Последние публикации

23 Июн 2024
Иностранные инвестиции могут дать сильный толчок развитию морской аквакультуры в России, но есть ряд ограничений
23 Июн 2024
Цены на чилийского лосося для Бразилии, США и Китая продолжили падение на 23 неделе
22 Июн 2024
На Дальнем Востоке уникальные суда уходят в «могильные рейсы»
21 Июн 2024
Шестаков на гребне волны
21 Июн 2024
Грузооборот по Северному морскому пути к 2030 году достигнет 150 миллионов тонн
21 Июн 2024
В отрыве от «ключа»
21 Июн 2024
«Большая семерка» критикует Россию за методы торговли рыбы
21 Июн 2024
Судно проекта 03095 «Валентин Мантуров» перегнали с территории ООО «Нева-Стапель» в Пассажирский порт Санкт-Петербург
21 Июн 2024
Изменения в Налоговый кодекс позволят рыбохозяйственным предприятиям поддержать функционирование и социальное развитие прибрежных регионов
21 Июн 2024
«Мираторг» совместно с компанией «Инарктика» занялся селекцией ценных пород рыб
21 Июн 2024
В Ростовской области подвели итоги операции «Путина»
21 Июн 2024
Судоремонтная отрасль вносит серьёзный вклад в развитие экономики Камчатки
21 Июн 2024
Крымский и краснодарский регионы лидеры по отказам Росприроднадзора по госэкоэкспертизе марикультуры
21 Июн 2024
Экспорт краба из Приморья в Республику Корея снижается на фоне роста поставок в Китай
20 Июн 2024
Баба - Яга против!!!
20 Июн 2024
Усть-Большерецкий район готовится к преобразованию
20 Июн 2024
Камчатская рыба плывёт в федеральные сети
20 Июн 2024
В проекте «Семейные династии в истории Камчатского края» приняла участие семья из династии рыбаков
20 Июн 2024
Марифермеры Приморья активно начали новый сезон: в морские огороды выпущено более 5 млн молоди гребешка
20 Июн 2024
В Росрыболовстве состоялся первый штаб по организации лососевой путины-2024
20 Июн 2024
В Хабаровском крае за нарушение требований техрегламентов Россельхознадзором привлечено к административной ответственности рыбоперерабатывающее предприятие
20 Июн 2024
Замечательный нерест тихоокеанской сельди в бухте Нагаева
20 Июн 2024
Лососёвая путина и её научное сопровождение на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне
20 Июн 2024
ВНИРО расширяет границы сотрудничества
20 Июн 2024
Глава Всероссийской ассоциации рыбопромышленников не согласился с выводами ЦМАКП
20 Июн 2024
Сергей Данкверт провел встречу с вновь прибывшим Чрезвычайным и Полномочным Послом Аргентины в России Энрике Игнасио Феррер Виейра
19 Июн 2024
Шестаковская революция
19 Июн 2024
Информация о ходе лососевой путины
19 Июн 2024
В Камчатском крае вынесен приговор по уголовному делу о посягательстве на жизнь пограничника
19 Июн 2024
О проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления традиционного рыболовства
19 Июн 2024
Создан эксклюзивный способ производства чёрной икры
19 Июн 2024
МРФ-2024: Открыта регистрация на Международный рыбопромышленный форум и Выставку рыбной индустрии, морепродуктов и технологий
19 Июн 2024
Российские рыбаки к 18 июня добыли более 2,3 млн тонн – положительная динамика сохраняется
19 Июн 2024
Потенциал для развития рыбного хозяйства есть – «отрасль на гребне волны»
19 Июн 2024
Подходы сардины иваси нарастают: прирост добычи к уровню прошлого года составил более 200%
18 Июн 2024
Учёные РАН определили оптимальный для экосистемы озера Байкал диапазон изменения его уровней
18 Июн 2024
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за 24-ю неделю 2024
18 Июн 2024
Камчатский филиал ФГБУ «НЦБРП» рассказал о лабораторных исследования проведенных в первой декаде июня 2024 года
18 Июн 2024
В Москве прекратят продажу консервированного тунца из-за ботулизма
18 Июн 2024
Приморские пограничники вернули в океан почти 1,5 тонны живого гребешка
18 Июн 2024
Фестиваль гребешка «На гребне» презентовали в Москве повара из Приморья
18 Июн 2024
Выполнены исследования по учёту корюшки азиатской зубастой, нерестящейся в устье и низовьях реки Тауй
18 Июн 2024
Рекорды инвестиционно-аукционные: «Остановить нельзя продолжать»?
18 Июн 2024
Банзай, Шестаков!
18 Июн 2024
США расширяют запрет на китайские морепродукты
18 Июн 2024
Продажи норвежского клипфиска выросли в полтора раза
18 Июн 2024
Вьетнамский экспорт рыбопродукции в первом полугодии, вероятно, достигнет 4,4 млрд долларов США
18 Июн 2024
В Хабаровском крае рыбопереработчику выдано предостережение за неправильное наименование продукции
18 Июн 2024
За прошедшую неделю на экспорт с Камчатки оформлено более 562 тонн рыбопродукции
18 Июн 2024
Компании-поставщики тунца в США жалуются на засилье на рынке экспортного тунца низкого качества, обработанного газом и химикатами

Подписка на новости

Вспоминая автора книги «Жил отважный капитан»

2364
Эксклюзив

На майские праздники ушел из жизни замечательный журналист и прекрасный человек Вячеслав Михайлович Иваницкий. Родом из Украины, осевшей на полюбившееся ему Камчатки. Мне не посчастливилось быть с ним очно знакомым, хотя желание было. И возникло оно после прочтения книги Вячеслава Иваницкого «Жил отважный капитан», изданной в Херсоне в 2013 году. Под впечатлением этой удивительной повести о судьбе капитана рыбацкого флота Дуднике Александр Игнатьевиче написал в далеком 2014 году небольшой очерк-отзыв «Реквием капитанам рыбопромысловых судов Советского Союза», который был опубликован на сайте ФИШКАМЧАТКА и доброжелательно встречен читателями. Полагаю уместным, дополнив его, вновь опубликовать на нашем рыбацком сайте, но уже в память, прежде всего об авторе книги Вячеславе Михайловиче Иваницком.

По праву можно считать, что отечественная литературно - документальная маринистка в свое время о втором после Бога на судах, независимо от их назначения, человеке - КАПИТАНЕ и его яркой и необычайной судьбе пополнилась талантливой, знаковой книгой писателя - дальневосточника Вячеслава Иваницкого. «Жил отважный капитан».

Сам автор книги В. Иваницкий так объясняет свое «притяжение» к удивительной судьбе капитана Александра Дудника:

«Как жаль, что я слишком поздно узнал об этом человеке! Что не бросился разыскивать его двадцать лет назад, когда прочитал в небольшой брошюрке о капитане Дуднике, перегонявшем перед войной пароход "Анатолий Серов" Северным морским путем. Что не расспрашивал о нем старых моряков, любой из которых мог наверняка вспомнить многое. Что лишил себя чуда общения с легендой - тогда еще живой...

- Многих пришлось мне знать капитанов. Но - Дудник!..

Помню, как, поразил меня молодой азарт, прозвучавший в густом прокуренном голосе очень старого человека, знатока камчатских побережий еще с двадцатых годов Владимира Петровича Нахабова; помню, как чертенятами блеснули искорки в его глазах. Тот долгий наш разговор оказался переломным для меня. И я уцепился за тоненькую ниточку, связывавшую прошлое и настоящее: ходили слухи, что Дудник привел свой жизненный корабль в последнюю гавань далеко на юге, в крымском городе Саки. Ответ на мой запрос пришел неожиданно скоро: да, проживал, умер три года назад, жена переехала в соседний город, вот ее адрес...

Очень скоро появились другие адреса, камчатские и приморские, московские и ленинградские, пошли многостраничные письма, долгие вечерние разговоры при встречах, поиски в архивах и библиотеках. Неровно, контрастными бликами проявлялась фотопленка необыкновенной жизни. Считается, счастлив человек, полностью реализовавший себя в большом, общественно значимом деле. Ну а если таких дел на одну жизнь пришлось несколько?

"Он как-то охотно брался за то, от чего отказывались другие", - свидетельствовал человек, близко знавший Дудника. Но и я сегодня снова и снова задаю себе вопрос: был ли он счастлив? И не нахожу ответа...».

Вот так и родилась из-под пера Вячеслава Иваницкого эта замечательная книга, выдержавшая три издания. Последнее херсонское дополненное издание о КАПИТАНЕ Советской Рыболовной империи – Дуднике Александре Игнатьевиче. Кого-то, возможно, покоробит выражение – «Советской Рыболовной империи». Но, смею заверить всех сомневающихся в этом, что такое определение отражают достижения Советского Союза в морском рыболовстве, включая рыбный, крабовый, китобойный и зверобойный промыслы и которые уже никогда и никем не будут повторены! По крайне мере в условиях однополюсного глобального мирового капитализма, который отечественные «теоретики» стыдливо именуют «рыночными отношениями».

Об этом свидетельствуют и «успехи» отечественного морского рыболовства за последнее двадцатилетие. Невольно возникает вопрос: «А за счет чего и почему так стремительно развивалось Рыболовная империя Советского Союза?». У каждого, кто задумывается над этим, на первый взгляд простым вопросом, будет свой правдивый ответ. И он его вправе отстаивать.

И всё же, на мой взгляд, самый верный ответ на поставленный выше вопрос даёт сам, Вячеслав Иваницкий, скрупулезно анализируя литературным «скальпелем» становления, достижения и неожиданные повороты, вплоть до трагического характера, в судьбе КАПИТАНА рыбопромыслового флота страны Советов - Александра Дудника.

Прочтение книги невольно даёт импульс к пониманию той огромной роли в достижении выдающихся успехов рыбной промышленности страны, которую оказывал капитанский корпус отрасли. Этот вопрос мало исследован в отечественной научной и художественной литературе. Хотя массив мемуаров, да и просто повестей - зарисовок о капитанах рыболовного флота, да и написанных самими капитанами, пополняется всё больше и больше.

Напомню замечательную серию о капитанах рыбопромысловых судов разных флотов Советского Союза, которую осуществил капитан дальнего плавания камчадал Александр Николаевич Якунин. Пожалуй, это единственный в отрасли достоверный исторический цельный справочник о капитанах рыбопромысловых судов и не только о них. Не менее значительные очерки-воспоминания о капитанах-поморах содержатся в книгах, альманахах капитана дальнего плавания Архангельского тралового флота Владимир Петровича Лупачева.

Другие произведения на эту тему, с которыми мне удалось ознакомиться, носят напыщенный налет, а в ряде случаев надуманные сюжеты и завышенные оценки собственной роли в становлении рыбной отрасли.

Что же касается книги В.Иваницкого, то она – сама правда жизни КАПИТАНА рыбопромыслового флота Александра Дудника. Это слепок, если точнее, отражение собирательного образа капитана советской рыбопромысловой эпохи через судьбу одной яркой талантливой личности. От юнги, рыбака, матроса, кочегара на различных по назначению судах (рыболовных, пассажирских, грузовых и т.д.) прошел голопристанский паренёк – Александр Дудник - в царской России до капитана рыбоохранного судна, а затем одного из первых капитанов краболовного и китобойного флотов страны Советов.

Вспоминаю одну из фотографий 1938 или 1939 года (прилагается ниже), где запечатлен капитан Александр Дудник третий во втором ряду высокий, худощавый, почти юноша и с такими выдающимися личностями той эпохи, как М.И. Калинин в центре фото. С права от него первая женщина Нарком рыбной промышленности СССР П.С. Жемчужная, в конце по этому же ряду будущий Нарком (министр) рыбной промышленности Александр Акимович Ишков после награждения их орденами Ленина. Напомню, что орден Ленина в то время был высшей государственной наградой страны.

160520241.jpg

В последующем капитан Александр Дудник и нарком-министр Александр Ишков неоднократно будут встречаться, решая главную задачу – освоение биоресурсов морей и океанов.

Правдиво, талантливо Вячеслав Иваницкий описывает деловое обсуждение меду Наркомом пищевой промышленности А.Микояном и капитаном А.Дудником непростой задачи устойчивой работы первой китобойной флотилии «Алеут» в дальневосточных морях.

Не менее захватывающее проходит и встреча А. Дудника, после ареста и почти двухлетней отсидки по обвинению его в якобы намерении продать китобазу «Алеут» японцам, с Наркомом уже рыбной промышленности - А. Ишковым. Последний, со свойственной ему прямотой поставил перед капитаном А. Дудником непростую задачу: «…перегнать Северным морским путём на Дальний Восток, недавно купленный в Англии пароход…». При этом, А. Ишков такое своё решение мотивировал имеющим положительным опытом работы капитана А. Дудника во льдах в Охотском, Берингова и Чукотском морях во время добычи там китов.

С этой непростой задачей, как и со многими другими встававшими на его жизненном пути, капитан А. Дудник блестяще справляется! Удивительным, даже для нашего времени, являются результаты добычи китов в суровых, мало исследованных районах Чукотского моря, осуществлённых капитаном «Алеута» А. Дудником. Этот промысел в арктических условиях так и не был никем превзойдён. Опыт, капитанский профессионализм, организаторский талант – всё свидетельствовало о том, что быть ему капитану А. Дуднику первым капитаном китобойной флотилии «Слава»! Да и назначение об этом состоялось. Но…судьба, а точнее сам капитан, распорядилась по иному направлению. Об этом непростом для Александра Дудника периоде его капитанской одиссее читатель найдет ответ в книге В. Иваницкого.

Необычайной, по содержанию и тревожной сложилась семейная жизнь капитана Александра Дудника. Женился он на норвежке Иоганне Клеве во время переоборудования китобазы «Алеут» в Бергене. Это была яркая и трогательная по северным меркам любовь двух преданных морю людей. У них родился желанный для них сын – Александр. Казалось, что этот морской союз незыблем!

Однако арест А. Дудника в страшные предвоенные годы и угроза последующего ареста его жены вынудили её вернуться на родину - в Норвегию. Такие личные потрясения могли сломать и ломали судьбы не менее опытных капитанов, да и просто человека, но…не капитана Александра Дудника. Он вновь, после снятия обвинений, на капитанском мостике. Вновь решает и успешно непростые рыбацкие задачи. Не буду пересказывать перипетии всего жизненного пути и захватывающей капитанской судьбы А. Дудника, которая талантливо представлена нам – рыбника – писателем Вячеславом Михайловичем Иваницким. Низкий поклон за это ушедшему Вячеславу Михайловичу, за так нужную нам всем и молодежи особенно книгу!

Советую всем, кому дорога наша рыбацкая история, а это, прежде всего судьбы капитанов, рыбаков, всех нас, прочесть эту замечательную книгу Вячеслава Иваницкого. Она – Реквием всем капитанам рыбопромыслового флота Советского Союза!

Книга написана сочным морским, рыбацким языком и с симпатией автора к герою – КАПИТАНУ Александру Игнатьевичу Дуднику. Это произведение заслуживает сценарной разработке и последующей её экранизации. Да и в целом книга это почти готовых сценарий для съемки фильма. Вот это был бы захватывающий сериал о капитанах рыбопромыслового флота!

С такой идеей я обращался еще в 2015 году и дважды к известному режиссеру, народному артисту СССР Н.С. Михалкову, который, кстати, служил срочную службу на кораблях ВМФ, базирующихся на Камчатке. Переда ему и саму книгу В. Иваницкого.

К сожалению, эта идея, так и не нашла своей практической реализации. А жаль, но…все еще можно поправить. Были бы энтузиасты бережного сохранения памяти о славных трудовых, нравственных сторонах жизни целой плеяды капитанов рыбопромысловых судов Советской эпохи.

16.05.2024 года Вячеслав Зиланов


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
 <  Июнь   <  2024 г.