Последние публикации

12 Сен 2024
Обзор промысловой обстановки по состоянию на 08 сентября 2024 года
12 Сен 2024
Незаконная «охота на лосося» обернется уголовным делом
12 Сен 2024
Определен срок закрытия лососевой путины на Камчатке
12 Сен 2024
Глава Камчатки поручил Минрыбхозу региона отработать с Госавтоинспекцией правила перевозки рыбы
12 Сен 2024
Лососевая путина в Магаданской области продлена до 22 сентября
12 Сен 2024
На севере Хабаровского края введён запрет на вылов лосося
12 Сен 2024
Россельхознадзор: за неделю из портов Сахалина и Приморья экспортировано более 17 тысяч тонн рыбы
12 Сен 2024
Вылов лососей на Дальнем Востоке отстает от прогноза на 32,7%
12 Сен 2024
ВАРПЭ и правительство Магаданской области будут совместно развивать рыбную отрасль И
12 Сен 2024
Они пробрались к нам в залив и идут дальше.
12 Сен 2024
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков посетил производственные объекты АО «Дальневосточная рыбопромышленная управляющая компания» в морском порту Невельск на Сахалине
12 Сен 2024
Лососевая путина-2024: дальневосточные рыбаки добыли более 215 тыс. тонн
12 Сен 2024
Пелагическая путина: вылов 216,8 тыс. тонн – в 1,4 раза превышает уровень 2023 года
12 Сен 2024
Прибытие «Атлантниро» в Мавританию в рамках Большой африканской экспедиции
11 Сен 2024
На Сахалине построят крупный рыбоперерабатывающий завод
11 Сен 2024
Костью в горле: Запад накрыл неожиданный кризис из-за России
11 Сен 2024
В Магаданской области продлили лососевую путину
11 Сен 2024
Росрыболовство пока не планирует денонсировать невыгодные для РФ соглашения
11 Сен 2024
В Санкт-Петербурге обсудят промысел, аквакультуру и другие сферы рыбной отрасли
11 Сен 2024
Лимаренко заявил, что Сахалин становится ключевой точкой для судов Севморпути
11 Сен 2024
Кабмин утвердил дорожную карту по увеличению потребления рыбы в России
11 Сен 2024
На Камчатке обнаружили рост загрязнения нефтью нерестовой реки
11 Сен 2024
Глава Росрыболовства сообщил о росте запаса осетровых рыб в Азовском море
11 Сен 2024
Какие блюда стали фаворитами гастрономического конкурса форума-фестиваля «Москва 2030»
11 Сен 2024
Перуанские производители аквакультурной креветки потребовали поддержки от государства
10 Сен 2024
Приморские рыбоперерабатывающие предприятия получат поддержку из краевого бюджета
10 Сен 2024
Свыше 430 тыс. тонн минтая, сельди, трески и лосося поступило в порты Приморского края для оборота на внутрироссийском рынке
10 Сен 2024
Росрыболовство: недружественные страны не получили ожидаемого эффекта от своих действий
10 Сен 2024
Ключевой ставке просчитывают рост
10 Сен 2024
Костью в горле: Запад накрыл неожиданный кризис из-за России
10 Сен 2024
РРПК подвела итоги ВЭФ-2024
10 Сен 2024
Завершилась комплексная съёмка камчатского краба Баренцева моря
10 Сен 2024
Сотрудники Азово-Черноморского филиала ГНЦ РФ ФГБНУ ВНИРО помогают органам исполнительной власти ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в борьбе с ННН-промыслом
10 Сен 2024
В первый день Международного рыбопромышленного форума состоится отраслевой товарищеский матч по футболу
10 Сен 2024
Росрыболовство предложило ограничить вывоз красной икры самолетами из ДФО
10 Сен 2024
Только 11% россиян — потребление рыбы в России продолжает уменьшаться
10 Сен 2024
Илья Шестаков провёл встречу с сотрудниками Сахалино-Курильского ТУ Росрыболовства и СахНИРО
10 Сен 2024
В Петропавловске-Камчатском состоялось совещание с участием Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по Рыболовству
10 Сен 2024
Специалисты отдела Керченский запатентовали способ производства сушёной медузы
10 Сен 2024
Дальневосточным межрегиональным центром ФГБУ "НЦБРП" успешно обследованы два предприятия по переработке лососей
10 Сен 2024
Барк Росрыболовства «Крузенштерн» совершил визит в марокканский порт Агадир в рамках Большой африканской экспедиции
10 Сен 2024
Енисейский филиал ФГБУ «Главрыбвод» выпустил в водные объекты более 2,1 млн. штук молоди водных биоресурсов
10 Сен 2024
Больше 4 миллиардов рублей инвестиций и 250 новых рабочих мест: на Сахалине в рамках инвестквот появится крупный рыбоперерабатывающий завод
9 Сен 2024
Обнуление НДС оказалось невостребованным судоремонтными компаниями
9 Сен 2024
Вклад рыбной отрасли в экономику страны необходимо начать считать
9 Сен 2024
Индия заявляет об убытках в размере 500 миллионов долларов США из-за запрета США на выловленных в дикой природе креветок
9 Сен 2024
Забирал только икру
9 Сен 2024
Школьникам провели экскурсию по территории фабрики береговой обработки рыбы
9 Сен 2024
Пилотный проект электронной сертификации экспорта в Китай стартовал 1 сентября
9 Сен 2024
Владимир Солодов: Опыт села Тымлат станет основой модели работы частно-государственной программы развития прибрежных поселков

Подписка на новости

Насколько неизбежна «ледокольная гонка»?

246
Россия

11 июля 2024 г. на полях саммита НАТО в Вашингтоне Соединенные Штаты, Канада и Финляндия объявили о создании нового трехстороннего консорциума — Ice-Breaker Collaboration Effort (ICE) — с явным намерением бросить вызов России и Китаю в строительстве и развертывании ледоколов нового поколения. Ожидается, что уже к концу 2024 г. три страны развернут ICE в подробный бизнес-план с соответствующим многолетними бюджетами, обязывающими взаимными обязательствами, конкретными сроками реализации отдельных проектов и так далее. Официальные лица США обосновали новую инициативу наличием «разрыва в ледокольных возможностях» и необходимостью «проецировать силу и обеспечивать соблюдение международного права» в полярных регионах мира.

Ссылка на международное право может звучать несколько иронично, когда она исходит от страны, которая так и не присоединялась к Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву. Тем не менее у американцев есть основания для беспокойства по поводу своих позиций на Крайнем Севере: в настоящее время у США имеется только два явно устаревших ледокола, из которых только один — построенный в 1976 г. USCGC Polar Star — полностью работоспособен. Канада может похвастаться более значительным флотом из 17 ледоколов, но из этого флота лишь три или четыре корабля могут выполнять свои задачи без необходимости предварительного проведения капитального ремонта. С аналогичными проблемами сталкиваются и европейские союзники США, включая Финляндию, Швецию, Норвегию и Данию.

В отличие от Запада, Россия последовательно реализует долгосрочную и весьма масштабную программу строительства и последующего использования ледоколов: в ее распоряжении имеется более сорока ледокольных судов разного класса, семь из которых оснащены атомными силовыми установками. Впереди — три атомных ледокола проекта «Лидер», способных работать во льдах толщиной до 4–4,5 м. Китай имеет полностью функционирующие ледоколы значительного водоизмещения «Сюэлун-1» и «Сюэлун-2». В мае 2024 г. Guangzhou Shipyard International завершила строительство ледокола нового поколения Ji Di, а в настоящее время строится более крупное полярное исследовательское судно Tan Suo San Hao. Многие эксперты предполагают, что в скором времени Китай пойдет по пути России, сосредоточившись на разработке современных мощных атомных ледоколов.

Запуская ICE, Вашингтон преследует цель кардинально изменить баланс сил на Севере: в Белом доме надеются построить до 70–90 современных ледоколов различного назначения в течение ближайших 10–15 лет. Береговая охрана США уже сделала заявку на приобретение восьми-десяти новых мощных ледоколов для высокоширотного патрулирования. В Канаде квебекская компания Davie Shipbuilding заключила контракт на проектирование и строительство семи крупных ледоколов и двух больших арктических паромов. В идеале создание консорциума ICE должно оживить всю судостроительную отрасль на Западе, создавая новые привлекательные рабочие места на верфях, поддерживая производителей морского оборудования и внося свой вклад в сектор сопутствующих услуг в трех странах-участницах и за их пределами.

Можно утверждать, что в международной конкуренции, в том числе и в строительстве ледокольных судов, ничего плохого нет — конкуренция должна идти на пользу всем. Но, как давно известно, дьявол всегда кроется в деталях. Для России строительство ледоколов — это не вопрос геополитического выбора или великодержавного статуса, а социальная и экономическая необходимость. Из четырех миллионов человек в мире, которые в настоящее время проживают к северу от Полярного круга, примерно половина являются российскими гражданами. Крупнейшие арктические города — Мурманск, Норильск, Воркута — также расположены в России, а не на Аляске или на севере Канады. Поэтому Россия всегда нуждалась в сохранении всесезонных транспортных коммуникаций на крайнем Севере, и наличие разнообразного и полностью работоспособного ледокольного флота является естественным способом поддержки этих коммуникаций в рабочем состоянии. Все доступные альтернативы, предлагаемые наземным или воздушным транспортом, обошлись бы российскому государству значительно дороже и были бы менее надежными. Не случайно, в 2023 г. общий грузопоток по Северному морскому пути достиг 36 млн т, что в пять раз больше показателей рекордного для СССР 1987 г. Ясно, что Москва будет и дальше идти по этому пути, независимо от действий ее геополитических противников.

Что касается Пекина, то основные принципы деятельности КНР в Арктике были сформулированы еще в 2018 г. Китай позиционирует себя в роли «около-арктического государства» и крупного международного игрока на Севере. Но китайские арктические интересы вполне прагматичны и рациональны — они в основном ограничиваются изучением возможностей разработки энергетических и других ресурсов, созданием резервных транзитных коридоров («Северный шелковый путь») а также задачами сохранения арктического биоразнообразия и экологического равновесия. Попутно можно отметить, что Китай тратит на исследования Арктики гораздо больше, чем Соединенные Штаты, но почему-то этот очевидный «разрыв в исследованиях» совсем не беспокоит нынешних политических лидеров США.

Существующая арктическая реальность такова, что у Соединенных Штатов сегодня просто нет сколько-нибудь веских экономических или социальных причин в срочном порядке строить многочисленную и дорогостоящую флотилию новых ледоколов. Главные транспортные коридоры, соединяющие западное и восточное побережья США, проходят через Панамский канал, а не через Северо-Западный проход вдоль канадского арктического побережья. Мало того, что проход очень сложен для судоходства, он еще остается предметом многолетнего спора между Вашингтоном и Оттавой. Канадское правительство рассматривает проход как неотъемлемую часть своих внутренних вод, в то время как США утверждают, что это система международных проливов, предполагающая наличие возможностей для свободного и беспрепятственного судоходства иностранных держав.

В любом случае, трудно представить, что США, Канада или какая-либо другая страна будут вкладывать десятки миллиардов долларов своих налогоплательщиков в попытки превратить Северо-западный проход в крупный международный транспортный коридор, сравнимый с Северным морским путем. Население США и Канады, проживающее вдоль североамериканского арктического побережья, даже в своей совокупности гораздо меньше, чем российское население Арктики. Относительное экономическое значение Арктического региона для стран Северной Америки также гораздо более ограничено, чем для стран Евразии.

Все это позволяет сделать вывод о том, что создаваемый альянс ICE имеет более явное геополитическое и геостратегическое обоснование, чем экономическое. По всей видимости, речь в конечном счете идет не о развитии Арктики как таковом, а о противостоянии Москве, а затем и Пекину в борьбе за контроль над обширным евразийским арктическим океанским пространством. Неудивительно, что новая инициатива была озвучена именно на полях юбилейного саммита НАТО, а не на встрече Группы двадцати или на Всемирном экономическом форуме.

Надвигающаяся гонка ледоколов не так зрелищна, как гонка авианосцев, которая уже находится в самом разгаре. И все же такая гонка, вероятно, будет иметь значительные пагубные последствия для будущего Арктики. «Ледокольное противостояние», если оно будет включать в себя развертывание тяжело вооруженных ледокольных судов в очень удаленным от национальных территориальных вод акваториях, может непреднамеренно привести к усилению напряженности и даже к прямым конфликтам. Риски возрастут многократно, если ледокольная гонка будет проходить параллельно с повышением военной активности в Арктическом регионе. Можно упомянуть, например, что в начале 2024 г. силами НАТО были проведены масштабные учения «Nordic Response 2024», в которых приняли участие около полусотни военных кораблей, более ста самолетов, двадцать тысяч военнослужащих из тринадцати стран. Позже Канада объявила, что собирается закупить двенадцать современных подводных лодок, специально предназначенных для действий в арктическом регионе.

Тем не менее было бы, как минимум, преждевременным переоценивать значение трехсторонних американо-канадско-финских договоренностей. У стран Запада может возникнуть дефицит материальных ресурсов и политической воли для ведения долгосрочной масштабной «ледокольной гонки» с Москвой и Пекином. Могут возникнуть другие, более влиятельные претенденты на бюджетные ресурсы. Стоит вспомнить, что шумиха вокруг опасного отставания США от России и Китая в Арктическом регионе повторяется снова и снова с интервалом в несколько лет, причем пик этой шумихи, как правило, приходится на год президентской избирательной кампании.

Последняя «ледокольная лихорадка» была отмечен в 2020 г., при бывшем президенте Дональде Трампе. Тогда республиканцы и демократы соревновались в выдвижении далекоидущих планов ледокольного строительства в целях противостояния российской «арктической экспансии». Однако за прошедшие четыре года в «ледокольном балансе» в Арктике никаких драматических перемен зафиксировано не было — новая Непобедимая Армада стран НАТО здесь так и не появилась. Вполне возможно, что под воздействием суровых экономических и политических реалий грандиозные планы, связанные с ICE, начнут быстро и необратимо таять, подобно тому, как на наших глазах под воздействием процессов глобального потепления стремительно тает полярная шапка Северного полюса.

Андрей Кортунов
К.и.н., научный руководитель РСМД, член РСМД

РСМД


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
 <  Сентябрь   <  2024 г.