Семь футов под килем...
Сегодня мы с Евгением Юрьевичем Дорт-Гольцем, моим заместителем, а «по совместительству» еще и фотографом, приняли участие в поднятии Государственного флага Российской Федерации на двух малых рыболовных сейнерах рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина, прибывших из новостроя – «Карага» и «Карымай». По поводу этого новогоднего, очень важного, торжественного и высоко оцененного события, скажут много правильных, добрых и торжественных слов и губернатор Камчатского края Владимир Викторович Солодов, и первый заместитель председателя комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Сергей Герасимович Митин, и председатель рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина Сергей Борисович Тарусов. Я пришел на это торжество со своим младшим внуком Левой. Еще до начала торжества мы прошлись по колхозному причалу. И я вспомнил первую мою встречу с человеком, который долгие годы возглавлял колхоз, а потом стал его первым летописцем. Это был Сергей Иванович Новоселов, именем которого названо одно из промысловых судов колхоза. И вот, что удивительно – коллектив колхоза имени Ленина – на протяжении десятилетий, несмотря на смену политических и экономических формаций, вписывался в реалии того дня, в котором жил колхоз. Именно вписывался. Не приспосабливался, меняя «кожу» и сущность, а именно вписывался. При том весьма органично и с большой выгодой для хозяйства и коллектива. В годы развитого социализма, когда советское государства забирало «вершки» от рыболовного промысла – переработку, оставляя рыбакам только «корешки» -- промысел, колхозу имени Владимира Ильича Ленина удалось изменить условия и купить себе большие рыболовные траулеры-рефрижераторы, превратившие колхоз имени Ленина в первый в СССР колхоз-миллионер. В годы дикого (и даже дичайшего) капитализма, когда акционировалось и делилось (и поровну, и по справедливости) все, что приносило какую-либо выгоду, колхозу удалось избавиться от собственной «пятой колонны» прихватизаторов и сохранить и коллектив, и коллективное хозяйство, и имя Ленина. И даже с этим именем им снова удалось вписаться в ту социально-экономическую ситуацию, которая была на тот период времени. А она, как известно, была весьма разной, весьма неровной, и всегда направленной на передел собственности и «грабеж награбленного», что завещал уже не великий Ленин, а великий проходимец и псевдокоммунист, реформатор рыбацкой Камчатки по принципу «выгодно-принудительного» управления рыбным ресурсами Камчатки, губернатор Михаил Борисович Машковцев, который попытался спекулировать и на имени колхоза, на имени и званиях его ветеранов. А колхоз продолжал вписываться в систему, которая наперекор здравому смыслу и совести, наоборот старалась лишить рыбацкие предприятия наиболее ликвидных квот, зарясь на ту выгоду, что получали рыбацкие предприятия. Колхозники изыскивали все новые и новые способы – и одним из таких новшеств стало строительство мощнейшего берегового рыбоперерабатывающего завода, который снимал надобность колхоза в торговле сырцом «за копейки». И, конечно, встал вопрос о строительстве нового флота. И что? И что – по большому счету строительство нового флота в России обернулось большой бедой для большинства предприятий, рискнувших получить «квоты под киль». Строительство большинства судов заморожено. Задолженность рыбацких предприятий по кредитам превысила один ТРИЛЛИОН рублей. Но как получилось, что колхоз имени В.И. Ленина уже построил по этой схеме четыре из шести запланированных МРС и три больших траулера? Наверное, кто-то скажет: «Кто не рискует, тот не бьет о борт судна шампанское». Нет, скажу другое – это опережающий расчет: пока другие «чешут затылок», обдумывая предложения и тормозя процесс решения, колхозники уже действуют. Так было и в стародавние времена социализма – и чтобы устроиться на работу в колхоз имени Ленина стояли в очередях, а выбирали лучших. Традиция сохранилась и поныне -- потому колхоз увеличивает свой промысловый флот. Наверное, потому он и ЕДИНСТВЕННЫЙ в целой стране – колхоз имени Владимира Ильича Ленина. Самый крупный рыболовецкий колхоз России. И самый богатый – в первый очередь богатый ЛЮДЬМИ. И пожелаем коллективу колхоза и новоиспеченному экипажу МРС «Карага» и МРС «Карымай» новых успехов и, конечно, семи футов под килем»!
Сергей Вахрин,
|