Последние публикации

20 Июн 2025
ВАРПЭ указала на проблемы для рыбаков РФ от снижения цены импортного лосося
20 Июн 2025
Россельхознадзором приостановлен ввоз в Приморье 24 тонн сушено-вяленой рыбы из Вьетнама
20 Июн 2025
В Хабаровском крае с помощью ФГИС «Меркурий» установлен факт производства рыбной продукции без информации об отходах
20 Июн 2025
"Горячая линия" рыбоохраны: сообщите о браконьерах и помогите сохранить лосось
20 Июн 2025
Глава Росрыболовства прибыл в Санкт-Петербург для участия в ПМЭФ-2025
20 Июн 2025
Объявление о внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 4 июня 2024 г. № 304
20 Июн 2025
Вектор роста российской аквакультуры: учёные АГТУ создают новые виды осетровых
20 Июн 2025
Экспедиционные исследования Магаданского филиала ВНИРО
20 Июн 2025
Учет численности покатной молоди Тихоокеанских лососей в Камчатском крае
20 Июн 2025
Ученый совет Атлантического филиала ВНИРО по отчету экспедиции СТМ «Атлантида» в I этапе Большой африканской экспедиции
20 Июн 2025
Экспедиционные выезды по Челябинской области
20 Июн 2025
В Астрахани состоялось заседание Волго-Каспийского научно-промыслового совета
19 Июн 2025
Инвесторам пообещали амнистию
19 Июн 2025
Большая африканская экспедиция: «Атлантида» и «Атлантниро» следуют по маршруту научно-исследовательских работ
19 Июн 2025
Лососевая путина-2025: рыбаки добыли больше 2 тыс. тонн красной рыбы
19 Июн 2025
Fishkamchatka в ТГ
19 Июн 2025
Незаконный вылов лосося: браконьерам грозит уголовная ответственность
19 Июн 2025
Путина - 2025: Росрыболовство направляет опытных инспекторов на Дальний Восток
19 Июн 2025
Приморским филиалом «НЦБРСП» установлено почти двукратное превышение содержания мышьяка в партии живого краба из Магаданской области
19 Июн 2025
В Приморье и на Сахалине Россельхознадзором на экспорт оформлено почти 50 тысяч тонн рыбопродукции
19 Июн 2025
Ограничение рыболовства тихоокеанских лососей в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в 2025 году
19 Июн 2025
Учет раков в водоемах юга Тюменской области
19 Июн 2025
В Волгограде ликвидировали подпольный цех по выращиванию осетровых
19 Июн 2025
Сняты сезонные ограничения на вылов рыбы в Нижегородской области
19 Июн 2025
Осетры имеют значение
18 Июн 2025
«Океан» закрыт. Все ушли
18 Июн 2025
Дополнения (изменения) к сообщению от 27.05.2025 г. Сообщение о проведении годового заседания для принятия решений общим собранием акционеров открытого акционерного общества «Камчатскводпроект»
18 Июн 2025
Морпорт Петропавловска-Камчатского перешёл в государственную собственность
18 Июн 2025
Объёмы изъятия товарной аквакультуры соответствуют на Сахалине и растут в Приморье
18 Июн 2025
Кампания в целях расторжения договоров на рыбоводные участки на фоне роста аквакультуры в России продолжается
18 Июн 2025
В Смоленской области предотвращен нелегальный ввоз из Белоруссии лосося под видом мяса птицы
18 Июн 2025
Российские аквакультурные хозяйства увеличили объемы производства карповых и осетровых видов рыб
18 Июн 2025
Россияне едут за рыбой: гастрономический туризм на основе рыбной кухни набирает популярность
18 Июн 2025
С начала года российские рыбаки добыли свыше 2,2 млн тонн водных биоресурсов
18 Июн 2025
Крабовый король Приморья усилил влияние в морской отрасли
18 Июн 2025
Отчет ФАО. Вьетнамский пангасиус продолжит наступление
18 Июн 2025
Два детеныша краснокнижного вида тюленей вернулись в естественную среду обитания
18 Июн 2025
Рабочая поездка директора ВНИРО в Китай
18 Июн 2025
Учёные Азово-Черноморского филиала ВНИРО проводят оценку запасов хамсы и тюльки в Азовском море
18 Июн 2025
Обзор научно-исследовательских работ в рамках Большой пресноводной экспедиции
18 Июн 2025
ГД приняла в I чтении законопроект о производственном контроле в сфере аквакультуры
18 Июн 2025
Обзор промысловой обстановки по состоянию на 15 июня 2025 года
18 Июн 2025
Незаконный вылов лосося выявлен в Усть-Камчатском округе
17 Июн 2025
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
17 Июн 2025
Ход экспедиционных исследований лососей в дальневосточных морях
17 Июн 2025
Продолжаются исследования эффективности воспроизводства рыб в основном русле и дельте Волги
17 Июн 2025
Лососевая путина и ее научное сопровождение на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне
17 Июн 2025
Советник руководителя Азово-Черноморского филиала ВНИРО награжден орденом Александра Невского
17 Июн 2025
Африка: европейский неоколониализм в мировом рыбном хозяйстве рассыпается
17 Июн 2025
Минсельхоз готовит изменения правил аренды участков для аквакультуры

Подписка на новости

«Ак Барс» подплыл к «Русскому крабу»

132
Камчатский край
Владельцы зеленодольских верфей претендуют на строительство краболовов проекта ССа5712LS, необходимых для добычи в Баренцевом море

Судостроительная корпорация «Ак Барс» собирается развернуться в сторону состоятельных заказчиков морских рыболовецких судов, которые строят в рамках инвестиционных квот. По данным источников «Реального времени», татарстанская компания предложила камчатской ГК «Русский краб» программу строительства краболовов, первый из которых может выйти в море в 2027 году. Камчатский холдинг приобрел дополнительные лоты на добычу краба стоимостью 36 млрд рублей и сейчас определяет поставщика судов. По мнению участников рынка, шансы зеленодольских верфей получить контракт высоки, так как остальные предприятия отрасли перегружены и не успевают в срок сдать ранее заказанные траулеры и краболовы.

ГК «Русский краб» собирает предложения

Судостроительная корпорация «Ак Барс» может пробиться в одну из элитных, но и чрезвычайно рискованных ниш российского судостроения. Речь идет о краболовах, которые рыбопромышленные компании обязаны строить в рамках предоставляемых им инвестквот или аукционов на вылов ценных биоресурсов. Татарстанские судостроители пропустили первый этап их распределения в 2017–2020 годах, когда разыграли постройку самого большого количества рыболовецких судов в стране. Но сейчас, похоже, готовы отыграться и включились в борьбу за «краболовные контракты».

По сведениям источников «Реального времени», СК «Ак Барс» обратилась к ГК «Русский краб» с предложением построить краболовные суда в рамках новых квот на вылов камчатского краба. «Русский краб» получил их весной этого года за 36 млрд рублей. Сам напрямую не участвовал в аукционе Росрыболовства, а выкупил у участников-победителей.

Мурманские ООО «Арктический лосось», «Полярный лосось» и «СЗ-Краб» купили права на добычу в Северном бассейне (Баренцево море), а потом перешли под контроль дальневосточного холдинга, сообщало дальневосточное издание «Конкурент». До этого «Русский краб» вел добычу на Дальнем Востоке, а теперь смог выйти в Баренцево море в зону конкурентов. По условиям пользования квотами, добывающая компания в течение года обязана осуществить закладку краболовов на отечественных верфях. Камчатский холдинг не стал тянуть и приступил к выбору предприятия-поставщика отечественных судов.

Строим быстро, но в Зеленодольске

«В настоящий момент решение о месте строительства краболовных судов не принято, идет отбор предложений», — сообщили «Реальному времени» в пресс-службе ГК «Русский краб». В свою очередь, глава СК «Ак Барс» Ренат Мистахов подтвердил заинтересованность в постройке нового типа морских судов, которые прежде не строились на зеленодольских верфях. «Да, сейчас мы ведем переговоры по краболовам», — сказал он, не уточняя названия компании-заказчика.

Новизна проекта его не пугает, но корпорация «не собирается строить корабли на Дальнем Востоке», отметил Мистахов. «У нас есть два завода, и основные компетенции в кораблестроении мы развиваем на Зеленодольском заводе Горького», — подчеркнул он. В случае подписания контракта по краболовам «Ак Барс» собирается перенести исполнение на свою территорию. «Планируем строить на Зеленодольском заводе им. Горького», — добавил он.

Какое количество краболовов обсуждается, к какому сроку и на какую сумму собираются строить, стороны не разглашают. Судя по объему квоты, речь может идти о заказе на строительство как минимум 2-3 краболовов. Назвать предположительную стоимость на рынке не берутся, но в качестве ориентира может быть цифра в 10 млрд рублей за каждый краболов. Единственное, что смог раскрыть Ренат Мистахов, так это срок сдачи краболова. По его словам, зеленодольские верфи готовы будут спустить на воду первое судно уже в 2027 году. Для сравнения, в настоящее время российские верфи сдают краболовы с большим отставанием от контрактных обязательств, растягивая постройку на 4—5 лет. Можно предположить, обещание построить за 2,5—3 года и есть главный козырь Мистахова.

Почему верфи задерживают сдачу судов один за другим

Главный бич механизма распределения инвестквот — срыв сроков сдачи рыболовных судов. Российские верфи не могут уложиться в контрактные сроки, увеличивая долговую нагрузку заказчиков-рыбопромышленников. По данным Минпромторга РФ, в рамках инвестквот первого этапа, прошедшего в 2017—2019 годах, было запланировано строительство 105 судов, из них — 41 краболов. Завершить работу рассчитывали в 2025 году. В марте 2024 года Минсельхоз РФ предложил продлить с пяти до семи лет и сроки строительства краболовов. Это объяснялось тем, что по 19 судам (это 47,5% от общего количества краболовов, которые строятся в рамках первого этапа реформы) есть отставания в сроках реализации проектов и в установленный пятилетний срок они не укладываются. Сейчас власти обсуждают продление до 2030 года. Из-за нехватки денег правительство РФ пообещало в этом году выделить судостроителям субсидии на 28,5 млрд рублей.

Одна их причин срывов — переход с западного оборудования на китайское, а также перепроектирование судов. По словам генерального директора Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Владимира Назаренко, стоимость рыболовецких судов выросла в полтора–два раза.

Третьим будешь?

Если СК «Ак барс» подпишет контракт, то станет третьим участником строительства краболовов для ГК «Русский краб». Сейчас дальневосточная компания ведет строительство 11 краболовов для вылова и перевозки живого краба и одного краболова-процессора для переработки улова в варено-мороженую продукцию. Так, на «Окской судоверфи» в Нижнем Новгороде заложили шесть краболовных кораблей стоимостью 16,5 млрд рублей, а на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе в Карелии — пять кораблей сопоставимой стоимости.

Все краболовы строятся по единому проекту ССа5712LS. Впоследствии при исполнении одного из контрактов произошла замена исполнителя. Онежский ССЗ передал постройку корабля на «Окскую судоверфь». Это случилось в январе 2023 года, следует из отчета ООО «Атлантик Краб», входящей в ГК «Русский краб». В результате сроки сдачи судов сдвинули: два корабля будут сдаваться в 2025—2026 годах, хотя закладывались в 2020 году. На конец 2024 года заказчик вложил в строительство судов 13,8 млрд рублей.

«Текущая ситуация со строительством рыболовного флота печальная», — сообщил «Реальному времени» генеральный директор СЗРК Николай Назаренко. Северо-Западный рыбопромышленный консорциум финансирует строительство траулеров-процессоров на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) и на нижегородском «Красное Сормово».

— Прямо сейчас вылетаю из аэропорта в Нижнем Новгороде. Каждые две недели я здесь в течение 6 лет, на моих глазах картина меняется в худшую сторону, позитива нет. С чем связано? Если говорить по-простому, то не умеют наши верфи работать, — полагает он. — Директора не могут сделать шаг вправо, шаг влево, их полномочия весьма ограничены, не могут ни единого шага предпринять. Все идет через ОСК, рассмотрение даже самых мелочных вопросов решается там, а руководитель связан по рукам и ногам, все застопорилось.

Поэтому пока, по его словам, «нет оптимизма в отношении достройки заказанного им краболова»: «Сейчас мы плаваем на краболовах с фабриками, построенными 50 лет назад. Но есть одна новая, построенная в Выборге, ей 5 лет. У нас траулеры возраста 20-30 лет с «хвостиком». Конечно, мы протянем, как русские люди говорят, сколько надо — столько и протянем. Но нужно иметь ясность, когда будет достроено то, во что вложены деньги». Назаренко добавил, что из-за перегруженности судостроительных заводов ГК «Русский краб» выгоднее разместить заказ на зеленодольских верфях, которые не обременены старыми обязательствами. «Нет ни одной верфи в стране, которая имеет опыт строительства краболовных судов и траулеров, поэтому это не препятствие для заключения контракта», — отметил он.

Луиза Игнатьева

Реальное время


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
 <  Июнь   <  2025 г.