Последние публикации

11 Сен 2024
На Сахалине построят крупный рыбоперерабатывающий завод
11 Сен 2024
Костью в горле: Запад накрыл неожиданный кризис из-за России
11 Сен 2024
В Магаданской области продлили лососевую путину
11 Сен 2024
Росрыболовство пока не планирует денонсировать невыгодные для РФ соглашения
11 Сен 2024
В Санкт-Петербурге обсудят промысел, аквакультуру и другие сферы рыбной отрасли
11 Сен 2024
Лимаренко заявил, что Сахалин становится ключевой точкой для судов Севморпути
11 Сен 2024
Кабмин утвердил дорожную карту по увеличению потребления рыбы в России
11 Сен 2024
На Камчатке обнаружили рост загрязнения нефтью нерестовой реки
11 Сен 2024
Глава Росрыболовства сообщил о росте запаса осетровых рыб в Азовском море
11 Сен 2024
Какие блюда стали фаворитами гастрономического конкурса форума-фестиваля «Москва 2030»
11 Сен 2024
Перуанские производители аквакультурной креветки потребовали поддержки от государства
10 Сен 2024
Приморские рыбоперерабатывающие предприятия получат поддержку из краевого бюджета
10 Сен 2024
Свыше 430 тыс. тонн минтая, сельди, трески и лосося поступило в порты Приморского края для оборота на внутрироссийском рынке
10 Сен 2024
Росрыболовство: недружественные страны не получили ожидаемого эффекта от своих действий
10 Сен 2024
Ключевой ставке просчитывают рост
10 Сен 2024
Костью в горле: Запад накрыл неожиданный кризис из-за России
10 Сен 2024
РРПК подвела итоги ВЭФ-2024
10 Сен 2024
Завершилась комплексная съёмка камчатского краба Баренцева моря
10 Сен 2024
Сотрудники Азово-Черноморского филиала ГНЦ РФ ФГБНУ ВНИРО помогают органам исполнительной власти ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в борьбе с ННН-промыслом
10 Сен 2024
В первый день Международного рыбопромышленного форума состоится отраслевой товарищеский матч по футболу
10 Сен 2024
Росрыболовство предложило ограничить вывоз красной икры самолетами из ДФО
10 Сен 2024
Только 11% россиян — потребление рыбы в России продолжает уменьшаться
10 Сен 2024
Илья Шестаков провёл встречу с сотрудниками Сахалино-Курильского ТУ Росрыболовства и СахНИРО
10 Сен 2024
В Петропавловске-Камчатском состоялось совещание с участием Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по Рыболовству
10 Сен 2024
Специалисты отдела Керченский запатентовали способ производства сушёной медузы
10 Сен 2024
Дальневосточным межрегиональным центром ФГБУ "НЦБРП" успешно обследованы два предприятия по переработке лососей
10 Сен 2024
Барк Росрыболовства «Крузенштерн» совершил визит в марокканский порт Агадир в рамках Большой африканской экспедиции
10 Сен 2024
Енисейский филиал ФГБУ «Главрыбвод» выпустил в водные объекты более 2,1 млн. штук молоди водных биоресурсов
10 Сен 2024
Больше 4 миллиардов рублей инвестиций и 250 новых рабочих мест: на Сахалине в рамках инвестквот появится крупный рыбоперерабатывающий завод
9 Сен 2024
Обнуление НДС оказалось невостребованным судоремонтными компаниями
9 Сен 2024
Вклад рыбной отрасли в экономику страны необходимо начать считать
9 Сен 2024
Индия заявляет об убытках в размере 500 миллионов долларов США из-за запрета США на выловленных в дикой природе креветок
9 Сен 2024
Забирал только икру
9 Сен 2024
Школьникам провели экскурсию по территории фабрики береговой обработки рыбы
9 Сен 2024
Пилотный проект электронной сертификации экспорта в Китай стартовал 1 сентября
9 Сен 2024
Владимир Солодов: Опыт села Тымлат станет основой модели работы частно-государственной программы развития прибрежных поселков
9 Сен 2024
Более 100 нарушений при оформлении ветеринарных документов выявлено Россельхознадзором в Тверской области
9 Сен 2024
Сальдо: рыбзаводы в Херсонской области нуждаются в полной модернизации
9 Сен 2024
Россельхознадзор расширил список российских предприятий по хранению рыбной продукции для поставок товаров на рынок Бразилии
9 Сен 2024
Северный филиал ВНИРО провел ежегодные исследования морской ихтиофауны в прибрежных водах Соловецкого архипелага
9 Сен 2024
Сотрудники Санкт-Петербургского филиала ВНИРО продолжают исследования по товарному выращиванию судака
9 Сен 2024
На граблях, как на батуте!
8 Сен 2024
Россиян будут приучать к рыбе
8 Сен 2024
Эволюция российского флота: от ручного труда к умному рыболовству
7 Сен 2024
Снижение импортных цен на лосось не привело к соответствующему росту объемов экспорта семги из Норвегии
7 Сен 2024
Илья Шестаков: Подобных программ отраслевой модернизации нет ни в Европе, ни в мире. Отрасль переживает инвестиционный бум – это действительно большой этап развития
6 Сен 2024
Судоремонту нужна суша: главные проблемы отрасли обсудили на ВЭФ-2024
6 Сен 2024
Вклад рыбной отрасли в развитие Дальнего Востока обсудили на ВЭФ
6 Сен 2024
Специалисты испытательной лаборатории Камчатского филиала ФГБУ «НЦБРП» обнаружили жизнеспособные личинки паразитов в мороженой рыбе
6 Сен 2024
Грузооборот рыбной продукции через причалы Росрыболовства в Приморье в этом году идёт с прибавкой в 18%

Подписка на новости

Российские рыбаки в 2025 году могут остаться без квот на мойву, путассу и морского окуня.

299
Россия
Компании, которые занимаются промыслом в Северном рыбохозяйственном бассейне, фиксируют снижение объемов добычи и рискуют в 2025 году потерять свои квоты, считают в Союзе рыбопромышленников Севера (СРПС).

Причины видят в геополитической обстановке, в частности, в введенных за последнее время ограничениях на заход в зарубежные порты, а также в высоком пороге освоения предоставленных квот. Рыбаки предлагают изменить требование, в соответствии с которым квота изымается, если в течение двух лет выбрана менее чем на 70%.

Мойва повернула на запад
Как сообщил "Интерфаксу" заместитель генерального директора Союза рыбопромышленников Севера Евгений Шамрай, февраль для мурманских рыбаков связан с началом мойвенной путины. Ранее СРПС предупреждал, что в текущем году она может стать сложной, так как прогнозировалось смещение мойвы в норвежскую зону Баренцева моря.

"Сейчас на мойвенной путине работают десять судов. Как мы и предполагали, рыба ушла в норвежскую зону. Сложности могут возникнуть из-за прилова трески, что запрещено норвежской стороной. Скопления рыбы небольшие, улов в сутки пока что от 50 до 300 тонн", - сообщил Шамрай.

Всего к промыслу мойвы готовы 20 судов компаний, которые работают в Северном рыбохозяйственном бассейне. По словам Шамрая, в течение недели на мойвенную путину выйдут еще два-три промысловых судна. Будут остальные выходить на путину или нет, зависит от скоплений рыбы. Если промысловая обстановка будет неустойчивой, для судовладельцев будет целесообразным отправить флот в другие районы, к примеру, за путассу и треской.

Время простоя растет
Мурманские рыбаки обеспокоены снижением объемов добычи путассу и основного промыслового объекта северных рыбаков - трески. Заместитель гендиректора СРПС объясняет это совокупностью причин: снижение промысловых запасов трески, переменчивая погода в зимний сезон, закрытие иностранных портов и другое.

Так, в Норвегии российские рыбаки традиционно выгружали улов, проходили судоремонт, получали снабжение и сменяли экипаж.

"Если раньше судно работало возле Лофотенских островов (Норвегия - ИФ), оно там же заходило в порт и меняло экипаж, и это занимало меньше суток. Сейчас такой возможности нет, судну приходится идти от Лофотен в Мурманск, дорога туда-обратно занимает минимум пять суток, а стоимость судосуток начинается от 1 млн рублей. Добавим к этому время ожидания прихода властей порта, пограничников, таможенников – все это простой. Проход по заливу и стоянка – тоже не бесплатные. То есть для смены экипажа в порту Мурманска компания тратит от 5-7 млн рублей", - объяснил эксперт.

Сейчас для российских рыбаков открыты всего три норвежских порта – Киркенес, Тромсё и Ботсфьорд, но фактически зайти в них можно только в случае форс-мажора, отметил Шамрай.

С 2023 года ограничения действуют также на Фарерских островах, где российские рыбаки добывают путассу и скумбрию. По словам заместителя гендиректора СРПС, ранее рыбаки, которые вели промысел в Норвежском море, море Ирмингера, северной Атлантике, использовали их для перегрузки вылова на транспорт, пополнения, смены экипажей и так далее.

"На Фарерских островах есть существенные ограничения: некоторую рыбопродукцию нам перегружать вообще нельзя – к примеру, морского окуня. Такое же ограничение действует в Исландии. Путассу или скумбрию можно перегружать на Фарерских островах, но с 2024 года только ту, которую поймали в их зоне. То есть путассу, скумбрию и сельдь, выловленные за пределами зоны, перегружать нельзя. Невозможно в этом случае и обслуживание в порту", - объяснил Шамрай.

При таких ограничениях для рыбаков есть два выхода. Это выгрузка на транспорт в море, но в осенне-зимний сезон и вплоть до апреля это означает работу в штормовых условиях. Второй выход – идти в ближайший российский порт, это Мурманск, Калининград или Санкт-Петербург.

"Кроме того, Фарерские острова запретили нам работать в "серой зоне", спорной зоне между Фарерскими островами и Великобританией. Как раз в этой "серой зоне" в осенне-зимний период наибольшее количество путассу. В результате наши уловы в три-пять раз меньше", - сказал Шамрай.

В таких обстоятельствах для мурманских и калининградских рыбаков не только снижаются объемы вылова, но и уменьшается количество промысловых суток, а время простоя судов и на переходы растет.

Риск потерять квоты
В Союзе рыбопромышленников Севера считают, что в условиях длящихся ограничений, в которых сейчас работают российские рыбаки, главной проблемой становится неосвоенная квота. Согласно закону о рыболовстве, если компании в течение двух лет осваивают меньше 70% квоты, они ее теряют.

"В прошлом году многие компании не освоили 70% квот на путассу в зоне Фарер и в этом году не освоят, особенно с учетом увеличения квот (...) Это касается также морского окуня, путассу и скумбрии в районах северной Атлантики, вполне вероятно, мойвы и креветки, и в 2025 году многие могут остаться без квот", - отметил Шамрай.

Он добавил, что санкционные ограничения не отражены в законе о рыболовстве, как, к примеру, чрезвычайные происшествия, и не являются уважительной причиной, по которой квота не была освоена.

"Союз уже несколько лет обращается в Росрыболовство с тем, чтобы изменить законодательство в отношении требования о пороге в 70%. Подчеркну: не об отмене, а об изменении, которое позволяло бы не лишать квот добросовестных рыбаков из-за запретов и ограничений, введенных другими странами. Проблема еще в том, что мы потеряем минимум год между расторжением договора на квоту, объявлением нового аукциона, заключением нового договора и возможностью вылова. Все это время эти объемы никем не будут вылавливаться", - сказал Шамрай.

Рыбный порт не отвечает интересам рыбаков
Еще одной актуальной проблемой для мурманских рыбаков в СРПС называют состояние АО "Мурманский морской рыбный порт" (ММРП).

"Крупнотоннажные суда могут подойти в ММРП на выгрузку только к нескольким причалам и по полной воде. То есть основная масса причалов по глубинам и длине причальной линии не может их принять. В порту давно не проводили дноуглубительные работы, не было комплексной модернизации", - сказал Шамрай.

По его мнению, кроме модернизации самого порта требуется участие властей Мурманска и Мурманской области для модернизации прилегающей инфраструктуры - подъездных путей, площадок для грузовых фур, железнодорожных путей.

Заместитель генерального директора СРПС также отметил, что при заходе в порт Мурманск рыбаки часто сталкиваются с медленной работой контролирующих органов, которая происходит не в одно время, а последовательно, что увеличивает время простоя.

"Для рыбаков нет "единого окна": чтобы сменить членов экипажа, нужно закладывать трое суток: встать на рейд, вызвать пограничников, таможенников, ветеринаров, а на выходе из порта – все то же в обратном порядке. И это при условии, что каждая минута работы судна доступна контролерам в электронном виде", - сказал Шамрай.

"Скажу по-честному, если бы у мурманских рыбаков был выбор, они бы в Мурманск вообще не заходили", - добавил он.

Вместе с тем, мурманские рыбаки отмечают, что при возвращении в порт в целом не испытывают проблем с судоремонтом. Выполнить необходимые работы можно как в Мурманске, так и в других российских портах. Однако есть сложности в логистике поставок запчастей, особенно, если требуется ремонт двигателей иностранного производства. Кроме того, в Мурманске не хватает доков для крупнотоннажных судов, отметил Шамрай.

Экспорт
По словам Шамрая, в год мурманские промысловые компании добывают около 500 тыс. тонн рыбы. По расчетам СРПС, непосредственно в Мурманске объем потребления рыбы в год составляет порядка 20 тыс. тонн без учета рыбы, поступившей из других регионов. Основными потребителями становятся Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и другие регионы.

Мурманские компании также продолжают экспортировать рыбу и рыбную продукцию. По словам Шамрая, мурманская рыба продолжает попадать в Европу, но "опосредованно".

"Когда мы продаем рыбу условному покупателю из Белоруссии, а он запрашивает сертификаты европейского образца, нет ли фабрики-производителя в санкционных списках, то мы можем сделать вывод, что рыба попадет на европейский рынок. Таким же образом наша продукция попадает в Китай. Зачастую мы не знаем конечного получателя", - сказал Шамрай.

ИНТЕРФАКС

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
 <  Сентябрь   <  2024 г.