Рекорды инвестиционно-аукционные: «Остановить нельзя продолжать»?
Давно пора Правительству Российской Федерации под председательством М.В. Мишустина, властям приморских регионов всех уровней, задуматься, проанализировать сложившую ситуацию в рыбной отрасли и правильно поставить запятую в приведенной выше второй части заголовка данного комментария. Не сомневаюсь, что подавляющая часть рыбопромышленников, рыбопереработчиков и рыбаков приморских регионов, предпочтут следующее написание запятой: «Остановить, нельзя продолжать». Между тем властные структуры Минсельхоза и Росрыболовства продолжают и не один год ставить запятую в другой части выражения: «Остановить нельзя, продолжать». В подкрепление своей правоты, они регулярно докладывают руководству страны и шумят на всех доступных для них СМИ, о постоянных из года в год достигаемых рекордах-успехах руководимого ими «рыбохозяйственного комплекса». Обращаю внимание именно «рыбохозяйственного комплекса», а не «рыбного хозяйства», как это определено по ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2024 года №166- ФЗ. Что это за такой загадочный монстр как «рыбохозяйственный комплекс»? И когда и кем он рожден? Да и кто им управляет? Ответа нет ни со стороны законодателей, правительства, да и наука академическая и рыбная ничего об этом не ведает. Несмотря на это самозваные руководители так называемого «рыбохозяйственного комплекса», убаюкав Президента и Правительство РФ об успехах 1 этапа «инвестквот и аукционов» осуществленного на Северном и Дальневосточном рыбохозяйственных бассейнах. Они настойчиво продолжают осуществлять и 2 этап «инвестквот и аукционов», правда, пока в одном Дальневосточном бассейне. В подтверждении своей правоты руководство Минсельхоза и Росрыболовства заявляет, что по итогам 2023 гола вылова России достиг рекордного за последнее 30-летие уровня – в 5,3 млн т. И это вроде соответствует действительности, если отсчет вести с 1993 года, а не 1992 года – года работы по капиталистическим лекалам. Тогда в 1992 году вылов составлял – 5,5 млн т. Так что, мягко говоря, лукавят руководители «рыбохозяйственного комплекса» с отсчетом о «рекордном вылове» в 2023 году. Да и этим они вводят в заблуждение не только СМИ и тех, кто их читает, но и руководство страны. Напомню, что в 1992 году вылов новой капиталистической России составлял 5,5 млн т, что превышает «рекордный» - 2023 год на целых 200 тыс.т! С какой целью делаются эти манипуляции с данными разных лет? Полагаю для возвеличивания своих успехов на фоне надвигающего банкротства многих фирм, предприятий рыбодобывающего сектора, да и все рыбной отрасли под натиском «инвестквот и аукционов». Поистине «рекордно-провальным» можно считать итоги в целом проекта «инвестквот – квоты под киль» (последнее выражение, полюбившее В.В. Путину) первого этапа. По нему планировалось построить и ввести в эксплуатацию в 2023-2024 годах 105 рыбопромысловых судов. Фактически же построено 22 судна и не один из них не отработал на промысле круглый год, что не позволяет говорить об их эффективности по сравнению с действующими модернизированными судами до инвестиционной постройки. Среди последних лидирует МРКТ «ПЕТР I» компании «Тралфлот» Хабаровского края, с годовым выловом 90,2 тыс тонн. Это действительно рекорд среди отечественного рыбодобывающего флота! И его экипаж достоин самых высоких поощрений вплоть до правительственных наград. Напомню, что это судно и его рекордный вылов за 2023 год не имеет ни какого отношения к «инвестквотам-квотам под киль». Судно было построено еще в 1993 году. В последующем МРКТ «ПЕТР I» был судовладельцем по собственной инициативе и за счет собственных средств модернизировано с учетом особенностей промысла и обработки массовых объектов лова в Дальневосточном бассейне. Более того его результат подтверждает, что были и имеются и сейчас другие направления достижения эффективности работы флота в отличие от затратного механизма «инвестквот – квот под киль». Между тем инициаторы программы «инвестквот-квот под киль», предусматривающей строительства рыбопромысловых судов на отечественных верфях, за счет платных квот отнятых от всех, столкнувшись на практике с реальными проблемами, вынуждены были перенести срок их завершения строительства на 5-6 лет от ранее запланированных – с 2023-2024 годов на 2030 год. Это тоже «рекорд», но именуемый в советский период как «рекорд - долгостроя». Не лучше дела обстоят у построенных на территориях приморских регионов - от Мурманска до Камчатки, Сахалина, Приморья и Хабаровска - предпринимателями под кредиты-долги 25 рыбофабрик. Их, вероятно, «за усердие» по ускоренному строительству и вводу в эксплуатацию таких рыбофабрик чиновники от Минсельхоза, Росрыболовства с участием чиновников других федеральных органов власти пытаются обложить предпринимателей – владельцев рыбофабрик миллиардными штрафами. Дескать, нарушаете господа - предприниматели ряд подписанных вами обязательств, взятых при начале строительства рыбофабрик и получение за это «с наших рук» соответствующих «инвестквот». За это будьте любезны, штрафа миллиардные внесите в казну государеву. Скудеет казна, пополнять ее надо. Вот и случай нашелся подходящий - за счет вас «проштрафившихся» рыбопромышленников. И не важно, что фабрика работает, продукцию выпускает, которая востребована как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Но при этом, как считают чиновники, вот такие-то и такие-то пунктики обязательств вами не полностью соблюдены. Вы, не согласны с этим? Тогда судитесь с нами. И пошли-таки предприниматели, чертыхаясь, в суды для поиска справедливого решения. Добюются ли они его? Не факт. Тогда банкротство и расставание с построенными и введенными в эксплуатацию рыбофабриками. А может, так все и было заранее задумано? Об этом тревожном наезде чиновников федерального уровня прозвучало и на научно-практической Конференции рыбаков Северного бассейна. Информация об этом размещена на сайтах СРПС и ФИШКАМЧАТКЕ. Но вернемся к достижениям по вылову. Самый провальный по вылову в капиталистической России был 2004 год – всего 2,9 млн т. Тогда буйствовали браконьерства, аукционы, статистика вылова велась «спустя рукава». Отсюда и результаты. Однако в 2018 году за счет роботы в течение десятилетия по федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и внедрения «исторического принципа» вылов достиг уже 5,1 млн т. Нет ни какого сомнения, что при сохранении этой основополагающей законодательной норы – «исторического принципа», улов в 5,5 – 6,0 млн т мог бы быть достигнут к 2024-2025 годам. Но рыбная история пошла и следует, удивляя мировое рыболовное сообщество, по новому реформаторскому пути с русской чиновничьей спецификой. Имя её – «инвестквоты, аукционы и платность ресурсов». Проще говоря, -- выколачивание деньжат с рыбопромышленников. У кого их нет – берите кредиты в банках и несите за «инвестквоты» в государеву казну. Простая денежная карусель. Основной отрицательный тренд такого проводимого «реформаторского курса» достаточно наглядно проявился в таком важнейшем показателях, как падении потребления рыбы и рыбопродукции населением России. Он снизился с 24 кг/чел/год в 2012 году до 20 кг/чел/год в 2023 году при роста ее розничных цен почти на 50% за последнее 10 лет.
По данным ФАО среди ряда рыбодобывающих государств мира по потреблению рыбы на душу населения России занимает одно из последнее мест, о чем свидетельствует приведенный рисунок. Эти данные ФАО рассчитанные в сопоставимых показателях – в сырце на душу населения. Если же брать в расчет потребление только съедобной части тогда получиться, потребление едва достигает 14-15 кг/чел/год при рекомендуемой норме Минздрав России 28 кг/чел/год. Такой низкий показатель потребления -- это тоже «антирекорд», о котором инициаторы «инвестквот и аукционов» предпочитаю умалчивать. Между тем из года в год увеличивается экспорт рыбы и рыбопродукции Россией, что, безусловно, сказывается и на ее насыщении внутреннего рынка страны. Проводимая «реформаторами» политика «инвестквот, аукционов и платность ресурсов» вызвала угрожающий для отрасли рост кредиторской задолжности. Она достигла по данным ВАРПЭ более 1,2 триллиона рублей! Новый и уже действительно «рекорд» за всю послевоенную историю рыбного хозяйства страны. Это цена так называемых «инвестиций в отрасль», о которой, как положительном факторе, говорят идеологи «реформирования» рыбной отрасли России. По факту же эти «инвестиции» не что иное, как банковские кредиты тех рыбопромышленников, которые решились участвовать в этом рискованном проекте. Не трудно придти к выводу, что при существующей ежегодной прибыли отрасли, вряд ли возможно в ближайшее десятилетие рассчитаться за них. На горизонте, если не будут приняты соответствующие меры, просматривается банкротство, как ряда компаний, включая и крупные, так и, не исключено, отрасли в целом.
17.06.2024 года
|