Последние публикации

25 Фев 2024
Строительство пункта пропуска «Краскино» в Приморье продолжается. Возможности экспорта рыбопродукции вырастут
24 Фев 2024
Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 16,00% годовых
24 Фев 2024
Спикер Володин заблуждается или лжёт?
23 Фев 2024
Останется ли Великобритания без российской трески?
23 Фев 2024
Международная выставка Gulfood 2024: возможности расширения российского рыбного экспорта
22 Фев 2024
Пожар в селе Лесная. Вероятно, поджог...
22 Фев 2024
Управлением Россельхознадзора в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях и Калмыкии с начала 2024 года прекращено действие 111 деклараций о соответствии животноводческой продукции
22 Фев 2024
В целях безопасности соревнования по подлёдному лову в Приморье перенесены в бухту Новик острова Русский
22 Фев 2024
Глава Росрыболовства — РБК: «Затраты рыбаков на цене рыбы не отражаются»
22 Фев 2024
Добыча минтая, сельди, трески в Охотском и Беринговом морях по состоянию на 18.02.2024
22 Фев 2024
В Приморье за незаконную ловлю кеты осужден житель Уссурийска
22 Фев 2024
За выловленный ещё в 2019 году морской гребешок придётся заплатить
22 Фев 2024
Почти все пункты пропуска на сухопутном участке границы с КНР в Приморье будут работать в предстоящие праздники
22 Фев 2024
В ЯНАО заявили, что для очистки и благоустройства озера Ханто нужны около 1,5 млрд рублей
22 Фев 2024
Рыба попадёт на российские прилавки
22 Фев 2024
Отмечены хорошие уловы северной креветки
22 Фев 2024
Группой лиц был осуществлён массовый вывод основных производственных активов АО «Мурманский морской рыбный порт»
22 Фев 2024
Вылов минтая и сельди на Дальнем Востоке превысил 590 тыс. тонн
22 Фев 2024
Российские рыбаки смогут нарастить промысел ставриды
22 Фев 2024
Отраслевая наука дала прогноз по объему вылова сардины иваси на 2024 год
21 Фев 2024
Россельхознадзор выявил 295 предприятий-фантомов в Москве, Московской и Тульской областях
21 Фев 2024
Экспорт продукции из Подмосковья и Тульской области вырос на 11% в 2023 году
21 Фев 2024
В Красноярском крае пограничники изъяли незаконно добытую рыбу на 498 млн рублей
21 Фев 2024
ФГБУ «НЦБРП» напоминает о предстоящем обучении во ФГИС «ВетИС»
21 Фев 2024
Рыбный день. Кто контролирует рыбный промысел в Северном бассейне?
21 Фев 2024
Мурманчанин заплатит более миллиона за гибель камчатского краба
21 Фев 2024
«На три недели раньше»: в Калининградской области начался промысел салаки
21 Фев 2024
Камчатская сельдь подорожала из-за высокого спроса
21 Фев 2024
В Приморье и на Сахалине экспортные партии рыбопродукции оформлены в КНР, Корею и страны Евросоюза
21 Фев 2024
На Камчатке выросло оформление авиапассажирами икры непромышленного изготовления и икры «с документами»
21 Фев 2024
В Комсомольске-на-Амуре управление Россельхознадзора пресекло реализацию 40 тонн мороженой кеты с фантомной площадки
21 Фев 2024
Япония заявила о своих аппетитах на российских ежей и крабов
21 Фев 2024
Росрыболовство предупреждает об опасности выхода на лёд в Приморском крае
21 Фев 2024
Оксана Дмитриева: Действия ЦБ по сдерживанию инфляции не соответствуют мерам правительства РФ
21 Фев 2024
Бывший российский владелец подал в суд на хельсинкскую верфь
21 Фев 2024
Президент России дал поручение по субсидированию ж/д перевозок лососей и сардины иваси
21 Фев 2024
Всемирный день защиты морских млекопитающих
20 Фев 2024
Перевыполнить план. Севморпуть нарастил портовые мощности в 2023 году
20 Фев 2024
Кейс «Дальневосточного минтая» изучили на экспертной панели в рамках выставки-форума «Россия»
20 Фев 2024
Строящийся траулер-процессор «Капитан Абакумов» планируется подготовить к спуску на воду в марте 2024 года
20 Фев 2024
Шведский стол на приморских берегах: морские деликатесы выносит прибоем тоннами
20 Фев 2024
Норвегия увеличила объемы продаж креветок на 48% в январе
20 Фев 2024
Австралия: обнаружена вспышка сигуатеры
20 Фев 2024
За прошедшую неделю все экспортные партии рыбопродукции с Камчатки оформлены в Нидерланды
20 Фев 2024
Приморским межрегиональным управлением Россельхознадзора принято решение о возврате партии биологически активной добавки
20 Фев 2024
На Сахалине обсудили организацию лососёвой путины в 2024 году
20 Фев 2024
ГК «Русский Краб» принимает участие в Gulfood–2024 в Дубае
20 Фев 2024
Камчатская исследовательская лаборатория ФГБУ «НЦБРП» рассказала о своей работе во второй декаде февраля 2024 года
20 Фев 2024
В Приморье объём оформленного Росрыболовством рыбного экспорта в Китай в январе понизился
19 Фев 2024
В морском порту Владивостока территория крупного причала пройдет капитальный ремонт

Подписка на новости

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Сохранит ли крупнейший рыбный порт Арктики отраслевую специализацию?

205
Россия
Морское рыболовство на Севере России является прочной частью экономического фундамента нескольких регионов. Cуда, приписанные к портам Мурманск и Архангельск, ведут промысел в самых разных районах Мирового океана - от Баренцева и Норвежского морей до районов центральной Атлантики и западного побережья Африки, добывая ежегодно почти один миллион тонн рыбы. Где бы моряки ни работали, два этих порта являются их родным домом.

В поисках эффективности

В 2023 году крупнейший рыбный порт Арктики ОАО «Мурманский морской рыбный порт» вернулся в руки государства. Теперь предприятие нуждается в масштабном обновлении. По информации чиновников, план модернизации порта предусматривает три проекта развития. После оценки экономической эффективности каждого варианта будет принято решение о реализации одного из них. Должностные лица ждут ответного запроса от рыбаков, чтобы оценить экономическую эффективность. Да, именно так и формулируется мысль - не функция или задача, а эффективность.

Оставив в стороне вопрос о субъектности эффективности (кому выгодно), в профессиональном смысле очевидно, что рассуждать об эффективности вариантов идей, как минимум, странно. Эффективность — «дитя» экономики, области прикладных знаний, основанных на отчётных или расчётных данных, выраженных в денежных единицах измерения. И тут, в этом смысле, говорить пока не о чем. Этап сбора идей безусловно важен, даже обязателен, ибо без идей вообще ничего не происходит. Тем не менее, чтобы не тратить рабочее время впустую, все-таки нужно действовать последовательно.

Основы проектирования морских сооружений, перегрузочных объектов и других объектов портовой инфраструктуры
Прежде чем всерьез говорить о вариантах реконструкции мурманского рыбного порта (термин условный), с учетом государственной собственности на причалы и акваторию, то есть, с учетом ответственности должностных лиц за принимаемые ими решения, не лишним будет вспомнить основы процесса.

Подготовка проекта по использованию территории порта включает обязательные этапы:

определение цели проекта;

подтверждение вида и объема грузовой базы, а также величины грузооборота на расчетный год в долгосрочном периоде;

оценка потенциала существующей акватории и территории порта для строительства или реконструкции запланированных сооружений, перегрузочных объектов и других объектов портовой инфраструктуры;

расчет планируемого ежегодного количества судов, заходящих в порт под заявленную грузовую базу, включая их размеры, грузовой или иной профиль;

расчеты потребности порта и варианты решений, связанных с созданием дополнительной к существующей внешней транспортной и иной сетевой инженерной инфраструктуры;

подготовка технического задания для компоновки генплана порта, включая районирование, зонирование, планировку отдельных участков порта под объекты строительства или реконструкции, с учетом соответствующих погрузо-разгрузочных технологических решений;

инвестиционное обоснование проекта (расчет экономической эффективности капитальных вложений);
определение источников финансирования.

Принципиально важным является решение земельного вопроса - он в подобных стройках неизбежен.

Весь этот путь некоторое время назад проходил проект Мурманского транспортного узла. Путь был сложным и небыстрым.

В свете обсуждения вариантов идей по изменению грузового профиля тех или иных территорий рыбного порта, следует понимать, что любое строительство дополнительных портовых сооружений, перегрузочных объектов и других объектов портовой инфраструктуры в границах морского порта Мурманск должно в установленном порядке согласовываться со всеми заинтересованными органами власти.

Рыбаки Севера и их взгляд на рыбную гавань

Рыбопромышленников пригласили участвовать в подготовительной работе по проекту реконструкции рыбного порта в Мурманске. В этой связи официальным лицам, уже представившим различные идеи по данной теме, следует кое-что знать.

Когда рыбаки обсуждают будущее порта, им в голову не приходит изъятие старых причалов и территорий для создания инфраструктуры обслуживания судов и сооружений нефтегазовой отрасли. То, что сейчас они стоят у рыбных причалов, это ситуация вынужденная и временная, по сути уже мешающая работе по выгрузке рыбной продукции.

Для флота нефтяной и газовой индустрии создается соответствующая портовая инфраструктура на западном берегу Кольского залива.

Не могут рыбаки согласиться и с тем, что какие-то районы рыбного порта нужно перепрофилировать для перевалки массовых видов грузов: контейнеры, насыпные, навалочные или наливные. Тем более, что это в принципе невозможно. Для эффективных перевозок указанных грузов на крупных транспортных судах нужны глубины у причалов не менее 13 метров, их нет в рыбном порту. Кроме этого, в границах муниципального образования г. Мурманск отсутствует территория для расширения железнодорожной инфраструктуры по обеспечению подачи и уборки тысяч дополнительно прибывающих в порт вагонов (в годовом исчислении). Нет пока и железнодорожной сортировочной станции на ближних подходах к городу. Существуют серьезные вопросы с электрообеспечением дополнительных перегрузочных объектов и других объектов портовой инфраструктуры на восточном берегу Кольского залива.

Рыбопромышленники - также не сторонники передачи причалов и территорий рыбного порта под судоремонтные предприятия. Причалы нужны для выгрузки рыбной продукции и междурейсовой стоянки судов для подготовки к выходу на промысел. Для ремонта в Кольском заливе существуют две огромные специально спроектированные площадки: бывшая рыбацкая судоверфь и «мёртвый» судоремонтный завод ММФ. Обе территории используются под что угодно, но только не по прямому назначению.

Причалы рыбного порта должны остаться рыбными

Следует согласиться с тем, что того флота рыбной промышленности, который был на Севере 35 лет назад, больше не будет. Количество рыбопромысловых судов сократилось в два раза и соответствует сырьевой базе. В настоящий момент эксплуатируется более 160 судов различных типов: крупных, средних, малых рыболовных, краболовных, транспортных и вспомогательных. В последние годы основные рыбные запасы Северного бассейна снижаются. Но через какое-то время начнется рост, и они восстановятся, суммарный вылов увеличится, значительно возрастёт нагрузка на рыбный порт. И пойдут траулеры, ярусоловы, краболовы на выгрузку и смену экипажей в Мурманск, а тут для них места нет, стать негде - минеральные удобрения, зерно, контейнеры грузят, или какой «газоперерабатывающий плавзавод» к стенке привязан. На оставшиеся десять рыбных причалов в южном районе порта очередь на две недели вперед. На самом деле уже сегодня это настоящая «головная боль» владельцев рыболовных судов - найти в Мурманске причал.

Никто не утверждает, что, не в ущерб отраслевому профилю, какие-то причалы рыбного порта не могут использоваться для перевалки нерыбных грузов, это нормальная практика. Главное, чтобы рыбакам места хватало.

Однако, подготавливая масштабную реконструкцию мурманского рыбного порта, даже частично менять его базовую «ориентацию» - затея сомнительная.

Рыбаки по вопросу о своей домашней гавани давно консолидированы. Мурманский рыбный порт строился для них, и он должен реконструироваться под нужды предприятий рыбной отрасли. Другие «проектные идеи по раздаче территорий», кем бы и под каким бы «сладким соусом» они ни преподносились, не имеют отношения к рыбному хозяйству и направлены на фактическое вытеснение рыбаков с причалов морского порта Мурманск.

Свои конкретные предложения рыбопромышленники Севера представят.

Как будет дальше развиваться эта история - жизнь покажет. А пока труженики моря ведут промысел, несмотря на береговые шторма, и надеются на здравый смысл тех, кто будет принимать государственные решения по дальнейшей судьбе рыбных причалов в крупнейшем морском порту Арктики.

NORD-NEWS

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 1 2 3
 <  Февраль   <  2024 г.