Последние публикации

15 Май 2025
Welcome to Africa, Russian fisherman!
15 Май 2025
Мурманские рыбаки обратились к властям после запрета на добычу в территориальных водах РФ
15 Май 2025
Камчатским филиалом ФГБУ «НЦБРСП», подведомственным Россельхознадзору, выявлены гельминты в образцах живых рыб
15 Май 2025
По программе инвестквот завершено строительство 40 промысловых судов и 27 рыбоперерабатывающих заводов
15 Май 2025
МРФ-2025: Опубликован проект деловой программы VIII Международного рыбопромышленного форума
15 Май 2025
Калифорния закрывает самый маленький рыбоводный завод в штате, ссылаясь на обременительные федеральные правила
15 Май 2025
Поставки перуанских морепродуктов резко выросли
15 Май 2025
Импорт китайских морепродуктов в Южную Корею в апреле вырос на 10%
15 Май 2025
Норвегия увеличила объем экспорта лосося при снижении цен в апреле
15 Май 2025
Что такое омакасе, где его пробовать и чем оно отличается от кайсеки
15 Май 2025
Завершились весенние научно-исследовательские работы на гипергалинных водоёмах Крымского полуострова
15 Май 2025
Дроны будут отслеживать нарушителей рыболовства в Сахалинской области
14 Май 2025
Более 3 миллионов прожорливых рыб-камышеедов выпустят в Цимлянское водохранилище за счет ГЭС
14 Май 2025
Китайская беззубка: почему она угрожает нашим рекам — азиатский моллюск пожирает наших рыб
14 Май 2025
Zhuhai Ocean Group построила полупогружную платформу для разведения и выращивания лосося
14 Май 2025
Россельхознадзор расширил список российских поставщиков рыбопродукции в Китай
14 Май 2025
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
14 Май 2025
Почтение Героям: Сотрудники Росрыболовства поздравили ветеранов в преддверии праздника
14 Май 2025
Российские рыбаки добыли 1866,4 тыс. тонн водных биоресурсов
14 Май 2025
Дмитрий Патрушев и Илья Шестаков посетили новейшее рыбопромысловое судно, построенное по программе инвестквот
14 Май 2025
Правительство уточнило планы по развитию судостроения до 2050 года
14 Май 2025
Объем импорта креветок в США вырос на 13% в первом квартале 2025 года
14 Май 2025
Цены на чилийский лосось в Бразилии снова снизились на 17 неделе
14 Май 2025
Импорт морепродуктов из России в Корею сократился на 20% в апреле 2025 года
14 Май 2025
Арктика раздора
14 Май 2025
Цены заморозили на рыбу, но не аппетиты чиновников-бюрократов
14 Май 2025
Мировые продажи норвежских морепродуктов продолжили рост в апреле
14 Май 2025
Не крабовая королева!
14 Май 2025
Россия намерена наращивать экспорт рыбы в Таиланд
14 Май 2025
Герман Зверев: турбазы должны оплачивать зарыбление своего участка реки
13 Май 2025
Импорт минтая из России в Корею резко сократился в апреле 2025 года
13 Май 2025
Экспорт норвежского лосося 28.04.25 –04.05.25
13 Май 2025
Рыбу из Приморья повезут в Бразилию
13 Май 2025
С начала года Россельхознадзором на Камчатке проконтролирован экспорт более 12 тысяч тонн рыбопродукции и кормовой муки
13 Май 2025
Камчатским филиалом подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «НЦБРСП» проведено более 1,8 тысячи исследований икры минтая
13 Май 2025
Россельхознадзор расширил список российских предприятий по хранению рыбопродукции для экспорта товаров на бразильский рынок
13 Май 2025
Россельхознадзор запрещает ввоз и транзит рыбопродукции с некоторых предприятий Евросоюза с 12 мая 2025 года
13 Май 2025
Российские ученые исследуют водные биологические ресурсы у побережья Сьерра-Леоне
13 Май 2025
Следователи: пропавшего водолаза нашли мертвым в Корсаковском районе
13 Май 2025
Сахалинская рыбоохрана оштрафовала рыбаков почти на 50 тысяч рублей за неделю
13 Май 2025
Рыбоводы выпустят в реки Камчатки около 15 млн мальков кеты
12 Май 2025
Новая битва за причалы началась во Владивостоке с обеспечительных мер
12 Май 2025
С начала года Россельхознадзором на Камчатке проконтролирован экспорт более 11 тысяч тонн рыбопродукции и кормовой муки
12 Май 2025
В Приморье и на Сахалине на экспорт оформлено 632 партии рыбопродукции
12 Май 2025
Более тонны копченых устриц из Республики Корея не допущено к ввозу в Приморье
12 Май 2025
В порту Владивосток состоялась торжественная встреча нового судна «Леонид Мехед»
12 Май 2025
Грузооборот рыбопродукции вырос на 34 %
12 Май 2025
В 1-м квартале Россия нарастила на 72% экспорт рыбного филе
12 Май 2025
Пользователям о проведении аукциона № 3/2025 в электронной форме на право заключения договора пользования рыболовным участком для организации любительского рыболовства
12 Май 2025
Показатели контрольно-надзорной деятельности Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства

Подписка на новости

Суда показали крепкую нехватку

364
Россия

Перспективный дефицит для Севморпути зафиксирован в транспортном нацпроекте

Нехватка флота для обеспечения грузопотока по Севморпути зафиксирована в нацпроекте по транспорту. Текущий дефицит судов оценивается в 53%, а к 2030 году, когда грузопоток прогнозируется в диапазоне 53–150 млн тонн, может вырасти до 55%. Аналитики отмечают, что при коррекции планового грузопотока в связи со сдвигом на более поздний срок арктических проектов из-за санкций дефицит флота станет скромнее. Но, добавляют эксперты, текущие планы по развитию верфей также не соответствуют потребностям Севморпути.

Дефицит флота для обеспечения грузопотока на Севморпути в этом году превышает 50%, следует из презентации нацпроекта «Эффективная транспортная система» в версии от конца июня (“Ъ” видел документ). Согласно документу, на 2024 год грузопотоку по Севморпути требуется 57 судов, из которых в наличии 47%.

В 2030 году разрыв между наличным и потребным флотом еще расширится: из 160 требующихся судов подтверждены 45%.

Перевозки по Севморпути в 2023 году выросли до 36,2 млн тонн, что на 6,3% выше уровня 2022 года. В мае вице-премьер Юрий Трутнев сообщал, что в 2024 году будет перевезен 71 млн тонн. В нацпроекте заложен объем перевозок грузов в акватории Севморпути в 53–150 млн тонн в 2030 году и 220 млн тонн в 2035 году. Объем финансирования — 744 млрд руб.

На 2023 год обеспеченность флотом зафиксирована как полная. Тогда на Севморпути эксплуатировалось 30 судов, в том числе 17 газовозов и танкеров НОВАТЭКа, семь нефтеналивных танкеров «Газпром нефти» и шесть судов «Норникеля». На 2024 год дирекция Севморпути ожидала пополнения арктического флота 16 танкерами для НОВАТЭКа, девятью балкерами для перевозки угля «Северной звезды» и двумя нефтеналивными танкерами для «Восток Ойла». Но проект НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2» попал под санкции США, из-за чего не может получить шесть судов, заказанных на корейской Hanwha Ocean. Из 15 танкеров, строящихся для НОВАТЭКа на судоверфи «Звезда», пять должны были передать компании, однако срок сдачи неоднократно переносился. По данным “Ъ”, первый танкер из этой партии НОВАТЭК может получить до конца 2024 года и один — в начале 2025 года. Ни один из 16 балкеров для «Северной звезды», также попавшей под санкции США, на конец 2023 года не был заказан.

Дефицит плавсостава ледового класса способен превратиться из среднесрочной в долгосрочную проблему, существенно ограничивающую объемы перевозок по Севморпути, предупреждала N.Trans Lab в исследовании.

Возможным вариантом решения проблемы аналитики считают привлечение к перевозкам флота «дружественных» стран: Китая, Индии и пр. Но, отмечают в N.Trans Lab, флот ледового класса этих стран на сегодня также ограничен.

Кроме того, указывают в компании, перевозки по Севморпути преимущественно флотом третьих стран могут подкрепить их стремление к установлению режима международного регулирования данной транспортной артерии и, соответственно, ее выводу из исключительной юрисдикции РФ. Также N.Trans Lab предупреждала о рисках дефицита ледокольного флота из-за планового выбытия действующих судов, переноса срока ввода новых ледоколов и технологических санкций. К 2030 году, указывали аналитики, в эксплуатации может остаться не более пяти достаточно мощных атомных ледоколов, что не позволит обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути.

По программе в 2024 году ледокольная группировка для обеспечения проводки по Севморпути должна состоять из восьми атомных и трех неатомных ледоколов, в 2035 году — из девяти атомных и пяти неатомных ледоколов. В 2025 году планируется выбытие одного ледокола, а в 2026 году и 2028 году — по два судна. Сейчас в акватории, говорил специальный представитель по вопросам развития Арктики «Росатома» Владимир Панов на ПМЭФ, работает историческая группировка в десять ледоколов — семь атомных и три неатомных. По его словам, строится пять атомных ледоколов и ведется подготовка к контрактации еще четырех неатомных ледоколов мощностью не менее 40 МВт, заказать которые планируется в этом году.

Юрий Трутнев, вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО, в декабре 2023 года, «РИА Новости»: «Нам надо сделать очень много для того, чтобы Северный морской путь действительно стал комфортным и безопасным».

По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, грузовую базу Севморпути нужно корректировать. Из-за санкций ряд проектов, в том числе Баимский ГОК, сдвигаются вправо, есть проблемы у НОВАТЭКа, и вследствие более низкой грузовой базы и дефицит флота будет ниже, поясняет он. Основные риски дефицита эксперт видит у «Восток Ойла». В то же время, отмечает господин Бурмистров, текущие проекты Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), не отвечают потребностям, поскольку пока речь идет о строительстве новых верфей, что может быть реализуемо после 2030 года.

Как считает эксперт, поправить ситуацию с арктическим флотом может только строительство сухого дока на базе второго эллинга Балтзавода, который имеет проект, хорошие компетенции в области судового комплектующего оборудования и обеспечен квалифицированными кадрами. По его словам, если будет принято решение о переносе этих мощностей, это станет катастрофой, так как кадровый потенциал сохранить не удастся. А пример «Звезды», указывает Михаил Бурмистров, показывает, что строительство еще одной верфи на Дальнем Востоке невозможно из-за нехватки работников.

Наталья Скорлыгина
Фото: Иван Шаповалов, Коммерсантъ

КоммерсантЪ


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
 <  Май   <  2025 г.