Последние публикации

12 Сен 2024
Обзор промысловой обстановки по состоянию на 08 сентября 2024 года
12 Сен 2024
Незаконная «охота на лосося» обернется уголовным делом
12 Сен 2024
Определен срок закрытия лососевой путины на Камчатке
12 Сен 2024
Глава Камчатки поручил Минрыбхозу региона отработать с Госавтоинспекцией правила перевозки рыбы
12 Сен 2024
Лососевая путина в Магаданской области продлена до 22 сентября
12 Сен 2024
На севере Хабаровского края введён запрет на вылов лосося
12 Сен 2024
Россельхознадзор: за неделю из портов Сахалина и Приморья экспортировано более 17 тысяч тонн рыбы
12 Сен 2024
Вылов лососей на Дальнем Востоке отстает от прогноза на 32,7%
12 Сен 2024
ВАРПЭ и правительство Магаданской области будут совместно развивать рыбную отрасль И
12 Сен 2024
Они пробрались к нам в залив и идут дальше.
12 Сен 2024
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков посетил производственные объекты АО «Дальневосточная рыбопромышленная управляющая компания» в морском порту Невельск на Сахалине
12 Сен 2024
Лососевая путина-2024: дальневосточные рыбаки добыли более 215 тыс. тонн
12 Сен 2024
Пелагическая путина: вылов 216,8 тыс. тонн – в 1,4 раза превышает уровень 2023 года
12 Сен 2024
Прибытие «Атлантниро» в Мавританию в рамках Большой африканской экспедиции
11 Сен 2024
На Сахалине построят крупный рыбоперерабатывающий завод
11 Сен 2024
Костью в горле: Запад накрыл неожиданный кризис из-за России
11 Сен 2024
В Магаданской области продлили лососевую путину
11 Сен 2024
Росрыболовство пока не планирует денонсировать невыгодные для РФ соглашения
11 Сен 2024
В Санкт-Петербурге обсудят промысел, аквакультуру и другие сферы рыбной отрасли
11 Сен 2024
Лимаренко заявил, что Сахалин становится ключевой точкой для судов Севморпути
11 Сен 2024
Кабмин утвердил дорожную карту по увеличению потребления рыбы в России
11 Сен 2024
На Камчатке обнаружили рост загрязнения нефтью нерестовой реки
11 Сен 2024
Глава Росрыболовства сообщил о росте запаса осетровых рыб в Азовском море
11 Сен 2024
Какие блюда стали фаворитами гастрономического конкурса форума-фестиваля «Москва 2030»
11 Сен 2024
Перуанские производители аквакультурной креветки потребовали поддержки от государства
10 Сен 2024
Приморские рыбоперерабатывающие предприятия получат поддержку из краевого бюджета
10 Сен 2024
Свыше 430 тыс. тонн минтая, сельди, трески и лосося поступило в порты Приморского края для оборота на внутрироссийском рынке
10 Сен 2024
Росрыболовство: недружественные страны не получили ожидаемого эффекта от своих действий
10 Сен 2024
Ключевой ставке просчитывают рост
10 Сен 2024
Костью в горле: Запад накрыл неожиданный кризис из-за России
10 Сен 2024
РРПК подвела итоги ВЭФ-2024
10 Сен 2024
Завершилась комплексная съёмка камчатского краба Баренцева моря
10 Сен 2024
Сотрудники Азово-Черноморского филиала ГНЦ РФ ФГБНУ ВНИРО помогают органам исполнительной власти ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в борьбе с ННН-промыслом
10 Сен 2024
В первый день Международного рыбопромышленного форума состоится отраслевой товарищеский матч по футболу
10 Сен 2024
Росрыболовство предложило ограничить вывоз красной икры самолетами из ДФО
10 Сен 2024
Только 11% россиян — потребление рыбы в России продолжает уменьшаться
10 Сен 2024
Илья Шестаков провёл встречу с сотрудниками Сахалино-Курильского ТУ Росрыболовства и СахНИРО
10 Сен 2024
В Петропавловске-Камчатском состоялось совещание с участием Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по Рыболовству
10 Сен 2024
Специалисты отдела Керченский запатентовали способ производства сушёной медузы
10 Сен 2024
Дальневосточным межрегиональным центром ФГБУ "НЦБРП" успешно обследованы два предприятия по переработке лососей
10 Сен 2024
Барк Росрыболовства «Крузенштерн» совершил визит в марокканский порт Агадир в рамках Большой африканской экспедиции
10 Сен 2024
Енисейский филиал ФГБУ «Главрыбвод» выпустил в водные объекты более 2,1 млн. штук молоди водных биоресурсов
10 Сен 2024
Больше 4 миллиардов рублей инвестиций и 250 новых рабочих мест: на Сахалине в рамках инвестквот появится крупный рыбоперерабатывающий завод
9 Сен 2024
Обнуление НДС оказалось невостребованным судоремонтными компаниями
9 Сен 2024
Вклад рыбной отрасли в экономику страны необходимо начать считать
9 Сен 2024
Индия заявляет об убытках в размере 500 миллионов долларов США из-за запрета США на выловленных в дикой природе креветок
9 Сен 2024
Забирал только икру
9 Сен 2024
Школьникам провели экскурсию по территории фабрики береговой обработки рыбы
9 Сен 2024
Пилотный проект электронной сертификации экспорта в Китай стартовал 1 сентября
9 Сен 2024
Владимир Солодов: Опыт села Тымлат станет основой модели работы частно-государственной программы развития прибрежных поселков

Подписка на новости

В зоне неуверенного приёма

258
Камчатский край
На рыболовном флоте России начались сбои в передаче на берег данных через систему АИС. Грозит ли это судовладельцам срывом морского промысла и штрафами?

АИС на крыше. Мир на земле

По закону рыболовецкое судно должно быть оснащено техническим средством контроля (ТСК), которое передаёт на берег данные о его местоположении и другую информацию. ТСК состоит из аппаратов двух видов. Первый – это станция спутниковой системы связи «Гонец» или «Инмарсат». Второй – приёмо-передатчик автоматической идентификационной системы (АИС). Вот именно с АИС и возникли проблемы.

Здесь кратко надо пояснить, что такое АИС. Это международная система, основная функция которой – обеспечить безопасность судоходства. Она позволяет судам обмениваться координатами и параметрами своего движения, чтобы избежать столкновения, а также передавать эти данные на береговые станции для управления движением судов в портах и припортовых акваториях. Как правило, стабильная работа оборудования АИС была ограничена 50 милями (УКВ-диапазон).

Развитие космических технологий и установка приёмников АИС на спутниках расширили зону приёма данных от судов. Однако стабильность работы оставляет желать лучшего. Связано это с техническими характеристиками судового оборудования (малая мощность передатчика, ненаправленная антенна) и с обработкой огромного массива данных, поступающих от нескольких тысяч судов.

Россия – возможно, единственная страна, которая с 2016 года использует данные АИС, полученные в основном через спутник, для контроля и надзора за рыбацким флотом. По крайней мере, Федеральное агентство по рыболовству (ФАР) не располагает информацией о том, что АИС используется в тех же целях где-либо ещё, кроме нашей страны.

Как инструмент контроля АИС в России имеет существенный недостаток, который проявился в условиях международных санкций. Дело в том, что наши ведомства при получении данных этой системы полностью зависели от иностранных компаний, которые обеспечивали её работу. Их спутники собирали сведения от АИС, их аналитические центры обрабатывали эти данные. А мы могли только покупать информацию у зарубежного оператора.

В этом году организация, которая обеспечивала российскую сторону данными АИС, полученными от иностранных спутниковых группировок, отказалась продолжать сотрудничество из-за возникших ограничений. Пришлось искать нового поставщика данных АИС среди отечественных компаний.

Если бы не одно но

ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» (ЦСМС), которое отвечает за спутниковый мониторинг морского промысла, теперь получает нужные данные от АО «Ситроникс». Это российская ИТ-компания, главным акционером которой является АФК «Система». У неё есть свои спутники на орбите, однако эта спутниковая группировка пока в процессе формирования.

Возможно, смена операторов и недостаточное количество российских спутников привели к длительным перебоям в работе АИС на территории России этим летом. ТСК на судах работало исправно, информация передавалась вовремя, но ЦСМС её не получал и сообщал судовладельцам, что их флот не обеспечивает своевременную передачу своих координат.

Это можно было бы считать временным и терпимым неудобством, если бы не одно но. Два элемента ТСК (станции спутниковой системы и оборудование АИС) пока считаются дублирующими друг друга. Если один из них сбоит, а второй продолжает работать исправно, то это не является нарушением. Однако скоро всё будет иначе.

1 сентября 2024 года вступит в силу приказ минсельхоза № 250 об утверждении порядка оснащения судов ТСК. Согласно этому документу, в случае если от аппаратуры любого вида, входящей в состав ТСК, прекратится поступление данных на более чем шесть часов подряд, экипаж будет обязан восстановить его работу в течение 2 суток. В противном случае судно должно следовать в порт для ремонта или замены ТСК. Даже если работоспособность ТСК будет восстановлена, после повторного сбоя в течение года капитану придётся прекратить промысел и вести судно в порт, что принесёт судовладельцам большие убытки.

Грозят ли рыбакам такие проблемы в случае сбоев в работе АИС, произошедших не по их вине?

Всё предусмотрено?

Мы обратились за комментарием в ФАР, которому подчиняется ЦСМС. На наши вопросы ответил врио начальника административного управления этого агентства Максим Кочетков.

По его словам, между ЦСМС и АО «Ситроникс» заключено соглашение о взаимодействии. Реализован проект по сбору данных АИС о местоположении судов рыбопромыслового флота, передаваемых через отечественную спутниковую группировку АО «Ситроникс». К концу этого года планируется вывести на орбиту достаточное количество отечественных космических аппаратов системы АИС и перейти на получение данных только от российских спутников.

Как сообщил Максим Кочетков, специалисты АО «Ситроникс» ежедневно проводят мероприятия по улучшению работы сервиса. Он заверил нас, что риск сбоев работы АИС по техническим причинам учтён.

«В «Порядке контроля функционирования технических средств контроля», утверждённом приказом Минсельхоза России от 13 мая 2024 года № 250, вступающим в силу 1 сентября 2024 года, предусмотрена возможность использования дополнительного источника данных о местоположении судна оборудования VSAT», – отметил Максим Кочетков.

Вопросы остаются

Спасибо ФАР за разъяснения. И всё же вопросы остаются.

Во-первых, имело ли смысл делать из АИС инструмент государственного контроля, учитывая возможные негативные последствия такого решения, которые были очевидны с самого начала?

Во-вторых, ещё два года назад стало понятно, что зарубежный оператор скоро прекратит предоставление нам данных АИС. Почему отечественную альтернативу ему стали искать только сейчас?

В-третьих, достаточное количество российских спутников АИС планируется вывести на орбиту к концу 2024-го (в лучшем случае), а приказ № 250 вступает в силу уже 1 сентября. Значит, в течение 4 месяцев система продолжит работать нестабильно?

В-пятых, VSAT, упомянутый Максимом Кочетковым, – это коммерческое оборудование, которое обеспечивает доступ к спутниковому интернету. Игрушка дорогая. Один комплекс стоит около 3,5 млн рублей, а трафик за месяц обойдётся примерно в тысячу долларов. Судовладельцам не по карману купить аппараты VSAT на весь флот. На суда типа СТР и РС их точно не ставить не будут. Так что это не решение проблемы.

Насколько оправданы опасения рыбаков, мы сможем убедиться уже очень скоро. До 1 сентября, когда вступит в силу приказ минсельхоза № 250, остаются считанные дни.

Кирилл МАРЕНИН

Рыбак Камчатки

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
 <  Сентябрь   <  2024 г.