Жираф большой!..
Суши весла! На заседании Правительства 10 апреля в повестку работы был включен вопрос № 7 о проекте поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 810019-8 о внесении изменений в Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, в части уточнения правил и условий заключения договора пользования рыболовным участком. Как указано в повестке заседания Правительства - «Проект поправок направлен на уточнение отдельных положений законопроекта, касающихся порядка переоформления и расторжения договоров пользования рыболовными участками». По результатам заседания было принято Решение Правительства: «Одобрить проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона №810019-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов„» и направить их в Государственную Думу в установленном порядке». На страницах этого сайта размещено уже достаточно публикаций, характеризующих реакцию сенаторов, депутатов, региональной власти и рыбопромыслового сообщества,на принятый в первом чтении законопроект№ 810019-8. А пункт 7 внесенных Правительством поправок в этот законопроект вообще звучит угрожающе – если рыбак не заключил (перезаключил) новый договор пользования на рыбопромысловый участок уже по новым условиям, то по окончании действия договора его нельзя будет переоформить рыбаку на новый срок, и участок будет выставлен на аукцион! Стоит отметить, что в Совете Федерации 18 марта прошло тематическое совещание на тему: «О реализации механизма заключения договора пользования рыбопромысловыми участками без проведения торгов», на котором сенаторами было предложено перенести срок единовременного перезаключения договоров на 2026 год. Это предложение поддержали законодатели Камчатского края и Хабаровского, Магаданская областная дума и Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ), а Сенатор от Магаданской области Анатолий Широков в своем кратком выступлении отметил, что эту позицию поддерживает весь Дальний Восток. Уже на следующий день – 19 марта, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам провел парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса. Реальность и перспективы. К 20-летию принятия Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Сизифов труд… На парламентских слушаниях подробно рассмотрели полномочия вышедшего в июле 2023 года ФЗ № 384, позволяющему перезаключить договор на рыбопромысловый участок без торгов - конкурсов и аукционов, и по принятому первым чтением законопроекте №810019-8 о единовременном заключении (перезаключении) договоров к 30 декабря 2025 года. В своем выступлении на парламентских слушаниях, Председатель Законодательного собрания Камчатского края Ирина Унтилова отметила, что требования этих двух законодательных документов, один из которых еще недоработан, всколыхнули рыбацкую общественность Камчатки и всего Дальнего Востока. «Зачем закон принимается столь поспешно, невзирая на его недоработанность, очевидные бюджетные потери, риски для прибрежных регионов? Ответов нет» - обозначила проблему Ирина Унтилова.
В подобном ключе прозвучало выступление представителя Хабаровского края - председателя Законодательной думы региона Николая Шевцова, который отметил: Проблему границ рыбопромысловых участков и сроки перезаключения договоров прокомментировала зампред Госдумы Ирина Яровая: «Если от рыбаков хотят ускоренных каких-то действий, то почему даже методические документы не разрабатываются вовремя?». Отметив в своём выступлении, что сначала надо установить четкие правила по границам, а потом уже переходить к единовременной компании перезаключения договоров. Бюджет вне очереди! И все эти доводы, убеждения и расчеты, приводимые примеры массового банкротства рыбохозяйственных предприятий, очевидные бюджетные потери, риски для прибрежных регионов, высказанные в течении двух дней в палате регионов и Госдуме на парламентских слушаниях, оказались не убедительными! Куда значительнее и весомее звучит цитата в пояснительной записке к законопроекту: «В случае перезаключения до 30 декабря 2025 г. 100 процентов договоров поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет составит порядка 180 млрд. рублей». Также в пояснительной записке сказано, что единовременное заключение (перезаключение) договоров по новым условиям «создаст предпосылки для обеспечения равенства между пользователями и между субъектами Российской Федерации в свете новых обязательств по договору…». То есть, ранее заключенные договора по результатам конкурсных процедур, не обязывают, в отличие от новых требований к договорам, проводить мероприятия по искусственному воспроизводству особо ценных пород рыб и принимать участие в социально-экономическом развитии региона, что требует значительных средств на исполнение этих обязательств. Следовательно, суть «обеспечения равенства между пользователями и между субъектами Российской Федерации…», как раз и сводится к запуску единовременного перезаключения договоров с привязкой сто процентов пользователей к исполнению этих новых, вышеперечисленных обязательств, не дожидаясь срока их окончания. И как сказано в пояснительной записке законопроекта, только по анадромным видам рыб действуют 2175 договоров на право их добычи со сроком окончания в 2024-2035 годах, у 50% из которых срок действия договоров истекает в 2027-2029 годах. А это, в своей массе, представляет достаточный объем выпадающих средств из планируемого поступления в бюджет к концу 2025 года, в случае принятия решения пользователями доработать до конца действующего срока на рыбопромысловые участки. Резюмируя можно добавить, что на Коллегии Росрыболовства 8 апреля, на которой присутствовал автор, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин в своем выступлении сказал, что законопроект№ 810019-8 о внесении изменений в Федеральный закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, в части уточнения правил и условий заключения договора пользования рыболовным участком, с учетом доработок и внесенных в него поправок, готов ко второму чтению. Нельзя не отметить, что данный Комитет является одним из ответственных по данному законопроекту, а, следовательно, ему видней!!!
Виктор Кирочкини |