Последние публикации

15 Май 2025
Welcome to Africa, Russian fisherman!
15 Май 2025
Мурманские рыбаки обратились к властям после запрета на добычу в территориальных водах РФ
15 Май 2025
Камчатским филиалом ФГБУ «НЦБРСП», подведомственным Россельхознадзору, выявлены гельминты в образцах живых рыб
15 Май 2025
По программе инвестквот завершено строительство 40 промысловых судов и 27 рыбоперерабатывающих заводов
15 Май 2025
МРФ-2025: Опубликован проект деловой программы VIII Международного рыбопромышленного форума
15 Май 2025
Калифорния закрывает самый маленький рыбоводный завод в штате, ссылаясь на обременительные федеральные правила
15 Май 2025
Поставки перуанских морепродуктов резко выросли
15 Май 2025
Импорт китайских морепродуктов в Южную Корею в апреле вырос на 10%
15 Май 2025
Норвегия увеличила объем экспорта лосося при снижении цен в апреле
15 Май 2025
Что такое омакасе, где его пробовать и чем оно отличается от кайсеки
15 Май 2025
Завершились весенние научно-исследовательские работы на гипергалинных водоёмах Крымского полуострова
15 Май 2025
Дроны будут отслеживать нарушителей рыболовства в Сахалинской области
14 Май 2025
Более 3 миллионов прожорливых рыб-камышеедов выпустят в Цимлянское водохранилище за счет ГЭС
14 Май 2025
Китайская беззубка: почему она угрожает нашим рекам — азиатский моллюск пожирает наших рыб
14 Май 2025
Zhuhai Ocean Group построила полупогружную платформу для разведения и выращивания лосося
14 Май 2025
Россельхознадзор расширил список российских поставщиков рыбопродукции в Китай
14 Май 2025
Показатели работы Северо-Восточного ТУ Росрыболовства за прошедшую неделю
14 Май 2025
Почтение Героям: Сотрудники Росрыболовства поздравили ветеранов в преддверии праздника
14 Май 2025
Российские рыбаки добыли 1866,4 тыс. тонн водных биоресурсов
14 Май 2025
Дмитрий Патрушев и Илья Шестаков посетили новейшее рыбопромысловое судно, построенное по программе инвестквот
14 Май 2025
Правительство уточнило планы по развитию судостроения до 2050 года
14 Май 2025
Объем импорта креветок в США вырос на 13% в первом квартале 2025 года
14 Май 2025
Цены на чилийский лосось в Бразилии снова снизились на 17 неделе
14 Май 2025
Импорт морепродуктов из России в Корею сократился на 20% в апреле 2025 года
14 Май 2025
Арктика раздора
14 Май 2025
Цены заморозили на рыбу, но не аппетиты чиновников-бюрократов
14 Май 2025
Мировые продажи норвежских морепродуктов продолжили рост в апреле
14 Май 2025
Не крабовая королева!
14 Май 2025
Россия намерена наращивать экспорт рыбы в Таиланд
14 Май 2025
Герман Зверев: турбазы должны оплачивать зарыбление своего участка реки
13 Май 2025
Импорт минтая из России в Корею резко сократился в апреле 2025 года
13 Май 2025
Экспорт норвежского лосося 28.04.25 –04.05.25
13 Май 2025
Рыбу из Приморья повезут в Бразилию
13 Май 2025
С начала года Россельхознадзором на Камчатке проконтролирован экспорт более 12 тысяч тонн рыбопродукции и кормовой муки
13 Май 2025
Камчатским филиалом подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «НЦБРСП» проведено более 1,8 тысячи исследований икры минтая
13 Май 2025
Россельхознадзор расширил список российских предприятий по хранению рыбопродукции для экспорта товаров на бразильский рынок
13 Май 2025
Россельхознадзор запрещает ввоз и транзит рыбопродукции с некоторых предприятий Евросоюза с 12 мая 2025 года
13 Май 2025
Российские ученые исследуют водные биологические ресурсы у побережья Сьерра-Леоне
13 Май 2025
Следователи: пропавшего водолаза нашли мертвым в Корсаковском районе
13 Май 2025
Сахалинская рыбоохрана оштрафовала рыбаков почти на 50 тысяч рублей за неделю
13 Май 2025
Рыбоводы выпустят в реки Камчатки около 15 млн мальков кеты
12 Май 2025
Новая битва за причалы началась во Владивостоке с обеспечительных мер
12 Май 2025
С начала года Россельхознадзором на Камчатке проконтролирован экспорт более 11 тысяч тонн рыбопродукции и кормовой муки
12 Май 2025
В Приморье и на Сахалине на экспорт оформлено 632 партии рыбопродукции
12 Май 2025
Более тонны копченых устриц из Республики Корея не допущено к ввозу в Приморье
12 Май 2025
В порту Владивосток состоялась торжественная встреча нового судна «Леонид Мехед»
12 Май 2025
Грузооборот рыбопродукции вырос на 34 %
12 Май 2025
В 1-м квартале Россия нарастила на 72% экспорт рыбного филе
12 Май 2025
Пользователям о проведении аукциона № 3/2025 в электронной форме на право заключения договора пользования рыболовным участком для организации любительского рыболовства
12 Май 2025
Показатели контрольно-надзорной деятельности Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства

Подписка на новости

Вспоминая автора книги «Жил отважный капитан»

4010
Эксклюзив

На майские праздники ушел из жизни замечательный журналист и прекрасный человек Вячеслав Михайлович Иваницкий. Родом из Украины, осевшей на полюбившееся ему Камчатки. Мне не посчастливилось быть с ним очно знакомым, хотя желание было. И возникло оно после прочтения книги Вячеслава Иваницкого «Жил отважный капитан», изданной в Херсоне в 2013 году. Под впечатлением этой удивительной повести о судьбе капитана рыбацкого флота Дуднике Александр Игнатьевиче написал в далеком 2014 году небольшой очерк-отзыв «Реквием капитанам рыбопромысловых судов Советского Союза», который был опубликован на сайте ФИШКАМЧАТКА и доброжелательно встречен читателями. Полагаю уместным, дополнив его, вновь опубликовать на нашем рыбацком сайте, но уже в память, прежде всего об авторе книги Вячеславе Михайловиче Иваницком.

По праву можно считать, что отечественная литературно - документальная маринистка в свое время о втором после Бога на судах, независимо от их назначения, человеке - КАПИТАНЕ и его яркой и необычайной судьбе пополнилась талантливой, знаковой книгой писателя - дальневосточника Вячеслава Иваницкого. «Жил отважный капитан».

Сам автор книги В. Иваницкий так объясняет свое «притяжение» к удивительной судьбе капитана Александра Дудника:

«Как жаль, что я слишком поздно узнал об этом человеке! Что не бросился разыскивать его двадцать лет назад, когда прочитал в небольшой брошюрке о капитане Дуднике, перегонявшем перед войной пароход "Анатолий Серов" Северным морским путем. Что не расспрашивал о нем старых моряков, любой из которых мог наверняка вспомнить многое. Что лишил себя чуда общения с легендой - тогда еще живой...

- Многих пришлось мне знать капитанов. Но - Дудник!..

Помню, как, поразил меня молодой азарт, прозвучавший в густом прокуренном голосе очень старого человека, знатока камчатских побережий еще с двадцатых годов Владимира Петровича Нахабова; помню, как чертенятами блеснули искорки в его глазах. Тот долгий наш разговор оказался переломным для меня. И я уцепился за тоненькую ниточку, связывавшую прошлое и настоящее: ходили слухи, что Дудник привел свой жизненный корабль в последнюю гавань далеко на юге, в крымском городе Саки. Ответ на мой запрос пришел неожиданно скоро: да, проживал, умер три года назад, жена переехала в соседний город, вот ее адрес...

Очень скоро появились другие адреса, камчатские и приморские, московские и ленинградские, пошли многостраничные письма, долгие вечерние разговоры при встречах, поиски в архивах и библиотеках. Неровно, контрастными бликами проявлялась фотопленка необыкновенной жизни. Считается, счастлив человек, полностью реализовавший себя в большом, общественно значимом деле. Ну а если таких дел на одну жизнь пришлось несколько?

"Он как-то охотно брался за то, от чего отказывались другие", - свидетельствовал человек, близко знавший Дудника. Но и я сегодня снова и снова задаю себе вопрос: был ли он счастлив? И не нахожу ответа...».

Вот так и родилась из-под пера Вячеслава Иваницкого эта замечательная книга, выдержавшая три издания. Последнее херсонское дополненное издание о КАПИТАНЕ Советской Рыболовной империи – Дуднике Александре Игнатьевиче. Кого-то, возможно, покоробит выражение – «Советской Рыболовной империи». Но, смею заверить всех сомневающихся в этом, что такое определение отражают достижения Советского Союза в морском рыболовстве, включая рыбный, крабовый, китобойный и зверобойный промыслы и которые уже никогда и никем не будут повторены! По крайне мере в условиях однополюсного глобального мирового капитализма, который отечественные «теоретики» стыдливо именуют «рыночными отношениями».

Об этом свидетельствуют и «успехи» отечественного морского рыболовства за последнее двадцатилетие. Невольно возникает вопрос: «А за счет чего и почему так стремительно развивалось Рыболовная империя Советского Союза?». У каждого, кто задумывается над этим, на первый взгляд простым вопросом, будет свой правдивый ответ. И он его вправе отстаивать.

И всё же, на мой взгляд, самый верный ответ на поставленный выше вопрос даёт сам, Вячеслав Иваницкий, скрупулезно анализируя литературным «скальпелем» становления, достижения и неожиданные повороты, вплоть до трагического характера, в судьбе КАПИТАНА рыбопромыслового флота страны Советов - Александра Дудника.

Прочтение книги невольно даёт импульс к пониманию той огромной роли в достижении выдающихся успехов рыбной промышленности страны, которую оказывал капитанский корпус отрасли. Этот вопрос мало исследован в отечественной научной и художественной литературе. Хотя массив мемуаров, да и просто повестей - зарисовок о капитанах рыболовного флота, да и написанных самими капитанами, пополняется всё больше и больше.

Напомню замечательную серию о капитанах рыбопромысловых судов разных флотов Советского Союза, которую осуществил капитан дальнего плавания камчадал Александр Николаевич Якунин. Пожалуй, это единственный в отрасли достоверный исторический цельный справочник о капитанах рыбопромысловых судов и не только о них. Не менее значительные очерки-воспоминания о капитанах-поморах содержатся в книгах, альманахах капитана дальнего плавания Архангельского тралового флота Владимир Петровича Лупачева.

Другие произведения на эту тему, с которыми мне удалось ознакомиться, носят напыщенный налет, а в ряде случаев надуманные сюжеты и завышенные оценки собственной роли в становлении рыбной отрасли.

Что же касается книги В.Иваницкого, то она – сама правда жизни КАПИТАНА рыбопромыслового флота Александра Дудника. Это слепок, если точнее, отражение собирательного образа капитана советской рыбопромысловой эпохи через судьбу одной яркой талантливой личности. От юнги, рыбака, матроса, кочегара на различных по назначению судах (рыболовных, пассажирских, грузовых и т.д.) прошел голопристанский паренёк – Александр Дудник - в царской России до капитана рыбоохранного судна, а затем одного из первых капитанов краболовного и китобойного флотов страны Советов.

Вспоминаю одну из фотографий 1938 или 1939 года (прилагается ниже), где запечатлен капитан Александр Дудник третий во втором ряду высокий, худощавый, почти юноша и с такими выдающимися личностями той эпохи, как М.И. Калинин в центре фото. С права от него первая женщина Нарком рыбной промышленности СССР П.С. Жемчужная, в конце по этому же ряду будущий Нарком (министр) рыбной промышленности Александр Акимович Ишков после награждения их орденами Ленина. Напомню, что орден Ленина в то время был высшей государственной наградой страны.

160520241.jpg

В последующем капитан Александр Дудник и нарком-министр Александр Ишков неоднократно будут встречаться, решая главную задачу – освоение биоресурсов морей и океанов.

Правдиво, талантливо Вячеслав Иваницкий описывает деловое обсуждение меду Наркомом пищевой промышленности А.Микояном и капитаном А.Дудником непростой задачи устойчивой работы первой китобойной флотилии «Алеут» в дальневосточных морях.

Не менее захватывающее проходит и встреча А. Дудника, после ареста и почти двухлетней отсидки по обвинению его в якобы намерении продать китобазу «Алеут» японцам, с Наркомом уже рыбной промышленности - А. Ишковым. Последний, со свойственной ему прямотой поставил перед капитаном А. Дудником непростую задачу: «…перегнать Северным морским путём на Дальний Восток, недавно купленный в Англии пароход…». При этом, А. Ишков такое своё решение мотивировал имеющим положительным опытом работы капитана А. Дудника во льдах в Охотском, Берингова и Чукотском морях во время добычи там китов.

С этой непростой задачей, как и со многими другими встававшими на его жизненном пути, капитан А. Дудник блестяще справляется! Удивительным, даже для нашего времени, являются результаты добычи китов в суровых, мало исследованных районах Чукотского моря, осуществлённых капитаном «Алеута» А. Дудником. Этот промысел в арктических условиях так и не был никем превзойдён. Опыт, капитанский профессионализм, организаторский талант – всё свидетельствовало о том, что быть ему капитану А. Дуднику первым капитаном китобойной флотилии «Слава»! Да и назначение об этом состоялось. Но…судьба, а точнее сам капитан, распорядилась по иному направлению. Об этом непростом для Александра Дудника периоде его капитанской одиссее читатель найдет ответ в книге В. Иваницкого.

Необычайной, по содержанию и тревожной сложилась семейная жизнь капитана Александра Дудника. Женился он на норвежке Иоганне Клеве во время переоборудования китобазы «Алеут» в Бергене. Это была яркая и трогательная по северным меркам любовь двух преданных морю людей. У них родился желанный для них сын – Александр. Казалось, что этот морской союз незыблем!

Однако арест А. Дудника в страшные предвоенные годы и угроза последующего ареста его жены вынудили её вернуться на родину - в Норвегию. Такие личные потрясения могли сломать и ломали судьбы не менее опытных капитанов, да и просто человека, но…не капитана Александра Дудника. Он вновь, после снятия обвинений, на капитанском мостике. Вновь решает и успешно непростые рыбацкие задачи. Не буду пересказывать перипетии всего жизненного пути и захватывающей капитанской судьбы А. Дудника, которая талантливо представлена нам – рыбника – писателем Вячеславом Михайловичем Иваницким. Низкий поклон за это ушедшему Вячеславу Михайловичу, за так нужную нам всем и молодежи особенно книгу!

Советую всем, кому дорога наша рыбацкая история, а это, прежде всего судьбы капитанов, рыбаков, всех нас, прочесть эту замечательную книгу Вячеслава Иваницкого. Она – Реквием всем капитанам рыбопромыслового флота Советского Союза!

Книга написана сочным морским, рыбацким языком и с симпатией автора к герою – КАПИТАНУ Александру Игнатьевичу Дуднику. Это произведение заслуживает сценарной разработке и последующей её экранизации. Да и в целом книга это почти готовых сценарий для съемки фильма. Вот это был бы захватывающий сериал о капитанах рыбопромыслового флота!

С такой идеей я обращался еще в 2015 году и дважды к известному режиссеру, народному артисту СССР Н.С. Михалкову, который, кстати, служил срочную службу на кораблях ВМФ, базирующихся на Камчатке. Переда ему и саму книгу В. Иваницкого.

К сожалению, эта идея, так и не нашла своей практической реализации. А жаль, но…все еще можно поправить. Были бы энтузиасты бережного сохранения памяти о славных трудовых, нравственных сторонах жизни целой плеяды капитанов рыбопромысловых судов Советской эпохи.

16.05.2024 года Вячеслав Зиланов


Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
 <  Май   <  2025 г.