Коррупция в морском регистре: поможет ли новый свод правил?
На смену существующим требованиям, состоящим из Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации и Руководства по техническому наблюдению за судами в эксплуатации, придут «Правила технического наблюдения за судами в эксплуатации». Вступление в силу нового свода требований к судам назначено на 1 июля 2025 года. По информации отраслевого информационного портала Fishnews, кроме нового принципа изложения требований, в числе важных нововведений — обновленная процедура по приему судов в класс РС, а также дополнительная программа расширенного периода освидетельствования подводной части судна для определенных типов судов младше 15 лет. Как подчеркивают в РС, обновление по структуре и содержанию требований для судов в эксплуатации реализовано регистром на базе отклика судовладельцев, с учетом собственного опыта РС в контексте освидетельствования судов и аналогов правил других классификационных обществ МАКО. Однако здесь необходимо отметить бюрократизацию и, как следствие, коррупционную опасность при прохождении административных процедур при освидетельствовании судов. Так, на Камчатке возбуждены и проходят через суд уголовные дела в отношении группы, уже бывших, сотрудников Российского морского регистра, поставивших на коррупционный поток процедуры освидетельствования и выдачу разрешительных документов в отношении морских судов рыбопромыслового флота, а также предпринимателей, пользовавшихся их услугами и, соответственно, игнорировавших нормы безопасности на морских судах. Примечательно, что главой и организатором этой преступной группы стал руководитель Северо-Восточного отделения Дальневосточного филиала ФАУ «Российский морской регистр судоходства». По сведениям информагентства «КАМЧАТКА-ИНФОРМ», схема «выкачивания» взяток от судовладельцев в этом филиала РМРС была многолетней. Силовики её вскрыли только в конце 2023 года и сейчас суды уже вовсю выносят обвинительные приговоры. Ранее, в 2022 году, Фрунзенский суд г. Владивостока рассматривал уголовное дело в отношении другой группы должностных лиц Дальневосточного филиала ФАУ "Российский морской регистр судоходства" за систематическое получение взяток в особо крупном размере. Преступная группа состояла из девяти человек и работала на протяжении длительного периода времени. За время своей деятельности с марта 2019 по сентябрь 2020 года группой были получены взятки в особо крупном размере на общую сумму не менее 4,5 млн рублей. В октябре 2020 года еженедельник «Конкурент» со ссылкой на Следственный отдел на транспорте ДВСУТ СК России сообщал, что выдача регистровых документов на техническую неисправную баржу «Восток 058» привела к человеческим жертвам - баржа опрокинулась и затонула. Разрешительная документация была выдана все тем же Дальневосточным филиалом ФАУ «Российский морской регистр судоходства». Причем, если в предыдущие годы коррупционные скандалы в системе Российского морского регистра были достаточно редки, то в последнее время факты коррупции и мздоимства проявляются намного чаще. Это может быть сигналом российской правоохранительной системе попристальней присмотреться к этому разрешительному органу, ведь от надежности его работы зависит безопасность мореплавания и жизни находящихся на морских судах людей. Это особенно актуально в свете недавнего расширения полномочий РМРС на суда речного флота. Ранее издание «Далекая окраина» уже сообщало, что вопросы освидетельствования судов рыбопромыслового и транспортного флота приобретают внушительные размеры и отражаются на работе дальневосточного рыбодобывающего флота. Суммы, которые регулярно выплачиваются различным фирмам и компаниям в связи с требованиями контрольно-надзорных органов, впечатляют. За 2024 год владелец транспортного судна, осуществляющего рейсы с рыбопродукцией с Курил, Сахалина и Камчатки во Владивосток, выплатил в адрес коммерческих и государственных учреждений 4 млн рублей. Все они связаны с требованиями контрольно-надзорных органов и в своём большинстве это покупка оборудования и материалов, без которых освидетельствование и эксплуатация судна невозможна. Если обобщить эту проблему в масштабе Дальнего Востока, где на промысле ежегодно работают 500 морских судов, то среднегодовые расходы рыбодобывающего и транспортного флота могут достигать 2 млрд рублей. Для речного флота, численность которого, согласно данным делового издания «Взгляд», на 2023 год составляла 12,7 тысячи судов, эта цифра, по аналогии с Дальним Востоком, может достигнуть 50 млрд рублей в год. Далекая окраина |