Последние публикации

23 Фев 2024
Останется ли Великобритания без российской трески?
23 Фев 2024
Международная выставка Gulfood 2024: возможности расширения российского рыбного экспорта
22 Фев 2024
Пожар в селе Лесная. Вероятно, поджог...
22 Фев 2024
Управлением Россельхознадзора в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях и Калмыкии с начала 2024 года прекращено действие 111 деклараций о соответствии животноводческой продукции
22 Фев 2024
В целях безопасности соревнования по подлёдному лову в Приморье перенесены в бухту Новик острова Русский
22 Фев 2024
Глава Росрыболовства — РБК: «Затраты рыбаков на цене рыбы не отражаются»
22 Фев 2024
Добыча минтая, сельди, трески в Охотском и Беринговом морях по состоянию на 18.02.2024
22 Фев 2024
В Приморье за незаконную ловлю кеты осужден житель Уссурийска
22 Фев 2024
За выловленный ещё в 2019 году морской гребешок придётся заплатить
22 Фев 2024
Почти все пункты пропуска на сухопутном участке границы с КНР в Приморье будут работать в предстоящие праздники
22 Фев 2024
В ЯНАО заявили, что для очистки и благоустройства озера Ханто нужны около 1,5 млрд рублей
22 Фев 2024
Рыба попадёт на российские прилавки
22 Фев 2024
Отмечены хорошие уловы северной креветки
22 Фев 2024
Группой лиц был осуществлён массовый вывод основных производственных активов АО «Мурманский морской рыбный порт»
22 Фев 2024
Вылов минтая и сельди на Дальнем Востоке превысил 590 тыс. тонн
22 Фев 2024
Российские рыбаки смогут нарастить промысел ставриды
22 Фев 2024
Отраслевая наука дала прогноз по объему вылова сардины иваси на 2024 год
21 Фев 2024
Россельхознадзор выявил 295 предприятий-фантомов в Москве, Московской и Тульской областях
21 Фев 2024
Экспорт продукции из Подмосковья и Тульской области вырос на 11% в 2023 году
21 Фев 2024
В Красноярском крае пограничники изъяли незаконно добытую рыбу на 498 млн рублей
21 Фев 2024
ФГБУ «НЦБРП» напоминает о предстоящем обучении во ФГИС «ВетИС»
21 Фев 2024
Рыбный день. Кто контролирует рыбный промысел в Северном бассейне?
21 Фев 2024
Мурманчанин заплатит более миллиона за гибель камчатского краба
21 Фев 2024
«На три недели раньше»: в Калининградской области начался промысел салаки
21 Фев 2024
Камчатская сельдь подорожала из-за высокого спроса
21 Фев 2024
В Приморье и на Сахалине экспортные партии рыбопродукции оформлены в КНР, Корею и страны Евросоюза
21 Фев 2024
На Камчатке выросло оформление авиапассажирами икры непромышленного изготовления и икры «с документами»
21 Фев 2024
В Комсомольске-на-Амуре управление Россельхознадзора пресекло реализацию 40 тонн мороженой кеты с фантомной площадки
21 Фев 2024
Япония заявила о своих аппетитах на российских ежей и крабов
21 Фев 2024
Росрыболовство предупреждает об опасности выхода на лёд в Приморском крае
21 Фев 2024
Оксана Дмитриева: Действия ЦБ по сдерживанию инфляции не соответствуют мерам правительства РФ
21 Фев 2024
Бывший российский владелец подал в суд на хельсинкскую верфь
21 Фев 2024
Президент России дал поручение по субсидированию ж/д перевозок лососей и сардины иваси
21 Фев 2024
Всемирный день защиты морских млекопитающих
20 Фев 2024
Перевыполнить план. Севморпуть нарастил портовые мощности в 2023 году
20 Фев 2024
Кейс «Дальневосточного минтая» изучили на экспертной панели в рамках выставки-форума «Россия»
20 Фев 2024
Строящийся траулер-процессор «Капитан Абакумов» планируется подготовить к спуску на воду в марте 2024 года
20 Фев 2024
Шведский стол на приморских берегах: морские деликатесы выносит прибоем тоннами
20 Фев 2024
Норвегия увеличила объемы продаж креветок на 48% в январе
20 Фев 2024
Австралия: обнаружена вспышка сигуатеры
20 Фев 2024
За прошедшую неделю все экспортные партии рыбопродукции с Камчатки оформлены в Нидерланды
20 Фев 2024
Приморским межрегиональным управлением Россельхознадзора принято решение о возврате партии биологически активной добавки
20 Фев 2024
На Сахалине обсудили организацию лососёвой путины в 2024 году
20 Фев 2024
ГК «Русский Краб» принимает участие в Gulfood–2024 в Дубае
20 Фев 2024
Камчатская исследовательская лаборатория ФГБУ «НЦБРП» рассказала о своей работе во второй декаде февраля 2024 года
20 Фев 2024
В Приморье объём оформленного Росрыболовством рыбного экспорта в Китай в январе понизился
19 Фев 2024
В морском порту Владивостока территория крупного причала пройдет капитальный ремонт
19 Фев 2024
Рыбное производство откроют в Ленинском округе осенью 2024 года
19 Фев 2024
Росрыболовство хочет оштрафовать приморскую компания "Русский Минтай" на миллиард рублей
19 Фев 2024
Школьников Сахалина научили выращивать кету из икры в аквариуме

Подписка на новости

Верфи не заманили субсидией

376
Россия

Действующие меры господдержки строительства рыбопромыслового флота не достигают поставленных целей, считают в отраслевой ассоциации ВАРПЭ. По ее оценкам, выделяемых средств недостаточно для стимулирования строительства судов в РФ, а рыбопромышленники по-прежнему предпочитают покупать подержанные суда за границей. Аналитики предполагают, что инвестиционную активность тормозит опыт многолетних задержек сдачи строящихся в РФ судов.

Существующие меры господдержки строительства рыбопромыслового флота недостаточны и не оказывают значительного влияния на развитие отрасли. К такому выводу после анализа данных за последние четыре года пришла Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), 15 ноября 2022 года выводы были направлены первому зампреду Совета федерации Андрею Яцкину.

Сейчас предусмотрено три типа мер поддержки. Это утилизационный грант, льготное кредитование на покупку судна и возмещение части затрат на его строительство. На утилизационный грант в 2017–2021 годах было выделено из бюджета 2,01 млрд руб., при этом в 2020 году не было освоено 69,3% от годового лимита, в 2021-м — 24%. Рыбопромышленники не проявляют заинтересованности в этой мере поддержки, отмечается в справке ВАРПЭ: в 2021 году только три из десяти заявок было подано рыбопромышленными предприятиями, в 2022-м — ни одной. ВАРПЭ объясняет незаинтересованность тем, что компенсация в объеме 10% стоимости судна, но не более 70 млн руб. (такой лимит действовал до ноября 2022 года, сейчас — 15% и 80 млн руб. для экологичных судов) недостаточно привлекательна при постройке судна на российских верфях. В таких условиях судовладельцы предпочитают продавать старые суда в страны с менее строгими требованиями к техническому состоянию и покупать подержанные суда за рубежом.

Льготное кредитование (максимальная компенсация ставки в 2017–2021 годах — 4,7%, в 2022-м до октября — 7,2%, с октября для экологичных судов — 6,6%), по оценке ВАРПЭ, может быть достаточно перспективным, но пока остается непривлекательным для рыбопромышленников. Так, в 2021 году только одна из 55 рассмотренных заявок относилась к рыболовному судну, в 2022-м — ни одной. В рамках возмещения части затрат на строительство судов в 2020 году выделено 660 млн руб., в 2021-м — 360 млн руб., но отмечается высокий уровень неосвоения бюджета (96% в 2020 году и 85% в 2021-м). Субсидируется не более 30% от стоимости судна. Рыбопромышленники в 2021 году подали только две заявки на 6 млн руб., в 2022-м заявок не поступало.

Судовладельцы предпочитают строить новые и приобретать подержанные суда за рубежом из-за меньшей стоимости и отсутствия рисков, связанных с увеличением сроков строительства, отмечают в ВАРПЭ.


Так, в Китае краболов длиной 56 м стоит втрое дешевле схожего судна, строящегося в России в рамках инвестквот. «Минпромторг в разработке мер господдержки опирается на предложения регуляторов,— говорит президент ВАРПЭ Герман Зверев.— Регулятор — Росрыболовство — вместо сложной работы по наладке многоуровневой системы господдержки рыболовного судостроения выбрал простой, как якорь, подход — инвестиционные квоты». «Судостроительный долгострой», в который превратился первый этап инвестквот, показывает, что нужна более продуманная система господдержки строительства флота и импортозамещения судового оборудования, говорит он.

Строительство рыбопромыслового флота стимулируется за счет системы инвестквот — компания может получить квоту на вылов, только если инвестировала в новые суда или перерабатывающие фабрики. Программа запущена в 2017 году. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о втором этапе программы инвестквот, по которому планируется распределить 24% действующих квот на добычу сельди и минтая на Дальнем Востоке, 50% квот на краба и 100% квот на моллюсков. Противники документа обращали внимание на срыв сроков строительства судов в рамках первой программы. Сенатор от Камчатки Валерий Пономарев отмечал, что из 105 судов, которые должны быть построены по программам инвестквот, спущено на воду только 10, а закладка 20 даже не состоялась.

В Минпромторге не ответили на запрос. В Росрыболовстве отметили, что с 2000 по 2019 год обновление рыбопромыслового флота практически не осуществлялось. Схема продажи и покупки за рубежом судов, уже бывших ранее в эксплуатации, привела к тому, что в составе рыбодобывающего флота суда, которые эксплуатируются уже 25–40 лет, составляют 70%, более 40 лет — 12%, сообщают в ведомстве. Механизм инвестквот с учетом планируемого второго этапа и дальнейшего развития отрасли «позволит омолодить рыболовный флот в среднем до девяти лет».

«В рамках первого этапа в строительстве нового рыбопромыслового флота участвуют 16 верфей,— говорят там.— Безусловно, мощности верфей сейчас сильно загружены».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что ключевая проблема в длительных задержках сдачи судов на верфях РФ, которые начались еще до масштабных санкций 2022 года. Действующие меры поддержки, при которых заказчики судов не защищены от изменения сроков строительства, дестимулируют инвестиционную активность, полагает он. По его мнению, беспрецедентный уровень неопределенности в экономике для рыбопромышленной отрасли усугубляется планами изменения распределения квот (неясно, когда будут новые аукционы и будут ли), и о пересмотре мер господдержки следует задумываться после решения наиболее острых проблем с текущими заказами и подходами к квотам.

Наталья Скорлыгина

КОММЕРСАНТ


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 1 2 3
 <  Февраль   <  2024 г.