Последние публикации

12 Сен 2024
Обзор промысловой обстановки по состоянию на 08 сентября 2024 года
12 Сен 2024
Незаконная «охота на лосося» обернется уголовным делом
12 Сен 2024
Определен срок закрытия лососевой путины на Камчатке
12 Сен 2024
Глава Камчатки поручил Минрыбхозу региона отработать с Госавтоинспекцией правила перевозки рыбы
12 Сен 2024
Лососевая путина в Магаданской области продлена до 22 сентября
12 Сен 2024
На севере Хабаровского края введён запрет на вылов лосося
12 Сен 2024
Россельхознадзор: за неделю из портов Сахалина и Приморья экспортировано более 17 тысяч тонн рыбы
12 Сен 2024
Вылов лососей на Дальнем Востоке отстает от прогноза на 32,7%
12 Сен 2024
ВАРПЭ и правительство Магаданской области будут совместно развивать рыбную отрасль И
12 Сен 2024
Они пробрались к нам в залив и идут дальше.
12 Сен 2024
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков посетил производственные объекты АО «Дальневосточная рыбопромышленная управляющая компания» в морском порту Невельск на Сахалине
12 Сен 2024
Лососевая путина-2024: дальневосточные рыбаки добыли более 215 тыс. тонн
12 Сен 2024
Пелагическая путина: вылов 216,8 тыс. тонн – в 1,4 раза превышает уровень 2023 года
12 Сен 2024
Прибытие «Атлантниро» в Мавританию в рамках Большой африканской экспедиции
11 Сен 2024
На Сахалине построят крупный рыбоперерабатывающий завод
11 Сен 2024
Костью в горле: Запад накрыл неожиданный кризис из-за России
11 Сен 2024
В Магаданской области продлили лососевую путину
11 Сен 2024
Росрыболовство пока не планирует денонсировать невыгодные для РФ соглашения
11 Сен 2024
В Санкт-Петербурге обсудят промысел, аквакультуру и другие сферы рыбной отрасли
11 Сен 2024
Лимаренко заявил, что Сахалин становится ключевой точкой для судов Севморпути
11 Сен 2024
Кабмин утвердил дорожную карту по увеличению потребления рыбы в России
11 Сен 2024
На Камчатке обнаружили рост загрязнения нефтью нерестовой реки
11 Сен 2024
Глава Росрыболовства сообщил о росте запаса осетровых рыб в Азовском море
11 Сен 2024
Какие блюда стали фаворитами гастрономического конкурса форума-фестиваля «Москва 2030»
11 Сен 2024
Перуанские производители аквакультурной креветки потребовали поддержки от государства
10 Сен 2024
Приморские рыбоперерабатывающие предприятия получат поддержку из краевого бюджета
10 Сен 2024
Свыше 430 тыс. тонн минтая, сельди, трески и лосося поступило в порты Приморского края для оборота на внутрироссийском рынке
10 Сен 2024
Росрыболовство: недружественные страны не получили ожидаемого эффекта от своих действий
10 Сен 2024
Ключевой ставке просчитывают рост
10 Сен 2024
Костью в горле: Запад накрыл неожиданный кризис из-за России
10 Сен 2024
РРПК подвела итоги ВЭФ-2024
10 Сен 2024
Завершилась комплексная съёмка камчатского краба Баренцева моря
10 Сен 2024
Сотрудники Азово-Черноморского филиала ГНЦ РФ ФГБНУ ВНИРО помогают органам исполнительной власти ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в борьбе с ННН-промыслом
10 Сен 2024
В первый день Международного рыбопромышленного форума состоится отраслевой товарищеский матч по футболу
10 Сен 2024
Росрыболовство предложило ограничить вывоз красной икры самолетами из ДФО
10 Сен 2024
Только 11% россиян — потребление рыбы в России продолжает уменьшаться
10 Сен 2024
Илья Шестаков провёл встречу с сотрудниками Сахалино-Курильского ТУ Росрыболовства и СахНИРО
10 Сен 2024
В Петропавловске-Камчатском состоялось совещание с участием Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по Рыболовству
10 Сен 2024
Специалисты отдела Керченский запатентовали способ производства сушёной медузы
10 Сен 2024
Дальневосточным межрегиональным центром ФГБУ "НЦБРП" успешно обследованы два предприятия по переработке лососей
10 Сен 2024
Барк Росрыболовства «Крузенштерн» совершил визит в марокканский порт Агадир в рамках Большой африканской экспедиции
10 Сен 2024
Енисейский филиал ФГБУ «Главрыбвод» выпустил в водные объекты более 2,1 млн. штук молоди водных биоресурсов
10 Сен 2024
Больше 4 миллиардов рублей инвестиций и 250 новых рабочих мест: на Сахалине в рамках инвестквот появится крупный рыбоперерабатывающий завод
9 Сен 2024
Обнуление НДС оказалось невостребованным судоремонтными компаниями
9 Сен 2024
Вклад рыбной отрасли в экономику страны необходимо начать считать
9 Сен 2024
Индия заявляет об убытках в размере 500 миллионов долларов США из-за запрета США на выловленных в дикой природе креветок
9 Сен 2024
Забирал только икру
9 Сен 2024
Школьникам провели экскурсию по территории фабрики береговой обработки рыбы
9 Сен 2024
Пилотный проект электронной сертификации экспорта в Китай стартовал 1 сентября
9 Сен 2024
Владимир Солодов: Опыт села Тымлат станет основой модели работы частно-государственной программы развития прибрежных поселков

Подписка на новости

Какие суда, кроме ледоколов, нужны России для грузовой навигации в Арктике

192
Россия

Круглогодичная навигация по Северному морскому пути (СМП) в восточном направлении по плану должна начаться в этом году. Это означает, что с ноября судам с арктической нефтью или сжиженным природным газом (СПГ) не придется разворачиваться на Запад и огибать весь континент, чтобы попасть, к примеру, в Китай или Японию. До этого года навигация в восточном направлении прекращалась с ноября по июнь.

Время в пути сократится более чем в два раза с 37-38 дней (при условии прохода по западному маршруту через Суэцкий канал, который сейчас не безопасен) до 16-17 дней. Но это - идеальный вариант развития событий. Сами ледоколы грузы не перевозят, для этого нужны танкеры, контейнеровозы, балкеры и газовозы. А с учетом очень сложной ледовой обстановки в восточной части Арктики, для обеспечения круглогодичного грузопотока понадобятся суда повышенного ледового класса.

По словам аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, летняя навигация по СМП в восточном направлении длится всего 8-10 недель. Первоначально планировалось запустить круглогодичную навигацию зимой 2023/24 года, но потом сроки сдвинули на зимний сезон 2024/25 годов. По-видимому, начало круглогодичной навигации перенесли на один сезон, поскольку необходимо было подготовить портовую инфраструктуру, увеличить количество ледоколов, а также сначала протестировать маршрут без грузов. Как пример, ранее сообщалось, что танкер ледового класса для перевозки СПГ, принадлежащий "Новатэк", сначала прошел весь путь по СМП в зимнюю навигацию без груза, поэтому вероятно в текущем году можно ожидать начала круглогодичной навигации по СМП, считает эксперт.

Ледоколы грузы не перевозят, для этого нужны танкеры, балкеры и газовозы

У России самый большой ледокольный флот в мире - 41 ледокол, из которых 7 атомных. В акватории СМП работают 10 ледоколов - все атомные и 3 мощных дизельных. Но вот с танкерами, газовозами и балкерами делового класса дело обстоит не так хорошо. У нас есть 22 газовоза высокого ледового класса, обслуживающих завод "Ямал СПГ", еще один такой газовоз обещают спустить на воду до конца года. Кроме того, пока с проекта больше половины объемов экспорта СПГ уходит в Европу, и восточное направление неактуально.

Ледовые балкеры для перевозки угля типа Arcticmax ранее планировали фрахтовать за границей, но теперь, по-видимому, придется строить самим. А их нужно 16 штук. По нефтетанкерам информации нет, не зря же флот называют серым. Но едва ли мы закупали танкеры высокого ледового класса. Их не так много в мире.

Как отмечает эксперт и руководитель аналитического центра "Яков и партнеры" Геннадий Масаков, помимо наличия ледоколов необходим грузовой флот с допуском в акваторию СМП. Допуск определяется классом судов, месяцем навигации и наличием проводки ледокола. Для навигации в арктической зоне используются суда ледового класса 6 и 7, в летне-осенний период также возможно использование менее защищенных классов: неарктических Ice 1-3 и арктических Arc 4 и 5. В тяжелых ледовых условиях для судов ниже класса Arc7 навигация запрещена правительством РФ даже под проводкой ледокола. В 2023 году судами ледового класса ниже Arc7 было осуществлено менее 20% всей перевозки нефти, конденсата и СПГ.

Как уточняет Чернов, танкеры и газовозы класса Arc5 могут осуществлять самостоятельное плавание в разреженных однолетних арктических льдах при их толщине до 0,8 метра в зимнее-весеннюю навигацию и до 1 метра в летнее-осеннюю. Плавание в канале за ледоколом в однолетних арктических льдах толщиной до 0,9 метров в зимнее-весеннюю и до 1,2 метров в летнее-осеннюю навигацию.

К восточной части СМП относятся море Лаптевых (толщина льда до 2,5 метров), Восточно-Сибирское (до 3 метров) и Чукотское моря (до 2,5 метров). Собственно, это и есть тяжелые ледовые условия. Поэтому рассчитывать, что там получится использовать газовозы и танкеры не самого высокого ледового класса за счет ледокольной проводки, не приходится. Причем иногда речь идет о классе ниже Arc5, а для них требования еще строже.

В тяжелых условиях для судов ниже класса Arc 7 навигация запрещена даже под проводкой ледокола

По расчетам "Яков и партнеры", на конец 2023 года в мире из 748 СПГ-газовозов лишь 24 соответствуют необходимым критериям для круглогодичной навигации в Арктической зоне (22 принадлежат компаниям из РФ). Из эксплуатируемых 2319 нефтяных танкеров только 9 подходят под необходимые критерии (2 принадлежат компаниям из РФ).

Российские компании при расширении флота столкнулись с санкционным давлением при заказе у иностранных верфей, отечественные проекты по строительству переносят срок сдачи вправо, отмечает Масаков. Ожидавшаяся поставка газовозов ледового класса типа Yamalmax для "Новатэк", первые из которых должны были быть поставлены в начале 2024 года корейской верфью Hanwha Ocean попали под санкции, дальнейший статус этих судов пока неясен.

По мнению эксперта, практика рейдовой перевалки, когда грузы перегружаются с судов арктического класса на обычные, может улучшить обеспеченность флотом. Но, по оценке "Яков и партнеры", для реализации первоначальных проектных планов по экспорту грузов по СМП в 2025 году необходимо иметь 45-50 газовоза.

Сергей Тихонов

Российская газета

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
 <  Сентябрь   <  2024 г.