Эволюция российского флота: от ручного труда к умному рыболовству
Первые общедоступные данные об объемах промышленного вылова рыбы в России датируются прошлым веком. Так, в 1910-м российские рыбаки добыли чуть больше 1,1 млн тонн. Добычу рыбаки вели в основном на деревянных лодках, кунгасах и мелких парусных судах. В 50-х годах прошлого столетия во всем мире началась индустриализация рыболовства. Флоты разных стран начали вести океанический промысел. Это требовало строительства крупнотоннажных судов с мощным промысловым вооружением. Лучше всех в этом процессе преуспевал СССР: его рыбопромысловый флот был первым в мире. Результат технического перевооружения не заставил себя ждать: уже в 1970-х отечественный вылов уверенно держался на отметке 9–10 млн тонн. Однако начиная со второй половины 1980-х годов индустриальное рыболовство стало снижать свои объемы. Разогнавшись в 1960–1970-е годы, оно «врезалось» в Конвенцию ООН по морскому праву и формирование национальных морских пространств. Привычные районы промысла для океанического рыболовства были закрыты. Это сопровождалось резким увеличением промыслового пресса и, соответственно, ударом по запасам водных биологических ресурсов. Потом начались 1990-е, приватизация… К 2005-му российский вылов рухнул до менее чем 3 млн. Сегодня Россия входит в топ-5 рыболовных держав мира и в топ-10 крупнейших экспортеров. По итогам 2023 года наши рыбаки добыли 5,3 млн тонн. Современные реалии ставят перед рыбаками куда более сложные задачи, чем во времена СССР: работать в условиях снижающейся ресурсной базы, следовать экоответственному подходу и принципам умного рыболовства, обеспечивать максимально комфортные условия работы для экипажей и выпускать прямо в море широкую линейку продукции — от рыбьего жира до филе штучной заморозки. А это подразумевает автоматизацию всех производственных процессов, безотходное производство, использование экономных, но мощных двигателей и модернизацию рыбофабрик. Для этого рыбопромышленные компании не только строят новый флот, но и работают над повышением производительности действующего. За последние 10 лет они инвестировали в строительство судов как в России, так и за рубежом, а также в регулярную модернизацию флота не менее ₽350 млрд. ВАРПЭ |