Последние публикации

9 Июн 2023
Командоры на страже лососей
9 Июн 2023
В «Тунце» нашли браконьерского краба
9 Июн 2023
Лососевая путина началась в Усть-Камчатском районе на Камчатке
9 Июн 2023
По программе инвестквот в 2023 году будут сданы 14 судов — Илья Шестаков
9 Июн 2023
Свыше 1300 браконьеров привлечено к ответственности в Приморье в этом году
9 Июн 2023
Минприроды и Росприроднадзор оставляют морской аквакультуре законодательный брак и многомиллионные платежи
9 Июн 2023
Более 300 тысяч жителей и гостей Приморья посетили «О Мега вкусный» фестиваль минтая
9 Июн 2023
Объявление о внесении изменения в приложение к приказу Росрыболовства от 6 июня 2022 г. № 314
9 Июн 2023
Бывший вице-губернатор Приморья купил у Магомедова «Открытый порт Находка»
9 Июн 2023
Илью Шестакова встречают на южном берегу Баренцева моря
8 Июн 2023
Парусник Росрыболовства «Седов» завершил первый учебный рейс: испытание морской стихией прошли 130 курсантов
8 Июн 2023
Рыбоводные заводы Камчатки: лидеры и кормильцы
8 Июн 2023
В Сахалинской области определили места выгрузки свежей и охлажденной рыбы
8 Июн 2023
Глава Росрыболовства Илья Шестаков о реализации реформы по модеранизации отрасли
8 Июн 2023
Глава Росрыболовства Илья Шестаков о работе по восстановлению запасов сиговых в Обь-Иртышском районе
8 Июн 2023
Росрыболовство ожидает в 2023 году одну из лучших лососевых путин: вылов прогнозируется в объеме более 500 тыс. тонн
8 Июн 2023
Депутаты предложили стандарт для названий общин
8 Июн 2023
Камчатский филиал ФГБУ «НЦБРП» провел очередной экспедиционный выезд для отбора проб рыбы – сырца
8 Июн 2023
Промысел лосося по «олимпийской системе» стартовал в Приморье
8 Июн 2023
ФГБУ «НЦБРП» приняло участие в совещании, по итогам исследованиям рыбной продукции категории «креветки»
8 Июн 2023
Специалисты Управления Россельхознадзора совместно с полицией пресекли незаконную торговлю морепродуктами неизвестного происхождения в Алтайском крае
8 Июн 2023
Южная Корея сократила импорт морепродуктов на 15%
8 Июн 2023
Продажи канадского краба-стригуна в Китай выросли более чем вдвое
8 Июн 2023
Мировое производство рыбной муки выросло на 30 процентов
8 Июн 2023
Спрос на норвежский лосось растет в Азии, но падает в Европе
8 Июн 2023
Обзор промысловой обстановки по состоянию на 04 июня 2023 года
8 Июн 2023
Рыбному Мурману 85-лет!
7 Июн 2023
За прошедшую неделю в Приморье и на Сахалине экспорт рыбопродукции увеличился почти в 1,5 раза
7 Июн 2023
В Приморье две партии филе угря из КНР не допущены к ввозу
7 Июн 2023
На Камчатке в мае при авиаперевозках проконтролировано около 4 тонн икры непромышленного изготовления
7 Июн 2023
День первой рыбы отметят на Камчатке 12 июня
7 Июн 2023
У рыбы-ползуна обнаружен механизм, благодаря которому она не путает микропластик с пищей
7 Июн 2023
Росрыболовство штрафует на пляжах туристов и рыбаков, нарушающих режим водоохранной зоны на автомобил
7 Июн 2023
Почти 48 млн мальков кеты выпустили в реки Амурского бассейна рыбоводные заводы края
7 Июн 2023
Разъяснен обновленный порядок контроля в области морского рыболовства
7 Июн 2023
Брифинг руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова
7 Июн 2023
Рыбаки поддержали медиков
7 Июн 2023
Экспедиция на озёра Карасукского района
7 Июн 2023
Вонзевая миграция сибирской рыбы на контроле отраслевой науки
7 Июн 2023
Специалисты Тюменского филиала ВНИРО проводят учёт стерляди в Иртыше
6 Июн 2023
Камбалу по 80 рублей за килограмм привезли в два магазина в Поронайске
6 Июн 2023
Зайдут ли лососи в реку Камчатку?
6 Июн 2023
Что перевесит: золото или лососи?
6 Июн 2023
Глава Камчатки оценил проекты, которые будут представлены на форуме «Сильные идеи для нового времени»
6 Июн 2023
Рыбоперерабатывающие предприятия Камчатки переходят на безотходное производство
6 Июн 2023
В России уровень самообеспечения рыбной продукцией превысил 153%
6 Июн 2023
Загрузка холодильников во Владивостоке позволяет принимать крупные партии лососёвых нового улова
6 Июн 2023
Море проблем: рыбопромышленники в шоке от госрегулирования
6 Июн 2023
Контейнерный терминал Владморрыбпорта бьёт новые рекорды
6 Июн 2023
Крабовые инвестквоты в подзоне Приморье перепродадут через 3,5 года

Подписка на новости

Ломать - не строить

418
Россия
Не успел «Мурманский морской рыбный порт» отойти от затяжных судебных разбирательств, связанных с причалами, как его вновь ожидают «приятные» сюрпризы. Теперь в виде Постановления Правительства Мурманской области № 236-ПП, утверждающего адресную программу по сносу, реконструкции объектов капитального строительства «Реновация территории морского порта Мурманск», рассчитанную на 2022-2027 годы.

Данное Постановление напрямую затрагивает интересы рыбного порта и компаний, которые работают на территории его второго грузового района. В их числе такие большие игроки как «Мурманский тарный комбинат» (предприятие – лидер в изготовлении упаковочной продукции), крупнейшая в регионе рыбоперерабатывающая фабрика «Капитан Немо», ООО «Севрыбсбыт» (более полувека осуществляющий хранение рыбопродукции) и другие.

Напомним, что попытки приватизации и продажи акций ФГУП «ММРП» государство предпринимало с 2008 года. В то время, с экономической точки зрения, рыбный терминал был крайне неэффективным предприятием, находящимся на грани банкротства. С этим в том же году согласился и Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Зубков, по итогам посещения порта констатируя, что «по сути, состояние, запущенное до предела».

После этого, Правительство РФ решило не финансировать развитие рыбного терминала в Мурманске за счет бюджета, а выставив акции предприятия на аукцион, привлечь частные инвестиции. В 2011 году, ввиду отсутствия покупателей, аукцион прошел безрезультатно и только в 2015 году текущие собственники на законных основаниях выкупили угасающее предприятие. За последние годы рыбный порт прошел насыщенный путь преобразований, направленных на его развитие. Всего за шесть лет своей работы новые владельцы инвестировали в развитие порта свыше 1,73 млрд. рублей, что в четыре раза больше суммы, вложенной в ремонты и инвестиции с 2005 по 2015 годы – период государственного владения акциями ММРП. Эти цифры наглядно показывают то, что с момента приватизации порта, он полностью трансформировался: модернизирована, а в некоторых случаях полностью заменена инфраструктура для перевалки грузов (включая приобретение новых портальных кранов), отремонтированы складские терминалы и площадки, помещения для рабочих, докеры были полностью обеспечены современной спецодеждой. Это только малая часть того, что было сделано за последние несколько лет, а работа по развитию предприятия продолжается, подтверждением чему служит комплексная инвестиционная программа порта.

Также внимания заслуживает факт того, что с приходом в регион нового Губернатора, порту была поручена разработка программы комплексного развития, которая включала огромный ряд инвестиций со стороны руководства предприятия, в том числе и заключение концессии на право пользования причалами, которые находятся в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурсы». К сожалению, разработанная программа так и не дождалась ответа от регионального Правительства. Вместо этого в 2022 году власть, не посоветовавшись ни с кем из руководства предприятий, осуществляющих свою деятельность во втором грузовом районе рыбного порта, презентует свою Программу реновации. Примечательно, что все это случилось после обследования рассматриваемой территории представителями одной из крупных рыбодобывающих компаний, у которой наверняка имеется заинтересованность в данном объекте.

Адресные программы, по своей сути, направлены на реновацию именно ветхих, заброшенных и аварийных объектов инфраструктуры, а не снос действующих логистических комплексов. В Постановлении же регионального Правительства сносу подлежат практически все объекты, расположенные на территории второго грузового района. Взамен 291 объекта там планируется возвести всего 7, причем назначение некоторых из них сохранится, инженерные сети возводить не планируют, а производственные мощности по хранению рыбы будут меньше на 60 процентов.

Что же касается эффективности планируемых изменений, то тут тоже имеются вопросы. Учитывая существующие положение, в Мурманск идет порядка 30% от годового улова в Северном бассейне, т.к. с финансовой точки зрения, норвежский берег для отечественных рыбаков более привлекателен. В то же время, функционирующий рыбный терминал хронически недозагружен и, в текущем состоянии, обеспечивает перевалку не более 300 тысяч тонн рыбопродукции в год, хотя имеющиеся мощности позволяют стабильно обеспечить показатель в 700 тысяч тонн. Особо отмечаем, что общий объем рыбопродукции, поступающий в порты России в год всего 1,5 млн. тонн.

С этого года «Мурманский морской рыбный порт» и «Мурманский тарный комбинат» стали участниками Национального проекта «Производительность труда», в рамках которого проводится целый ряд мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности предприятий. Сначала Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области браво рапортует руководству региона о вступлении вышеуказанных компаний в проект, и тут же поддерживает инициативу их сноса.

Для того, чтобы понять экономическое обоснование планируемого проекта не нужно быть математиком. Законы экономики - вещь серьезная - и получать 1 рубль налогов с 1 рубля инвестиций в течение 10 лет (тут стоит учитывать время на снос имеющихся и возведение новых объектов инфраструктуры в условиях действующих санкций) - задача невыполнимая. В настоящее время средняя годовая величина уплачиваемых налогов со всех хозяйствующих субъектов составляет порядка полумиллиарда рублей. Уменьшив производственные мощности и убрав с территории инженерные сети – добиться 1 с лишним миллиарда – из области фантастики. Но АО «ММРП» и остальные предприятия, расположенные на рассматриваемой территории, будут добиваться ознакомления с этой экономической моделью, заложенной в основу адресной программы и утвержденной межведомственной комиссией. Также фантастическим является вопрос о том, как разработчикам Постановления удалось без расчёта стоимости запланированных к строительству объектов, определить экономическую эффективность всей Программы. Плюс обещанные поступления в бюджет обоснованы за первые 10 лет, а как же экономическая зона с отсрочкой налоговых платежей – тоже фантастика? Хотя, нет – это уже нечто другое и понятное, только вот в документе такого уровня это выглядит, как наспех сшитое кружево.

Адресная программа также предполагает создание современной инфраструктуры для поставки рыбопродукции на базе существующих мощностей второго грузового района, прилегающих к гидротехническим сооружениям ФГУП «Нацрыбресурсы», но рассматриваемые причалы находятся в достаточно плачевном и аварийном состоянии, что подтверждается судебными решениями в отношении необходимости их капитального ремонта. АО «ММРП» неоднократно указывало контролирующим органам и властям, где же всё-таки должна начинаться реновация, но истинная ветхость пока выпадает из области внимания «адресных программ».

Складывающаяся ситуация прямым образом отражается на деятельности всех хозяйствующих на территории второго грузового района субъектов. Правовая и экономическая неопределенность не позволяет им эффективно планировать свою дальнейшую деятельность, что порождает глубокие сомнения в целесообразности осуществления инвестиций в создание новых производственных активов. Она не обсуждалась в бизнес-среде, какая-либо информация о параметрах программы (экономическое обоснование, план реализации, условия и т.п.) отсутствует.

Пока что, реализация программы пророчит возможную остановку работы всего рыбного терминала Мурманска, что в сегодняшних непростых условиях станет сильнейшим ударом не только по отрасли, но и по продовольственной безопасности страны. В настоящий момент представителями бизнес-сообщества было направлено письмо с просьбой детального анализа предлагаемой программы в адрес заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В.В. и создания отраслевой рабочей группы, в которую войдут представители всех вовлеченных сторон. Именно диалог сможет помочь добиться выработки выверенного, сбалансированного и экономически эффективного плана перспективного развития Мурманского морского порта, отвечающего современным условиям без потери рабочих мест вместо принятия непросчитанных и экономически необоснованных решений.  

Мурманский Морской Рыбный Порт

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
 <  Июнь   <  2023 г.