Вспоминая автора книги «Жил отважный капитан»
На майские праздники ушел из жизни замечательный журналист и прекрасный человек Вячеслав Михайлович Иваницкий. Родом из Украины, осевшей на полюбившееся ему Камчатки. Мне не посчастливилось быть с ним очно знакомым, хотя желание было. И возникло оно после прочтения книги Вячеслава Иваницкого «Жил отважный капитан», изданной в Херсоне в 2013 году. Под впечатлением этой удивительной повести о судьбе капитана рыбацкого флота Дуднике Александр Игнатьевиче написал в далеком 2014 году небольшой очерк-отзыв «Реквием капитанам рыбопромысловых судов Советского Союза», который был опубликован на сайте ФИШКАМЧАТКА и доброжелательно встречен читателями. Полагаю уместным, дополнив его, вновь опубликовать на нашем рыбацком сайте, но уже в память, прежде всего об авторе книги Вячеславе Михайловиче Иваницком. По праву можно считать, что отечественная литературно - документальная маринистка в свое время о втором после Бога на судах, независимо от их назначения, человеке - КАПИТАНЕ и его яркой и необычайной судьбе пополнилась талантливой, знаковой книгой писателя - дальневосточника Вячеслава Иваницкого. «Жил отважный капитан». Сам автор книги В. Иваницкий так объясняет свое «притяжение» к удивительной судьбе капитана Александра Дудника:
Вот так и родилась из-под пера Вячеслава Иваницкого эта замечательная книга, выдержавшая три издания. Последнее херсонское дополненное издание о КАПИТАНЕ Советской Рыболовной империи – Дуднике Александре Игнатьевиче. Кого-то, возможно, покоробит выражение – «Советской Рыболовной империи». Но, смею заверить всех сомневающихся в этом, что такое определение отражают достижения Советского Союза в морском рыболовстве, включая рыбный, крабовый, китобойный и зверобойный промыслы и которые уже никогда и никем не будут повторены! По крайне мере в условиях однополюсного глобального мирового капитализма, который отечественные «теоретики» стыдливо именуют «рыночными отношениями». Об этом свидетельствуют и «успехи» отечественного морского рыболовства за последнее двадцатилетие. Невольно возникает вопрос: «А за счет чего и почему так стремительно развивалось Рыболовная империя Советского Союза?». У каждого, кто задумывается над этим, на первый взгляд простым вопросом, будет свой правдивый ответ. И он его вправе отстаивать. И всё же, на мой взгляд, самый верный ответ на поставленный выше вопрос даёт сам, Вячеслав Иваницкий, скрупулезно анализируя литературным «скальпелем» становления, достижения и неожиданные повороты, вплоть до трагического характера, в судьбе КАПИТАНА рыбопромыслового флота страны Советов - Александра Дудника. Прочтение книги невольно даёт импульс к пониманию той огромной роли в достижении выдающихся успехов рыбной промышленности страны, которую оказывал капитанский корпус отрасли. Этот вопрос мало исследован в отечественной научной и художественной литературе. Хотя массив мемуаров, да и просто повестей - зарисовок о капитанах рыболовного флота, да и написанных самими капитанами, пополняется всё больше и больше. Напомню замечательную серию о капитанах рыбопромысловых судов разных флотов Советского Союза, которую осуществил капитан дальнего плавания камчадал Александр Николаевич Якунин. Пожалуй, это единственный в отрасли достоверный исторический цельный справочник о капитанах рыбопромысловых судов и не только о них. Не менее значительные очерки-воспоминания о капитанах-поморах содержатся в книгах, альманахах капитана дальнего плавания Архангельского тралового флота Владимир Петровича Лупачева. Другие произведения на эту тему, с которыми мне удалось ознакомиться, носят напыщенный налет, а в ряде случаев надуманные сюжеты и завышенные оценки собственной роли в становлении рыбной отрасли. Что же касается книги В.Иваницкого, то она – сама правда жизни КАПИТАНА рыбопромыслового флота Александра Дудника. Это слепок, если точнее, отражение собирательного образа капитана советской рыбопромысловой эпохи через судьбу одной яркой талантливой личности. От юнги, рыбака, матроса, кочегара на различных по назначению судах (рыболовных, пассажирских, грузовых и т.д.) прошел голопристанский паренёк – Александр Дудник - в царской России до капитана рыбоохранного судна, а затем одного из первых капитанов краболовного и китобойного флотов страны Советов. Вспоминаю одну из фотографий 1938 или 1939 года (прилагается ниже), где запечатлен капитан Александр Дудник третий во втором ряду высокий, худощавый, почти юноша и с такими выдающимися личностями той эпохи, как М.И. Калинин в центре фото. С права от него первая женщина Нарком рыбной промышленности СССР П.С. Жемчужная, в конце по этому же ряду будущий Нарком (министр) рыбной промышленности Александр Акимович Ишков после награждения их орденами Ленина. Напомню, что орден Ленина в то время был высшей государственной наградой страны.
В последующем капитан Александр Дудник и нарком-министр Александр Ишков неоднократно будут встречаться, решая главную задачу – освоение биоресурсов морей и океанов. Правдиво, талантливо Вячеслав Иваницкий описывает деловое обсуждение меду Наркомом пищевой промышленности А.Микояном и капитаном А.Дудником непростой задачи устойчивой работы первой китобойной флотилии «Алеут» в дальневосточных морях. Не менее захватывающее проходит и встреча А. Дудника, после ареста и почти двухлетней отсидки по обвинению его в якобы намерении продать китобазу «Алеут» японцам, с Наркомом уже рыбной промышленности - А. Ишковым. Последний, со свойственной ему прямотой поставил перед капитаном А. Дудником непростую задачу: «…перегнать Северным морским путём на Дальний Восток, недавно купленный в Англии пароход…». При этом, А. Ишков такое своё решение мотивировал имеющим положительным опытом работы капитана А. Дудника во льдах в Охотском, Берингова и Чукотском морях во время добычи там китов. С этой непростой задачей, как и со многими другими встававшими на его жизненном пути, капитан А. Дудник блестяще справляется! Удивительным, даже для нашего времени, являются результаты добычи китов в суровых, мало исследованных районах Чукотского моря, осуществлённых капитаном «Алеута» А. Дудником. Этот промысел в арктических условиях так и не был никем превзойдён. Опыт, капитанский профессионализм, организаторский талант – всё свидетельствовало о том, что быть ему капитану А. Дуднику первым капитаном китобойной флотилии «Слава»! Да и назначение об этом состоялось. Но…судьба, а точнее сам капитан, распорядилась по иному направлению. Об этом непростом для Александра Дудника периоде его капитанской одиссее читатель найдет ответ в книге В. Иваницкого. Необычайной, по содержанию и тревожной сложилась семейная жизнь капитана Александра Дудника. Женился он на норвежке Иоганне Клеве во время переоборудования китобазы «Алеут» в Бергене. Это была яркая и трогательная по северным меркам любовь двух преданных морю людей. У них родился желанный для них сын – Александр. Казалось, что этот морской союз незыблем! Однако арест А. Дудника в страшные предвоенные годы и угроза последующего ареста его жены вынудили её вернуться на родину - в Норвегию. Такие личные потрясения могли сломать и ломали судьбы не менее опытных капитанов, да и просто человека, но…не капитана Александра Дудника. Он вновь, после снятия обвинений, на капитанском мостике. Вновь решает и успешно непростые рыбацкие задачи. Не буду пересказывать перипетии всего жизненного пути и захватывающей капитанской судьбы А. Дудника, которая талантливо представлена нам – рыбника – писателем Вячеславом Михайловичем Иваницким. Низкий поклон за это ушедшему Вячеславу Михайловичу, за так нужную нам всем и молодежи особенно книгу! Советую всем, кому дорога наша рыбацкая история, а это, прежде всего судьбы капитанов, рыбаков, всех нас, прочесть эту замечательную книгу Вячеслава Иваницкого. Она – Реквием всем капитанам рыбопромыслового флота Советского Союза! Книга написана сочным морским, рыбацким языком и с симпатией автора к герою – КАПИТАНУ Александру Игнатьевичу Дуднику. Это произведение заслуживает сценарной разработке и последующей её экранизации. Да и в целом книга это почти готовых сценарий для съемки фильма. Вот это был бы захватывающий сериал о капитанах рыбопромыслового флота! С такой идеей я обращался еще в 2015 году и дважды к известному режиссеру, народному артисту СССР Н.С. Михалкову, который, кстати, служил срочную службу на кораблях ВМФ, базирующихся на Камчатке. Переда ему и саму книгу В. Иваницкого. К сожалению, эта идея, так и не нашла своей практической реализации. А жаль, но…все еще можно поправить. Были бы энтузиасты бережного сохранения памяти о славных трудовых, нравственных сторонах жизни целой плеяды капитанов рыбопромысловых судов Советской эпохи. 16.05.2024 года Вячеслав Зиланов |