Мамин сюрприз
Жизнь иных людей проходит ярко, подобно остросюжетному художественному фильму, наполненному важными событиями и яркими поступками. А у других - это чёрно-белый короткометражный сюжет, скучный и малопривлекательный. Но у каждого из них существует свой сценарий, часть которого уже реализована, и словно отснятая на киноленту, находится на полке памяти. Есть возможность её пересмотреть, взглянуть на прошедшие события с высоты полученного опыта, чтобы понять и правильно оценить себя, людей и значительные моменты, происходившие в различные периоды жизни. Яркие кадры сюжета – это события, которые вспоминаем с удовольствием и долго помним, порой всю жизнь - время, когда на душе был праздник, и жизнь казалась прекрасной и удивительной. Это мог быть школьный выпускной бал, успехи в труде, спорте или события многосложной семейной жизни. Но первым в этом ряду стоит главный праздник любого человека, тот с которого всё началось – твой день рождения. И где бы ты не находился, и чтобы не происходило вокруг – в душе, едва слышно, звучит: «Сегодня мой день»! А к числу обыденных, повседневных событий, порой бесследно уходящих из памяти, относим вереницы насущных жизненных проблем, рабочие будни, летящие со скоростью курьерского поезда через всю сознательную жизнь к поставленной в юности цели. Одно из таких ярких событий, запомнившихся мне на всю жизнь, произошло в очередном промысловом рейсе. Наш рыболовный траулер находился на путине в Северной Атлантике в местах, согретых теплым Гольфстримом и поэтому богатых рыбными запасами – в районе Ньюфаундлендской банки. Стояла обычная декабрьская погода, которая считается самой трудной для промысла. Туманы и дожди сменялись плотными снежными зарядами, а если росло недовольство и начинали ворчать на погоду – добавлялся шторм. Тогда приходилось сворачивать рыбалку и длительное время двигаться строго носом на волну, так как лечь лагом, то есть бортом к волне опасно для любого судна, а для малого траулера это смертельно опасно. В один из таких напряжённых будней, радист передает капитану телефонограмму с ближайшей плавбазы «Профессор Баранов» с требованием подойти и получить почтовое отправление из Мурманска. Подойти к плавбазе и пришвартоваться в такую погоду небезопасно и практически невозможно, корабль бросает как щепку на океанской волне и даже мощные тросА и привальные кранцы не смогут уберечь суда от столкновения. Но богатый опыт и матросская смекалка нашла простое решение этой, казалось невыполнимой задачи. Опытный боцман предложил почтовую посылку упаковать в полиэтиленовый мешок, поместить её в пустую селедочную бочку и, прикрепив длинный трос, бросить в море. Потом, изрядно покувыркавшись на пляшущих волнах, подцепить фал багром и вытащить на палубу. На плавбазе идею одобрили, переложив ответственность за сохранность на авторов идеи, легко выполнили свою часть рискованного замысла. Теперь предстояло самое трудное – не потерять этот груз в бушующем море и суметь его выловить. Он летал по верхушкам волн как мяч на футбольном поле, потом скрывался среди волн и вновь всплывал где-то в стороне. Наш небольшой траулер швыряло не меньше. При неудачном сближении, была велика вероятность того, что деревянный бочонок с размаху расшибётся о борт, и тогда - прощай ценный груз. Но мастерство есть мастерство, его нельзя потерять или утопить. Через несколько часов этого циркового представления, при очередной попытке подцепить транспортировочный трос, штормовой литерный груз был доставлен на палубу. Когда бочку открыли, там, на удивление всей команде, оказалась небольшая фанерная посылка на моё имя. В правом верхнем углу была сделана приписка, выполненная химическим карандашом, «ОСОБО ЦЕННАЯ», с объявленной стоимостью 100 рублей (при курсе доллара в то время – 96 копеек). Видимо из-за этой короткой приписки, почтовое ведомство отнесло это отправление к особой категории доставки, что требовало неукоснительного исполнения правил о вручении. Капитан, возглавлявший эту цирковую эквилибристику, с недоумением смотрел на необычный груз: «Личные посылки почта СССР в штормовую Атлантику не доставляет. Это что-то из ряда вон выходящее, или должно быть архиважное». Как и положено, капитан посылку мне вручил, но в воздухе повис многозначительный вопрос: «Чтобы это могло значить?». Всем знакомо чувство нетерпения, с которым вскрываются долгожданные письма или армейские отправления, а получение посылки на краю света – такого даже в сказках не бывает. Гвозди поддавались плохо, а может руки подводили, но когда крышка с треском отлетела, все с недоумением долго смотрели… на крупные, чёрные семечки из Украины… Я испытал странное чувство удивления и непонимания, как можно было придумать отправить такой груз на другой конец земного шара без единого шанса дойти до адресата, чтобы вручить её точно в день моего рождения. Произошедшее было выше моего понимания, это были расчеты моей матери и небесной канцелярии. Но интуиция мне подсказывала, что-то тут не так, что-то это значит. Разгадка была необычная и радостная – под верхним небольшим слоем я ощутил и извлек бутылку армянского коньяка. Даже палуба вздрогнула от мощного «Ура». Все поняли – празднику быть. Ещё не веря в произошедшее чудо, я извлек из ящика вторую бутылку «Арарата», в воздухе запахло достойным праздником. После извлечения из волшебного ларчика третьей бутылки золотого, терпкого – команда была готова качать двадцатитрехлетнего именинника. Но зачем же качать, когда нас всех, безостановочно, колыхало уже четвертый месяц! Суровый штормовой день быстро превратился в яркий и незабываемый праздник для просоленной рыбацкой души. В моей памяти, а также всего экипажа, это удивительное и курьёзное событие сохранилось на долгие годы, и дежурной была шутка о необходимости чаще ловить такие подарки с неожиданными сюрпризами. И вот теперь, когда прошло очень много лет от того забавного события, когда уже нет в живых моей матери, я с грустью и нежностью вспоминаю ее заботу и изобретательность. За много месяцев до моего дня рождения, она нашла способ как поздравить и мысленно благословить своего сына, блуждающего по бескрайним океанским просторам. Это стало неожиданной радостью всему экипажу траулера в трудном шестимесячном рейсе.
2 июля 2022г. |