Последние публикации

13 Дек 2024
Об итогах промысла и судьбе участков
13 Дек 2024
В ноябре месячный объём пресноводного вылова в Приморском крае достиг рекордного показателя в этом году
13 Дек 2024
На Камчатке нашли популяцию редкого озерного лосося
13 Дек 2024
В Москве прошел первый фестиваль дальневосточной кухни
13 Дек 2024
Премиальные морепродукты напрямую от рыбаков появились в «Перекрестке»
13 Дек 2024
Ранее судимый мужчина вновь предстанет перед судом по уголовному делу о краже морепродуктов из рыбного цеха
13 Дек 2024
Великобритания по-прежнему зависит от российской белой рыбы
13 Дек 2024
В Корсаковском районе построят рыбоперерабатывающий комплекс мощностью до 500 тонн сырья в сутки
13 Дек 2024
На Сахалине поймали браконьера с тремя килограммами лососевой икры
13 Дек 2024
Центр системы мониторинга рыболовства и связи разработал “Электронный рыболовный журнал” для любительского рыболовства
13 Дек 2024
Глава ВАРПЭ рассказал, как избежать финансового кризиса рыбной отрасли РФ
13 Дек 2024
Икорная блокада Камчатки. Даже красная рыба против!
13 Дек 2024
В Забайкалье Россельхознадзор с помощью компонента «Меркурий» выявил в обороте икру осетровых с нарушением прослеживаемости
12 Дек 2024
Александр Козлов: Россия и Азербайджан обсуждают меры по предотвращению обмеления Каспийского моря
12 Дек 2024
Суд удовлетворил иск военной прокуратуры и принял решение о взыскании с жителя Владивостока ущерба, причиненного водным биоресурсам
12 Дек 2024
Бывшая компания Кана перекупила свои же квоты на вылов креветки
12 Дек 2024
Российские рыбаки добыли свыше 4,6 млн тонн водных биоресурсов
12 Дек 2024
Цифровой атлас правил рыболовства формируется в России
12 Дек 2024
Росрыболовство распределило по пользователям квоты на добычу водных биоресурсов в Северном бассейне на 2025 год
12 Дек 2024
Учёные Чукотки завершили мониторинг морских млекопитающих
12 Дек 2024
Искусственное воспроизводство на лососевых рыбоводных заводах Магаданской области
12 Дек 2024
СТМ «Атлантниро» в Большой африканской экспедиции зашло на рейд порта Нуадибу (Исламская Республика Мавритания)
12 Дек 2024
Заседание Северного бассейнового научно-промыслового совета
12 Дек 2024
Развитие аэровизуальных исследований тихоокеанских лососей в Камчатском крае
12 Дек 2024
ВТБ прекратил участие в проекте «Морской порт Геленджик»
12 Дек 2024
Росморпорт начал оказывать услуги по перевалке грузов на терминале в Пионерском
12 Дек 2024
Верфи Вьетнама
12 Дек 2024
Первые социальные карты в рамках проекта «Камчатская рыба» получили жители региона
12 Дек 2024
Заседание Камчатского рыбохозяйственного совета прошло в регионе
12 Дек 2024
Россиянам рассказали, когда улучшится ситуация с ценами на красную икру
12 Дек 2024
Рыбаки попросили не запрещать промысел по заключениям ФАС об иностранцах
12 Дек 2024
Рыбопромышленники объяснили цены на икру искажением рынка
11 Дек 2024
Производство рыборазводного предприятия СХПК «Лидовский» выросло в два раза с господдержкой
11 Дек 2024
Изъятые у «крабового короля» Кана квоты проданы на аукционе
11 Дек 2024
Во Владивостоке осудили пять сотрудников безопасности рыбодобывающей компании
11 Дек 2024
Глубоко копают. В Хасанском округе ищут место для портовой зоны
11 Дек 2024
Чиновники топят нулевой НДС для судоремонта?
11 Дек 2024
Три суда подтвердили копеечную цену сахалинского рыбозавода, который не могут обанкротить 8 лет
11 Дек 2024
Россельхознадзором в аэропорту Петропавловска-Камчатского зафиксировано 6 попыток оформления в багаже икры сверх разрешенного веса
11 Дек 2024
Россельхознадзором в Приморье и на Сахалине на экспорт оформлено 585 партий рыбы и морепродуктов
11 Дек 2024
Проект «Камчатская рыба» перезапущен по поручению Владимира Солодова
11 Дек 2024
Из Мурманской области отправлено на экспорт более 139 тысяч тонн рыбной продукции
11 Дек 2024
Решение о господдержке судостроения прибрежного промысла может быть принято к концу года - эксперт
11 Дек 2024
На Камчатке наградили экипаж спасательного судна Росрыболовства «Справедливый»
11 Дек 2024
В Общественной палате РФ состоялось первое заседание нового состава Общественного совета при Росрыболовстве
11 Дек 2024
В Приморье выбирают площадку для размещения нового глубоководного порта
11 Дек 2024
Сергей Лобко: Не все рыбаки смогут пережить кризис
11 Дек 2024
Россельхознадзор проконтролировал соблюдение ветеринарного законодательства в двух московских ресторанах сети «Моремания»
10 Дек 2024
Бурятия и Росрыболовство обсуждают возможность пробной добычи омуля на Байкале
10 Дек 2024
Красную икру проверят на готовность в Сахалинской области

Подписка на новости

Дополнение, а не альтернатива: почему СМП не заменит железную дорогу

183
Камчатский край

Почему Севморпуть – это хорошо, но не очень, кто платит за перевозку пустых контейнеров, и чем Центробанк насолил морякам

Альтернативный путь отправки рыбы с Дальнего Востока предлагают развивать российские власти. Минвостокразвития собирает предложения участников рынка об организации перевозок по СМП. Какой объем рыбопродукции можно перенаправить на Севморпуть, когда и при каких условиях это будет возможно и выгодно, рассказал президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак.

– Поводом для поиска альтернативных путей отправки рыбы с Дальнего Востока называют резкий рост цен. Какую долю логистика занимает в ценообразовании, и возможно ли, что рыба по СМП будет дешевле, чем ее отправка по железной дороге?

– Нужно сказать, что доля стоимости перевозки в конечной цене зависит от вида рыбной продукции. Если мы говорим о том, что средняя стоимость перевозки в текущем году с Дальнего Востока в центральные регионы по железной дороге была в пределах 25-30 руб. за кг, то для мороженого минтая доля логистики составляет порядка 30%. Если мы говорим о более значимой, более дорогой рыбе или рыбопродукции, то эта доля будет меньше. Что касается непосредственно СМП, то пока объемы перевозок рыбной продукции по этому маршруту небольшие, оценочно в 2023 году по СМП было перевезено порядка 9,5 тыс. т. Несколько лет подряд перевозится в том числе мороженый минтай и филе минтая. Например, этот маршрут задействует один из крупнейших добытчиков минтая на Камчатке компания «Океанрыбфлот». Также есть ряд предприятий, которые перевозят рыбную продукцию по СМП на своих транспортно-рефрижераторных судах.

Конечно, СМП расширяет возможности предприятий для доставки рыбы в центральные регионы нашей страны, например, для тех же камчатских рыбаков, которые вынуждены на транспортных судах сначала доставлять свою продукцию в порт Владивостока для перегрузки на склад или подвижной железнодорожный состав. Севморпуть – отличная альтернатива, и важное его преимущество – это сохранение качества продукции ввиду отсутствия дополнительных погрузочных-разгрузочных процедур, а значит, это – соблюдение температурного режима. Вместе с тем, несмотря на очевидные преимущества такого маршрута, существует ряд ограничений, которые влияют на его востребованность. Прежде всего, это ограниченный сезон доставки, отсутствие регулярных рейсов, трудности с обратной загрузкой транспортного флота и рефрижераторного подвижного состава, необходимость дополнительной логистики из северных портов до конечных покупателей в европейской части нашей страны. Все это влияет на итоговую стоимость перевозки. Потенциальный спрос на перевозку рыбы и рыбной продукции по СМП зависит от множества факторов и одним из ключевых является стоимость транспортировки в сравнении с железнодорожным маршрутом. Еще один фактор – это загруженность холодильной инфраструктуры в портах Дальнего Востока, а также, конечно, спрос на дальневосточную рыбу на внутреннем рынке.

– Насколько отличается стоимость отправки по СМП от железнодорожных тарифов? Эксперты говорят, что летом она примерно одинакова, а вот когда сезон заканчивается и нужно сопровождение судами ледокольного класса, это уже совсем другие расходы.

– Безусловно, по СМП значительно дороже, и эта добавка связана с теми факторами, которые я назвал. Один из ключевых факторов, который влияет на стоимость, – необходимость ледокольного сопровождения в большую часть года. Сейчас я затрудняюсь сказать, какова разница, потому что и тот, и другой тариф по году колеблется.

– Вы сказали про морозильные контейнеры, но буквально в начале года рыбопромышленники на форуме во Владивостоке говорили, что в принципе рефрижераторов хватает. Проблема не столько в их количестве, сколько во всесезонной загрузке – непонятно, чем их загружать в обратном направлении.

– Да, безусловно, так и есть. Вопрос обратной загрузки присутствует, история, связанная с возвратом порожнего рефрижераторного состава, конечно, тоже влияет на скорость и стоимость, потому что сегодня в тариф перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные регионы закладываются и траты на возврат пустого подвижного состава.

– А чем можно было бы их загрузить, если порассуждать?

– Наверное, это – продукты питания, которые требуют соблюдения специального температурного режима. Если мы говорим о том, что есть ограничения на торговлю с Евросоюзом, то можно говорить и о том, что это продукция из дружественных стран, стран Средней Азии, тех, с кем в настоящее время Россия развивает торговое сотрудничество.

– Реально ли перенаправить потоки с железной дороги на СМП, как планируется, начиная уже с 2026 года?

– Перенаправить весь объем, который сегодня идет по железной дороге, будет сложно, но сформировать какой-то стабильный объем грузооборота рыбной продукции по СМП можно. Это могло бы стать дополнительным каналом, который мог бы выручать в периоды пиковой нагрузки, например, в сентябре, когда большой объем рыбной продукции с Дальнего Востока поставляется в центральную часть, это, прежде всего, лососевая продукция. Увеличить объем можно, ну а что для этого нужно? Наверное, нужно, чтобы стоимость перевозки по СМП была, если не конкурентоспособна, то хотя бы сопоставима со стоимостью перевозки по железной дороге. И в этой связи одной из действенных мер поддержки могло бы стать субсидирование стоимости этой перевозки. Такая мера есть в отношении рыбной продукции, прежде всего, из минтая: государство субсидирует порядка 7 руб. стоимости перевозки минтаевой продукции с Дальнего Востока в центральные регионы по железной дороге. Если бы аналогичная мера господдержки работала и при перевозке по СМП, это было бы дополнительным стимулом.

– Вот как раз Минвостокразвития сейчас собирает предложения от участников рынка, в том числе по мерам поддержки. Ассоциация добытчиков минтая уже внесла свои предложения?

– Да, мы соответствующие предложения направили.

– Помимо субсидирования еще какие-то меры поддержки нужны?

– Вы знаете, субсидирование – одна из ключевых мер, потому что, в конечном счете, в вопросе загруженности этого маршрута ключевое преткновение – это именно стоимость перевозки. И, наверное, нужно все-таки посмотреть на вопрос ледокольной проводки, потому что, если мы рассматриваем рыбу как социально значимый груз, то стоимость ледокольной проводки тоже необходимо учитывать.

– То есть, пока говорить о том, что СМП будет дешевле, чем железная дорога, не приходится?

– Пока не приходится. Во всяком случае, мы бы пока так вопрос не ставили.

– Давайте определим круг задач, которые нужно решить для того, чтобы СМП действительно стал альтернативой железной дороге, а не каким-то добавочным путем. Чего, на ваш взгляд, больше всего не хватает? Можно прямо по пунктам.

– Первое – это, безусловно, стоимость перевозки. Второе – это регулярность маршрутов. Отправитель и получатель груза должны исходить из того, что есть четкое расписание движения судов. Третье – необходимо смотреть, на каком транспорте мы это перевозим. Если это транспортно-рефрижераторные суда, то они должны быть специального класса, такими, которые могут работать в сложных условиях навигации. Если мы говорим про другие суда, которые перевозят продукцию в рефрижераторных контейнерах, то это тоже соответствующие суда. Поэтому условие – это обеспечение маршрута соответствующим подвижным составом. Четвертый важный момент – инфраструктура северных портов – Мурманска, Архангельска, и логистика из этих портов до конечного потребителя в центральных регионах, потому что это транспортное плечо тоже будет добавлять дополнительные расходы и создавать дополнительную стоимость.

– Последний вопрос: год заканчивается, с какими итогами Ассоциации добытчиков минтая завершает 2024?

– На текущий момент вылов минтая в дальневосточном бассейне составляет порядка 1,8 млн т, это примерно на уровне прошлого года. Я думаю, что по итогам года мы подойдем к отметке в 2 млн, но, наверное, все-таки ее не преодолеем, будет чуть ниже. Тем не менее, в целом можно сказать, что, с точки зрения вылова, год хороший, успешный. Безусловно, тревожит ситуация, связанная с тем, что в отрасли происходит в целом: это ухудшение финансово-экономического состояния предприятий. Мы видим, что есть определенные сложности на экспортных рынках, потому что оказывают влияние санкции и другие факторы. Также на экономические результаты оказывают влияние растущие издержки предприятий, растущие затраты. При этом необходимо сказать, что в настоящее время в отрасли реализуется значительное количество инвестиционных проектов по строительству судов, береговых рыбоперерабатывающих заводов и логистических комплексов. Большая часть этих проектов реализуется на кредитные деньги, и здесь влияние оказывает ставка ЦБ, которая, как вы знаете, повысилась. В целом ситуация сложная, но российские рыбаки привыкли к сложным ситуациям, к сложным задачам, поэтому отрасль развивается, несмотря на все эти трудности.

Татьяна Клейменова

РБК


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
 <  Декабрь   <  2024 г.