Ситуация на российском рынке рыбы. Проблемы и драйверы роста
Объем и структура производства По данным ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», к 20 декабря 2023 года объем добычи водных биоресурсов в России достиг 5,18 млн тонн. С учетом ретроспективной динамики последней декады декабря прошлого года итоговый показатель 2023 г. может составить 5,35 млн тонн и превысить оптимистичный прогноз Росрыболовства, опубликованный в ноябре (5,3 млн тонн). Для сравнения скажем, что в рекордном 2018 году вылов рыбы в России составил 5,11 млн тонн.
Структура добычи по основным видам рыбы выглядит следующим образом (приведены данные официальной статистики за январь — сентябрь 2023 года и оценочные объемы на 11.12.2023):
Следует отметить, что вылов рыбы в России производится в рамках установленных годовых квот (ОДУ — общий допустимый улов). В соответствии с ОДУ на 2023 г. освоение промысловых объемов по минтаю составило 89,0%, по треске — 79,2%, сельдям — 93,4%. При этом улов трески снизился по сравнению с прошлогодними показателями на 16,9%, а сельди — на 16,2%. Причинами отрицательной динамики в этом сегменте специалисты считают неблагоприятные климатические условия (повышение температуры воды в местах обитания) и общие биологические циклы воспроизводства биоресурсов, которые привели к ощутимому сокращению популяции этих пород рыб в рассматриваемом периоде. Внешнеторговые операции По предварительным оценкам, в 2023 году импорт рыбы в Россию восстановился примерно до уровня 2019 и 2021 годов после значительного падения в 2022-м, которое произошло из-за отказа многих поставщиков из недружественных стран от работы с российскими компаниями.
Основными товарными позициями, завозимыми в Россию из-за рубежа, являются:
Вместе с тем нужно отметить снижение поставок филе сельди, а также общего объема импорта белой рыбы. Заметно сократился ввоз тилапии, пангасиуса и хека. Среди стран-поставщиков наибольшие объемы импорта в натуральном выражении в Россию отправили Фарерские острова (рост доли в российском импорте с 10 до 15%), Чили (с 9 до 11%), Турция (с 9 до 10%), Китай (снижение с 10 до 9%), Вьетнам (с 8 до 6%). Несмотря на рост импорта, РФ остается одним из крупнейших нетто-экспортеров рыбной продукции. Объем поставок за рубеж по итогам 2023 года ожидается на уровне 2,3 млн тонн, что в целом соответствует прошлогоднему показателю. По мнению президента ВАРПЭ (Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров) Германа Зверева, Россия сохраняет сильные позиции как минимум в четырех ключевых сегментах этого рынка:
Наибольшие объемы экспорта в 2023 году были отправлены в 5 стран:
Влияние санкций на экспорт рыбы из России С 2024 года недружественные страны ввели новые ограничения на поставки рыбной продукции из РФ:
Действовавшие в 2023 году ограничения уже вызвали снижение стоимости российской рыбы на мировом рынке. Так, несмотря на рост экспорта на 24% в натуральном выражении, в стоимостном эквиваленте, как уже говорилось, объем поставок остался на уровне 2022 года. По данным таможенной статистики, экспортная цена российского минтая за год снизилась на 21,2%, трески — на 22,2%, а пикши — на 31%. Учитывая, что доля экспортных поставок в общем объеме вылова составляет около 40%, такое снижение для российских производителей достаточно болезненно. Однако, как и во многих других случаях, подобные ограничения негативно отражаются и на потребителях тех стран, которые их ввели. Так, по данным годового отчета «Рынок и рыболовство» европейской исследовательской компании EUMOFA, импорт трески в ЕС в 2023 году снизился на 7% в тоннах, но увеличился на 20% в денежном выражении, а средняя стоимость минтая в Евросоюзе выросла на 31%. При этом европейские рыбопереработчики уже выражают озабоченность предстоящим ростом цен на российскую продукцию и просят свои правительства рассмотреть возможность введения переходного периода до 2025 года для того, чтобы бизнес мог адаптироваться к новым условиям. Россия же постепенно перенаправляет поставки в другие регионы. По словам министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, в 2023 году отечественная рыба отправлялась в 80 государств, тогда как еще год назад их было 60. Растет экспорт в Китай, большой потенциал существует в налаживании торговых отношений с Латинской Америкой, странами АТР, прибрежной части Африки и Ближнего Востока. Кроме того, появляется возможность направлять дополнительные объемы продукции на внутренний рынок, где существует определенный ценовой дисбаланс между действующим предложением и покупательной способностью значительной части населения. Динамика цен на рыбу и морепродукты в России По итогам 2022 года Минсельхоз оценивал уровень самообеспеченности российских потребителей рыбой в 153%, что в 1,8 раза больше порогового значения, заложенного в Доктрину продовольственной безопасности страны (85%). Однако реальное потребление рыбопродукции падает. Если в 2013–2014 гг. оно оценивалось в 22,3 кг на душу населения, что укладывается в нормы, рекомендованные Минздравом, то в 2022–2023 гг. специалисты называют уже значения в 21–21,5 кг. Казалось бы, разница не слишком существенная, если бы не одна небольшая тонкость: 21–21,5 кг — это в показатель в пересчете на общий вес выловленной рыбы, если же перевести его в массу приготовленного продукта, то окажется, что на среднестатистического россиянина в 2022 году пришлось всего 16,1 кг (для сравнения: в 2021 г. — 19,2 кг). Основная причина такой динамики — рост цен и снижение доходов населения. Несмотря на постоянно повышающиеся объемы вылова, рыба остается одним из самых дорогих продуктов регулярного потребления. В среднем за 5 лет стоимость килограмма рыбы, по самым скромным оценкам, выросла на треть. Например, только за 2023 год замороженная рыба подорожала более чем на 15%, а крабовое мясо и палочки — почти на 44%.
В разрезе брендов максимальный рост цен зафиксирован на замороженные крабовые палочки и мясо «Санта Бремор» (+84%), Эконом Маркет» (+78%) и Columbus (+58%), морепродукты «Меридиан» и «Океанрыбфлот» (+60%), замороженное рыбное филе AGAMA (+58%). В то же время крабовое мясо и палочки под марками «Крабия» и «Меридиан» подешевели на 19 и 15%, замороженная рыба «Прод-холод» и «Рыбный мир» — на 27 и 23%, морепродукты «Санта Бремор» — на 7%. В целом можно говорить о постепенном выравнивании цен производителей в большинстве категорий товаров, что свидетельствует об усилении конкуренции на рынке и снижении лояльности потребителей к конкретным брендам. Среди факторов, вызвавших существенный рост себестоимости добычи рыбной продукции и, как следствие, увеличение цен на нее на полках магазинов, аналитики выделяют:
Учитывая все перечисленные факторы, а также естественные ограничения на количество вылавливаемой рыбы, связанные с особенностями и периодичностью воспроизводства многих ее популярных видов, приходится согласиться с многими специалистами, которые говорят о том, что предпосылок к сколько-нибудь заметному снижению цен в текущей экономической ситуации пока не видно. Во всяком случае, без государственной поддержки производителей и хотя бы частичной компенсации их выросших расходов. Как на это реагируют потребители В сложившихся условиях конечные покупатели ведут себя вполне предсказуемым образом: спрос в рознице смещается от дорогих видов (красная рыба, хек, морепродукты) к более дешевым, в первую очередь к минтаю, который является основой российского рыбного производства. По данным торговых сетей, более 2/3 продаж сейчас приходится на средний и низкий ценовые сегменты, а, например, объем потребления лосося по сравнению с 2013 годом упал практически вдвое. Кроме того, эксперты отмечают следующие тенденции, сложившиеся на рынке в последние два года:
Чтобы стимулировать потребителей к более частым покупкам и сделать рыбу более доступной, торговые сети налаживают прямые контакты с производителями. Это вынужденная мера, необходимая для того, чтобы убрать из цепочки поставок лишних посредников и сократить торговые накрутки. С 2020 года в России действует проект «Камчатская рыба», к которому в 2023 году присоединилась сеть «Перекресток». Во всех ее супермаркетах теперь доступна свежая рыба (горбуша, нерка) и икра, которые закупаются напрямую у камчатских рыбаков и продаются с минимальной наценкой. В ноябре 2023 г. объем продаж охлажденной рыбы в «Перекрестке» вырос на 24,4% и впервые за последние годы превысил объем продаж мяса. Еще раньше к программе присоединились магазины сети «Глобус», практически готовы к этому в настоящий момент «Лента» и «ВкусВилл». Государственная поддержка Игроки рынка уверены, что только их усилий для улучшения ситуации недостаточно. Необходима программа государственного регулирования, в рамках которой основной приоритет будет отдан развитию внутреннего потребления. Госпрограмма «Развитие рыбохозяйственного комплекса» была принята еще в 2014 году, в настоящее время с учетом произошедших с тех пор геополитических и экономических изменений она нуждается в корректировке. Одно знаковое предложение уже внесено Минсельхозом: ведомство предлагает исключить из программы целевой показатель по достижению среднедушевого потребления рыбы в домашних хозяйствах — не менее 25 кг в живом весе. Это говорит о том, что проблема существует и признана на государственном уровне, следовательно, можно ожидать конкретных шагов по ее решению уже в ближайшем времени. Эксперты говорят о следующих необходимы мерах:
В целом дорожная карта по увеличению потребления отечественной рыбной продукции до 2030 года будет представлена в феврале 2024 года. Будем надеяться, что мнение экспертного сообщества услышано и рыба действительно станет более доступной для всех слоев населения России. |