Путинской рыболовной путине 25 лет: только факты и ничего более
В этом году исполняется 25-летие пребывания во главе России Владимира Владимировича Путина. Политические обозреватели, аналитики как отечественные, так и зарубежные начали подводить итоги его политической деятельности за столь продолжительный период в должности Президента Российской Федерации. Напомню, что за весь советский период, не говоря уже о новом капиталистическом российском периоде, В.В. Путин по пребыванию во главе государства превзошел всех лидеров страны за исключением И.В. Сталина, который, как известно, возглавлял СССР почти 30 лет. Путин В.В. даже находясь с 2008 по 2012 год на посту Председателя Правительства РФ продолжал оказывать существенное влияние на социально-экономическую политику России, а в ряде случаев влиял и на политически курс страны. И с этим считался, находящийся в то время в должности Президента России Д.А. Медведев. Подводить итоги 25-летия большой политики В.В. Путина, как Президента России, это удел маститых государственных деятелей, обозревателей, ученых, аналитиков, да и сам юбиляр наверняка это сделает в ближайшее соответствующее время. Со своей стороны осмелюсь предложить читателям, интересующимся рыбной отраслью нашей страны, ознакомиться с ряд фактических сведений о ее развитие за 25-летний российский период, когда государство возглавлял и продолжает возглавлять В.В. Путин. Первое. В период нахождения в должности Президента Российской Федерации В.В. Путин уделял значительное внимание рыбной отрасли и, особенно в формировании законодательной базы. Именно при нем был разработан и принят базовый закон «О развитие и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12 2004 года (долее по тексту Закон 2004 года: пояснение автора), который установил впервые в нашей стране «исторический принцип» наделения пользователе долями-квотами на долгосрочной основе. Это основное положение, действовавшее в течение первых 10 –лет, позволило вывести рыбную отрасль из кризиса на траекторию ее развития. Однако в последующем в результате лоббирования рядом лиц, обладавших административными и финансовыми ресурсами, в Закон 2004 года были внесены, при одобрении Президента России В.В. Путина, боле 50 поправок, которые, по-сушеству, изменили его первоначальную концептуальную основу. Все это вызвало ряд негативных тенденций в развитии рыбной отрасли. Произошедшие изменения в Законе 2004 года за 20- летний период его действия наглядно представлено на нижеследующей схеме (Рис.1.)
Рис.1. Второе. Под влиянием происходящих изменений в Законе 2004 года идут и изменения динамики общего вылова. Так за период первых 10-летия применения «исторического принципа» вылов водных биоресурсов увеличивался с 2,9-3,3 млн тонн до 4,8-5,1 млн тонн. Почти более чем в 1,5 раза. В последующем с введением более 50 поправок и с размыванием «исторического принципа», который частично был заменен на «инвестквоты-квоты под киль», «аукционы на доли-квоты в воде» и повышение платности за ресурсы, общий вылов прекратил свой рост и вот уже целое пятилетие «топчется» на отметки 4,7-5,1 млн тонн (Рис.2).
Рис.2. Напомню, что подобной системы – «инвестквот- квоты под киль», «аукционы на дли-квоты в воде», платность ресурсов для рыбопромышленников, рыбаков, осуществляющих рыболовств в своей исключительной экономической зоне, нет ни в одной стране мира с развитым рыболовством и рыночными отношениями. Третье. За 25-летний произошло неоднократное реформирование и переподчинение федерального органа, отвечающего за положение дел в рыбной отрасли страны, а ее руководители сменялись 10 раз. Причем тенденция шла от руководителей с базовым рыбным образованием на замену их специалистами других - не рыбного профиля. Вмести с тем, в последние 10 –летие, когда были введены более 50 поправок в Закон 2004 года, руководителем рыбной отрасли стабильно остается к.э.н. Шестаков И.В. , что полагаю, соответствует требованию властных и других структур и той рыбохозяйственной политики, которая в настоящее время осуществляется. При этом правда «рыбное хозяйство», термин введен Законом 2004 года, было переименовано в «рыбохозяйственный комплекс» без его правового обоснования и пояснения со стороны Правительств РФ, что же в действительности под этим термином понимается, и кто им управляет на федеральном уровне. Четвертое. Существенные изменения произошли за этот период и в таких показателях как экспортно-импортные операции с рыбой и рыбопродукцией. Экспорт рыбы и рыбопродукции увеличился с 1,2 млн тонн в 2000 году до 2,5 млн тонн в 2023 году или почти в более, чем 2 раза. Одновременно импорт, который достиг своего максимума в 1,2 млн тонн в 2008 году снизился до 0,6 млн тонн в 2023 году – почти в 2 раза.Россия стала на мировом рынке нетто-экспортером рыбы и рыбопродукции(Рис.3).
Рис.3. Как результат такой рыбохозяйственной политики за последнее 10-летие произошел рост розничных цен на рыбу и рыбопродукцию на внутреннем рынке страны, почти в 2 раза. Так на самый востребованный народный продукт – сельдь соленая - увеличение розничной цены произошло почти в 2,5-3,0 раза (Рис. 4). На аналогичные показатели роста розничных цен коснулись и других видов рыбы и рыбопродукции, не говоря уже об икорной и другой деликатесной продукции из водных объектов.
Рис.4. Как следствие всего этого снизилось потребление ее населением станы. Хотя Росстат, используя методику расчета потребления, основанного на опросе домохозяек и считая потребление в сырце, а не в готовой продукции – в мясе рыбы, как это осуществлялось в СССР, заведомо завышает этот показатель не менее, чем на 30% от фактического. Но даже этот «росстатовский» показатель, напомню с костями, плавниками, чешуей и внутренностями, едва превышает 22 кг/чел/год. В пересчете на рыбопродукцию это составит всего 14-15 кг/чел/год при рекомендуемой норме Минздрава России не менее 28 кг/чел/год из расчета потребления именно рыбопродукции - мяса рыбы. (Рис. 5).
Рис 5. Не привожу здесь целого ряда других, не менее важных, фактов, касающихся произошедших за последнее 25- летие изменений в рыбной отрасли, Допустим, в реформировании науки, обновлении научно-исследовательского флота, снижения экономико-финансовых показателях компаний, фирм и предприятий, осуществляющих свою деятельность в рыбном хозяйстве, как и многое другое. Обо всем этом неоднократно публиковалось и на данном сайте. Полагаю приведенных мною фактических базовых данных достаточно, чтобы сделать соответствующие выводы о происходящих за последнее 25-летие изменений в рыбном хозяйстве России. Выводы и решения, как и прежде, остается за властными структурами и прежде всего за Правительство России и Администрацией президента.
21.05.2025 г. |