муки весом свыше 10 тысяч тонн
18 Июл 2025
Владивостокским филиалом ФГБУ «НЦБРСП» проверена паразитарная чистота рыбы из рек Раздольная и Уссури
18 Июл 2025
Специалисты Мурманского филиала ФГБУ «НЦБРП» в июле провели исследования свыше 19 тысяч тонн рыбы и рыбной продукции
18 Июл 2025
В Бурятии полицейские изъяли из незаконного оборота более 717 кг байкальской рыбы на 9,5 млн рублей
18 Июл 2025
Директор Мурманского филиалом ФГБУ «НЦБРСП» принял участие в рабочей встрече с руководством Североморского управления Росрыболовства и Североморского межрегионального управления Россельхознадзора
18 Июл 2025
С 20 июля в Подмосковье стартует отбор на получение субсидий для производителей товарной рыбы и рыбопосадочного материала
18 Июл 2025
Отставленный от должности Игорь Артемьев разразился обвинениями в адрес многих отраслей российской экономики
18 Июл 2025
Проверки начались по факту загрязнения озера в Карелии
18 Июл 2025
Студенческие путинные отряды открыли трудовой сезон
18 Июл 2025
Бесплатный вылов 10 хвостов горбуши в день разрешили в Усть-Большерецком округе Камчатки в порядке эксперимента
18 Июл 2025
Выловленные в Авачинской губе морепродукты - смертельно опасны
18 Июл 2025
В Каспийское море выпущено более 10 млн штук молоди кутума – рыбоводы перевыполнили государственное задание
18 Июл 2025
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 17 июня 2025 г. № 347
17 Июл 2025
Объемы экспорта рыбы с Сахалина и Курил снизились на более чем 30% за неделю
17 Июл 2025
Погибшего кита выбросило на сахалинский берег
17 Июл 2025
Сахалинскую область назвали одним из самых привлекательных регионов России для развития марикультуры
17 Июл 2025
Рыбаки Сахалина взяли первую тысячу тонн лососевых
17 Июл 2025
Исследования промысловых беспозвоночных сибирских водоемов
17 Июл 2025
Исследования на Ковжском водохранилище
17 Июл 2025
Первое заседание рабочей группы по бесплатному вылову горбуши для личного потребления прошло в Заксобрании
17 Июл 2025
Первые уловы – достойные планы
17 Июл 2025
Специалисты Камчатского филиала подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «НЦБРСП» провели более тысячи исследований рыбного фарша с начала года
17 Июл 2025
Завершается аварийный режим "Меркурия"
17 Июл 2025
В Японии первые уловы свежей тихоокеанской сайры достигли рекордных $6000/кг
17 Июл 2025
Российский минтай не дает подняться в цене американскому сурими на японском рынке
17 Июл 2025
Промысел-2025: российские рыбаки добыли более 2,6 млн тонн водных биоресурсов
17 Июл 2025
Ассоциация добытчиков минтая и КамчатГТУ запустят грантовую программу для разработчиков «рыбных» новинок
17 Июл 2025
Европейский рынок белой рыбы снова штормит
16 Июл 2025
Норвегия – Россия: растопят ли дипломатические любезности санкционный лёд?
16 Июл 2025
Россия намерена защищать свои интересы на Балтике, заявил посол в Дании
16 Июл 2025
Российско-японские рыболовные отношения и лососевое хозяйство Дальнего Востока России
16 Июл 2025
Норвегия отрезает от промысла. Как скажутся санкции против «Норебо» и «Мурман Сифуд» на рыбной отрасли
16 Июл 2025
На Камчатке обсуждают возможность бесплатного лова
16 Июл 2025
Владельцы «Самбери» купили рыбокомбинат на Дальнем Востоке
16 Июл 2025
В Смоленской области завершается реконструкция завода кормов для рыбы
16 Июл 2025
«Дальневосточный минтай» признан лучшей программой по популяризации здорового образа жизни в России
16 Июл 2025
Федеральный селекционно-генетический центр ФГБУ «Главрыбвод» выстраивает партнерские отношения с отечественными производителями кормов
16 Июл 2025
Важный этап: на Норильском рыбоводно-инкубационном заводе Енисейского филиала ФГБУ «Главрыбвод» проводится инкубация икры хариуса
16 Июл 2025
Развитие отечественного производства рыбных кормов: в Смоленской области завершается реконструкция крупнейшего в стране завода
16 Июл 2025
Сахалинским филиалом подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «НЦБРСП» с начала года исследовано свыше 1,1 тысячи тонн икры
16 Июл 2025
Не только рыба опасна глистами: в крупной партии приморской свёклы обнаружены гельминты
16 Июл 2025
Затраты на выращивание креветок в Китае снижаются благодаря технологиям автоматизации
16 Июл 2025
Таможня Китая зарегистрировала первые три японские компании для возобновления поставок морепродуктов
16 Июл 2025
В Японии первые уловы свежей тихоокеанской сайры достигли рекордных $6000/кг
16 Июл 2025
Семь сахалинских браконьеров задержали за нелегальный бизнес на гребешках
16 Июл 2025
Россельхознадзор оформил больше 24 тысяч тонн рыбопродукции на экспорт в Приморье и на Сахалине
16 Июл 2025
Жителям Южно-Сахалинска рассказали, где купить камбалу и сельдь по низкой цене
16 Июл 2025
Волонтеры с Сахалина ищут запутавшегося в пластик детеныша косатки на Камчатке
16 Июл 2025
Объемы экспорта рыбы с Сахалина и Курил снизились на более чем 30% за неделю

Подписка на новости

Обнуление НДС оказалось невостребованным судоремонтными компаниями

377
Россия
Менее 5% судоремонтных предприятий обратились за обнулением НДС

В Минпромторг обратились всего пять судоремонтных компаний за обнулением НДС в обмен на инвестиции в модернизацию. Возможность получить льготу есть уже год, срок для подачи заявок завершится в 2024-м.

На начало сентября заявки на обнуление НДС для судоремонтных предприятий подали только пять верфей из ста, имеющих соответствующие мощности, рассказали РБК в Минпромторге. При этом возможность получить эту меру господдержки истекает в конце 2024 года, с учетом срока оформления документов времени у участников рынка остается еще меньше. Эти же данные во время профильной сессии на Восточном экономическом форуме во Владивостоке привел председатель совета директоров проектного бюро «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов.

Судоремонтные предприятия получили возможность обнулить НДС летом 2023 года: с 1 июля вступил в силу закон (№ 261 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса»), который ввел нулевую ставку НДС для тех заводов, которые будут направлять на собственное развитие и модернизацию мощностей не менее 20% выручки на протяжении семи лет. Обязанность закрепляется трехсторонним инвестиционным соглашением с Минфином и Минпромторгом, которое компании должны заключить до 31 декабря 2024 года. Продление возможности заключать инвестсоглашения в следующие годы в законодательстве пока не предусмотрено.

Сколько в России судоремонтных предприятий

В презентации проектного бюро «Нордик Инжиниринг», представленной на ВЭФ-2024, говорится, что, исходя из ОКВЭД по итогам 2023 года, в России работало 1416 предприятий, занимающихся судоремонтом, из которых 116 — крупные, 165 — средние, 1080 — малые и микропредприятия, по 55 нет данных. По итогам 2023 года они получили 600 млрд руб. выручки и около 12 млрд руб. прибыли. По итогам 2024 года прогнозируется выручка отрасли на уровне тех же 600 млрд руб., совокупная прибыль может составить 23 млрд руб.

Кто претендует на льготы

Источник в судостроительной отрасли рассказал, что инвестиционное соглашение с Минпромторгом заключили петербургское ООО «Кингисеппский машиностроительный завод», ООО «Судоверфь Витим» из Иркутской области, сургутское АО «Судоремонтно-судостроительное предприятие» и уфимское ООО «Судоремонтно-судостроительный завод». На рассмотрении находится заявка ООО «Ливадийский ремонтно-судостроительный завод».

к Минпромторгу, объясняет, что заводы ОСК ориентированы на более маржинальный сегмент судоремонта по гособоронзаказу, цены в котором могут превосходить гражданские заказы в разы. «Верфи ОСК считают гражданский судоремонт малоперспективным для себя», — утверждает он.

В ОСК не ответили РБК.

Какие споры вызвала инициатива

В конце 2023 года РСПП и профильные ассоциации судовладельцев критиковали инициативу по обнулению НДС — по их версии, мера должна быть более гибкой. Представители отрасли предлагали увеличить срок соглашения с семи до 15 лет, а нормативную долю направляемых на модернизацию средств уменьшить с 20 до 10–15%. Также предлагалось не ограничивать перечень мероприятий, на которые разрешается направлять средства (в финальной версии закона это только мощности в собственности предприятий), разрешив инвестировать, например, в арендованные мощности, поскольку именно они используются судоремонтными верфями в рамках причальной инфраструктуры.

В Минпромторге РБК рассказали, что ведомство проводило совещание с высшими органами исполнительной власти регионов и судоремонтными верфями по вопросу корректировки мер, в том числе предложенных в прошлом году РСПП. «Но от промышленности и регионов не были представлены необходимые расчеты и финансово-экономические обоснования. Минфином — разработчиком закона, регламентирующим предоставление меры, — предложенные инициативы не поддержаны», — пояснил представитель Минпромторга.

Как стимулировать верфи на использование льготы

Принимавшие участие в профильной сессии на ВЭФ-2024 представители региональных администраций и судоремонтного бизнеса констатировали, что мера не востребована игроками рынка.

Юлия Морозова, зампред правительства Камчатского края, сказала, что семь лет — короткий срок для отраслевых предприятий. «20% средств нужно изъять из оборота и направить на закупку оборудования. Мера может быть невыгодна и заказчику (судовладельцу. — РБК), который теряет возможность получить вычет по НДС», — отметила она. Представитель региональной администрации считает, что 20% оборотных средств надо разрешить направлять на подготовку кадров и закупку программного обеспечения.

Зампред правительства Приморского края Николай Стецко считает, что верфям нужна поддержка в части строительства или закупки плавучих доков и слипов. Он отметил, что верфи Приморья загружены на 30–40%, потому что значительная часть судовладельцев обслуживается за рубежом, тогда как загрузка заводов Северо-Запада близка к 100%.

Гендиректор Находкинского судоремонтного завода Сергей Старовойтов сказал, что мера по обнулению НДС не получила поддержки в Приморье, так как цены, предлагаемые конкурирующими китайскими судоремонтными предприятиями, примерно вдвое ниже. Он объяснил это климатическими условиями. Большую роль также играет закупка импортных механизмов: заказывая обслуживание за рубежом, судовладелец получает в стоимости услуги все необходимые комплектующие, тогда как при ремонте в России приходится решать проблемы их растаможивания и оплаты.

Николай Шабликов считает, что меру нужно сделать бессрочной, продлив ее на 2026-й и следующие годы.

Гендиректор «INFOline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает меру по обнулению НДС логичной и давно назревшей для повышения конкурентоспособности российской судоремонтной отрасли, но требующей большей гибкости с точки зрения параметров инвестсоглашения для увеличения ее востребованности среди судоремонтных предприятий. «Мера нуждается в дифференцированном подходе, который учитывает масштабы инвестиционной программы предприятий, наличие необходимых кадров для реализации инвестпроектов, сроки оплаты и график поступления оборудования и другие факторы. Обязательство инвестировать 20% выручки — достаточно высокий показатель для судоремонтных предприятий, так как обнуление НДС даст им возможность установить более конкурентоспособные цены, но их рентабельность даже с учетом мер поддержки окажется ниже 20%. Поэтому мера сейчас выглядит довольно жесткой и подходит для ограниченного количества участников рынка», — говорит эксперт.

Директор по развитию Portnews Надежда Малышева говорит, что для большинства судоремонтных верфей семилетний срок инвестсоглашений представляется слишком коротким — его недостаточно, чтобы окупить инвестиции. «Для небольших предприятий сумма в 20% средств от оборота слишком велика для изъятия, пусть даже для инвестиций. Кроме того, нет ясности в части возмещения НДС при использовании поставщиками оборудования, произведенного на территориях с различными налоговыми режимами», — отмечает эксперт.

Она считает, что со стороны игроков рынка может быть запрос на поддержку строительства доков и закупку комплектующих, возможно, по аналогии с мерами поддержки судовладельцев.

Глава Комиссии РСПП по рыбному хозяйству Герман Зверев сказал РБК, что причинами непопулярности меры поддержки стали правовая неопределенность условий инвестсоглашений, слишком короткий срок решения по их заключению (год), а также недостаточный для окупаемости инвестиций срок их действия (семь лет). Вместе с необходимостью единовременного изъятия из оборота 20% средств это полностью закрывает возможность для участия в программе малого и среднего бизнеса, а это свыше 95% судоремонтных предприятий страны.

«Изначальная «родовая травма» постановления о порядке применения нулевого НДС не могла не привести к тому, что желающих воспользоваться этой мерой поддержки будем считать с помощью пальцев одной руки. Минфин выступил против предлагаемых изменений: бухгалтерский подход победил промышленную политику», — добавил Зверев.

Он отметил, что пока российские судоремонтники не могут обеспечить качество услуг, сопоставимое с тем, что у зарубежных конкурентов, российские рыбопромышленники вынуждены ремонтировать основную часть средне- и крупнотоннажного флота за рубежом. «Выступаем за расширение списка мероприятий, на которые можно направлять средства, освободившиеся от нулевого НДС, включив в перечень затраты на обучение персонала, погашение займов и кредитов на пополнение оборотных средств, закупку программного обеспечения, внедрение технологий», — сказал Зверев.

РБК

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
 <  Июль   <  2025 г.