Дипломатия рыбная …двойных подходов
На итоговой Коллегии Росрыболовства, состоявшейся в апреле 2025 года, ее руководить Илья Шестаков отмечая производственные достижения отрасли за 2024 года неожиданно для многих, сидящих в зале и слушающих его дистанционно во всех рыбохозяйственных регионах страны, неожиданно заявил, как достижение прошедшего года, выход России из Международной организации по исследованию моря - ИКЕС. О том, что Россия сама покинула эту организацию с благословления депутатов, сенаторов было известно ученым, специалистам отрасли, как и то, что документы по данному вопросу готовили для Федерального Собрания Российской Федерации Минсельхоз, Росрыболовство и естественно под патронажем МИД России. Предположу, что и Администрация президента внесла в это решение свое веское слово. В оправдании этого, мягко говоря, непродуманного девства с нашей стороны Шестаков обосновал тем, что бюро ИКЕС, вопреки своему уставу, приостановило в 2022 году участие России в этой организации. Мотивы известны - политические. Украинско-российский конфликт. Да, решение бюро ИКЕС неправомочно. Так и продолжайте его правовыми методами опровергать, а не хлопать, как рассерженная дама, дверьми. Причем весь этот «дипломатический шаг» с нашей стороны по выходу из ИКЕС, да и еще носящий явно популистский оттенок, без учета не только истории членства России в этой организации, и наших национальных интересов, широко освещался на разных уровнях, как в отечественной, так и зарубежной прессе. Напомню, что ИКЕС как старейшая в мире межправительственная международная научная организация была создана при участии еще Российской Империи в 1902 году. Тогда, кроме России, ее государствами основателями стали Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Нидерланды и Германия. Значительный вклад в ее создание и последующую работу внесли такие ученые с мировыми именами как Фритьоф Нансен, Отто Питерсон, Йохан Йорт, Николай Книпович и Отто Гримм. Последние двое широко известные российские ученые. Основной целью организации был обмен данными и координация комплексных рыбохозяйственных исследований в Северо-Восточной Атлантике. В последующем, в послевоенный период, число ее участников расширилось до 20 государств за счет вступления Испании, Франции, Исландии, США и ряда других. Район исследований расширился на всю Северную Атлантику. Изменились и цели организации. Она не только координировала рыбохозяйственные исследования, но и стала разрабатывать рекомендации по установлению общих допустимых уловов (ОДУ) для основных объектов рыболовства в Северной Атлантики и сопредельных моря. В ряде случаев такие рекомендации ИКЕС расходились с национальными оценками тех или иных государств-участников организации. Были такие случаи расхождения и со стороны ученых России. И тем не менее удавалось принимать те решения, которые вели к сохранению запасов морских живых ресурсов и возможности продолжения рыболовства, особенно зависящих от этого прибрежных общин того или иного государства. Выход России из ИКЕС, по моему мнению, поспешный, непродуманный и не отвечает отечественным интересам. Наш подход исторически формировался в широком международном сотрудничестве со всеми прибрежными государствами по исследованию и использованию морских живых ресурсов Северной Атлантики и сопредельных морях, так и в целом в Мировом океане. Тем более странным заявление руководителя Росрыболовства о выходе России из ИКЕС как итоговый результат деятельности чиновников его ведомства в прошедшем году. Как отрицательный? Пожалуй, с эти можно согласиться. В этой связи вспоминается и такой недавний «дипломатически рыбный абсурд», как денонсация Россией недействующего межправительственного соглашения с Великобританией от 1956 года по рыболовству в наших территориальных водах Баренцева моря. Сколько победных реляций прозвучало в связи с этим ничтожным актом! И де англичан мы оставили без любимого блюда «картошки с треской»; и что у нас уловы трески возрастут за счет изгнания из наших территориальных вод в Баренцевом море английских и шотландских рыбаков и т.д. А по факту английские, шотландские рыбаки не вели рыбный промысел в наших территориальных водах в течении последних 50 лет. Так что же Россия денонсировала? Воздух! Туф-ту. Одновременно с этим в российских территориальных вода у южных Курил годами хозяйничают японские рыбодобывающие суда, добывая минтая, терпуга, треску, осьминога, кальмара и прочих рыбных объектов. Осуществляется такой промысел при поддержке чиновников Росрыболовства, МИДа. При этом они ссылаются на межправительственное Соглашению от 1998 года, которое давно вошло в противоречие с внесенными в последние годы рядам поправок в Конституцию России и не отвечает нашим национальным интересам. К тому же Соглашение 1998 года не предусматривает взаимного права для наших рыбаков вести рыбный промысел в территориальных водах Японии. Данное соглашение действительно заслуживает отмены, о чем неоднократно настаивали депутаты Сахалинской областной дума и ряд депутатов Государственной думы Федерального Собрания. Однако оно продолжает действовать. Словом «дипломатия рыбная», ведомая чиновниками Минсельхоза, Росрыболовства и МИДа действует по двойным стандартам. Для одних все, для других…Пора ей выбираться на дорогу отстаивания истинных национальных рыбохозяйственных интересов.
13.04. 2025 года |