Последние публикации

23 Июн 2024
Иностранные инвестиции могут дать сильный толчок развитию морской аквакультуры в России, но есть ряд ограничений
23 Июн 2024
Цены на чилийского лосося для Бразилии, США и Китая продолжили падение на 23 неделе
22 Июн 2024
На Дальнем Востоке уникальные суда уходят в «могильные рейсы»
21 Июн 2024
Шестаков на гребне волны
21 Июн 2024
Грузооборот по Северному морскому пути к 2030 году достигнет 150 миллионов тонн
21 Июн 2024
В отрыве от «ключа»
21 Июн 2024
«Большая семерка» критикует Россию за методы торговли рыбы
21 Июн 2024
Судно проекта 03095 «Валентин Мантуров» перегнали с территории ООО «Нева-Стапель» в Пассажирский порт Санкт-Петербург
21 Июн 2024
Изменения в Налоговый кодекс позволят рыбохозяйственным предприятиям поддержать функционирование и социальное развитие прибрежных регионов
21 Июн 2024
«Мираторг» совместно с компанией «Инарктика» занялся селекцией ценных пород рыб
21 Июн 2024
В Ростовской области подвели итоги операции «Путина»
21 Июн 2024
Судоремонтная отрасль вносит серьёзный вклад в развитие экономики Камчатки
21 Июн 2024
Крымский и краснодарский регионы лидеры по отказам Росприроднадзора по госэкоэкспертизе марикультуры
21 Июн 2024
Экспорт краба из Приморья в Республику Корея снижается на фоне роста поставок в Китай
20 Июн 2024
Баба - Яга против!!!
20 Июн 2024
Усть-Большерецкий район готовится к преобразованию
20 Июн 2024
Камчатская рыба плывёт в федеральные сети
20 Июн 2024
В проекте «Семейные династии в истории Камчатского края» приняла участие семья из династии рыбаков
20 Июн 2024
Марифермеры Приморья активно начали новый сезон: в морские огороды выпущено более 5 млн молоди гребешка
20 Июн 2024
В Росрыболовстве состоялся первый штаб по организации лососевой путины-2024
20 Июн 2024
В Хабаровском крае за нарушение требований техрегламентов Россельхознадзором привлечено к административной ответственности рыбоперерабатывающее предприятие
20 Июн 2024
Замечательный нерест тихоокеанской сельди в бухте Нагаева
20 Июн 2024
Лососёвая путина и её научное сопровождение на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне
20 Июн 2024
ВНИРО расширяет границы сотрудничества
20 Июн 2024
Глава Всероссийской ассоциации рыбопромышленников не согласился с выводами ЦМАКП
20 Июн 2024
Сергей Данкверт провел встречу с вновь прибывшим Чрезвычайным и Полномочным Послом Аргентины в России Энрике Игнасио Феррер Виейра
19 Июн 2024
Шестаковская революция
19 Июн 2024
Информация о ходе лососевой путины
19 Июн 2024
В Камчатском крае вынесен приговор по уголовному делу о посягательстве на жизнь пограничника
19 Июн 2024
О проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления традиционного рыболовства
19 Июн 2024
Создан эксклюзивный способ производства чёрной икры
19 Июн 2024
МРФ-2024: Открыта регистрация на Международный рыбопромышленный форум и Выставку рыбной индустрии, морепродуктов и технологий
19 Июн 2024
Российские рыбаки к 18 июня добыли более 2,3 млн тонн – положительная динамика сохраняется
19 Июн 2024
Потенциал для развития рыбного хозяйства есть – «отрасль на гребне волны»
19 Июн 2024
Подходы сардины иваси нарастают: прирост добычи к уровню прошлого года составил более 200%
18 Июн 2024
Учёные РАН определили оптимальный для экосистемы озера Байкал диапазон изменения его уровней
18 Июн 2024
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за 24-ю неделю 2024
18 Июн 2024
Камчатский филиал ФГБУ «НЦБРП» рассказал о лабораторных исследования проведенных в первой декаде июня 2024 года
18 Июн 2024
В Москве прекратят продажу консервированного тунца из-за ботулизма
18 Июн 2024
Приморские пограничники вернули в океан почти 1,5 тонны живого гребешка
18 Июн 2024
Фестиваль гребешка «На гребне» презентовали в Москве повара из Приморья
18 Июн 2024
Выполнены исследования по учёту корюшки азиатской зубастой, нерестящейся в устье и низовьях реки Тауй
18 Июн 2024
Рекорды инвестиционно-аукционные: «Остановить нельзя продолжать»?
18 Июн 2024
Банзай, Шестаков!
18 Июн 2024
США расширяют запрет на китайские морепродукты
18 Июн 2024
Продажи норвежского клипфиска выросли в полтора раза
18 Июн 2024
Вьетнамский экспорт рыбопродукции в первом полугодии, вероятно, достигнет 4,4 млрд долларов США
18 Июн 2024
В Хабаровском крае рыбопереработчику выдано предостережение за неправильное наименование продукции
18 Июн 2024
За прошедшую неделю на экспорт с Камчатки оформлено более 562 тонн рыбопродукции
18 Июн 2024
Компании-поставщики тунца в США жалуются на засилье на рынке экспортного тунца низкого качества, обработанного газом и химикатами

Подписка на новости

Опять сбежала последняя электричка… в Усть-Большерецк

255
Камчатский край
«Камчатская железная дорога» – эта фраза давно стала мемом. Его вспоминают, когда речь заходит о какой-то прожектерской идее. Но проект железной дороги на Камчатке таким не был. Когда-то он считался вполне осуществимым.

20 сентября 2023 года в № 37 мы рассказали о проекте подвесной однорельсовой дороги от Кировского до Озерновского рыбокомбината, который был разработан к 1956 году. А за несколько лет до этого родился гораздо более масштабный план строительства железной дороги от Усть-Большерецка до Петропавловска-Камчатского.

Об этом, втором проекте мы узнали благодаря архивам Камчатгипрорыбпрома – одного из старейших проектных институтов Дальнего Востока. Документ представляет собой семь томов. А начинается он с истории собственного появления. Постараемся изложить её покороче.

Итак, в апреле 1950 года Совет Министров СССР постановил изучить возможность соединения западного и восточного побережья Камчатки железной дорогой. Речь шла о строительстве узкоколейки протяженностью 353 км по маршруту Петропавловск – поселок имени Микояна (ныне Октябрьский) – Озерновский рыбокомбинат. В том же году институт Желдорпроект, который входил в структуру МВД СССР, направил на полуостров экспедицию. Были проведены изыскания.

В Совмине ознакомились с полученными материалами и пришли к выводу, что надо изменить маршрут и строить железную дорогу широкой колеи, так как узкоколейные паровозы были недостаточно мощными для предполагавшегося грузопотока. Кроме того, тогда СССР такие паровозы не производил. Их поставляли по импорту, что создавало дополнительные трудности для ремонта.

23 ноября 1952 года Совмин вынес постановление о строительстве ширококолейной железной дороги от Петропавловска до Усть-Большерецка. В том же году на Камчатку отправилась новая экспедиция. Для будущего строительства было учтено все – климат, рельеф, гидрология, геологическое строение, сейсмика, воздействие морских приливов и т. д.

Результатом стал упомянутый проект. Железнодорожная линия протяженностью 212,6 км должна была иметь пропускную способность 12 пар поездов в сутки. Она рассчитывалась для паровозов ЭМ. Это модернизированная версия дореволюционного паровоза серии Э, которая производилась в 1931–1935 годах, была незаменима во время Великой Отечественной войны, эксплуатировалась до 1960-х.

Первая станция должна была находиться в Усть-Большерецке. Далее путь шёл по долинам рек Большой, Плотникова, Корякской и Авачи, через Ганальский горный хребет. Реки Быструю и Авачу поезд пересекал бы по металлическим мостам.

На карте маршрута – 10 станций. Одна из них – Поворотная – на 103 километре. Здесь размещались бы Управление железной дороги, главный материальный склад.

От 206 километра до Петропавловска-Камчатского линия шла бы по берегу Авачинской губы. От городской станции железнодорожная ветка, огибая Никольскую сопку, выходила бы в Петропавловский ковш. У склона мыса Сигнального планировалось строить конечную станцию – Портовую.

Общее количество штатных работников на всей линии с учетом управления дороги и вагонного депо должно было составить 1 730 человек, рабочий парк – 14 паровозов, 309 вагонов.

Основным грузом стала бы рыба. В этом и состояла главная задача проекта – доставка в короткий срок с западного побережья рыбной продукции в морской порт для отправки по всей стране. В обратном направлении шли бы грузы для рыбокомбинатов и рыбацких поселков: соль, тара, топливо, стройматериалы, продукты, промтовары. Предполагалось, что со временем встречные грузопотоки уравновесились бы.

Задача № 2 – решить проблему пассажирских перевозок между областным центром и побережьем. В то время их обеспечивал в основном морской транспорт, причем нерегулярно. Несвоевременная доставка рабочих на Западную Камчатку во время лососевой путины нередко срывала выполнение плана по добыче рыбы.

К 1957 году железная дорога должна была перевозить 210 человек в сутки.

Обеспечить потребности железной дороги и тяготеющих к ней районов в угле должно было Кихчикское месторождение бурых углей. К нему планировалось строить отдельную ветку от Усть-Большерецка. Запасным вариантом служило Крутогоровское угольное месторождение.

Совмин СССР установил срок строительства железной дороги – 4 года. На второй год строители должны были уложить 75 км пути, на третьем году – открыть сквозное рабочее движение поездов, на четвертом – сдать линию в постоянную эксплуатацию.

Дальнейшие перспективы выглядели грандиозно. Цитирую: «При строительстве железнодорожной линии от станции Поворотная на Мильково и Ключи с последующим выходом до Усть-Камчатска ее общая длина составит около 700 км.

Развитие железнодорожного строительства на Камчатке будет определяться не только местными нуждами народного хозяйства полуострова, сколько общегосударственными интересами соединения Камчатки с общесоюзной сетью железных дорог»…

В современной фантастике популярен жанр альтернативной истории. Действительно, интересно представить, как бы мы жили сегодня, сверни прошлое на другую ветку. Возможно, железная дорога, если бы ее построили на Камчатке, поставила бы экономику полуострова на новые рельсы и развитие понеслось бы со скоростью курьерского поезда. Но, может, эта стройка принесла бы больше вреда хрупкой камчатской природе, чем пользы народному хозяйству?

Уважаемые читатели, а что об этом думаете вы? Делитесь с нами вашим мнением о том, что могла бы дать Камчатке железная дорога.

Кирилл МАРЕНИН

На фото: таким мог быть железнодорожный вокзал Петропавловска-Камчатского, если бы в 1950-х на полуострове построили железную дорогу (изображение из проектного задания).

Рыбак Камчатки
Опять сбежала последняя электричка… в Усть-Большерецк
Опять сбежала последняя электричка… в Усть-Большерецк

Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
 <  Июнь   <  2024 г.