Последние публикации

11 Сен 2024
На Сахалине построят крупный рыбоперерабатывающий завод
11 Сен 2024
Костью в горле: Запад накрыл неожиданный кризис из-за России
11 Сен 2024
В Магаданской области продлили лососевую путину
11 Сен 2024
Росрыболовство пока не планирует денонсировать невыгодные для РФ соглашения
11 Сен 2024
В Санкт-Петербурге обсудят промысел, аквакультуру и другие сферы рыбной отрасли
11 Сен 2024
Лимаренко заявил, что Сахалин становится ключевой точкой для судов Севморпути
11 Сен 2024
Кабмин утвердил дорожную карту по увеличению потребления рыбы в России
11 Сен 2024
На Камчатке обнаружили рост загрязнения нефтью нерестовой реки
11 Сен 2024
Глава Росрыболовства сообщил о росте запаса осетровых рыб в Азовском море
11 Сен 2024
Какие блюда стали фаворитами гастрономического конкурса форума-фестиваля «Москва 2030»
11 Сен 2024
Перуанские производители аквакультурной креветки потребовали поддержки от государства
10 Сен 2024
Приморские рыбоперерабатывающие предприятия получат поддержку из краевого бюджета
10 Сен 2024
Свыше 430 тыс. тонн минтая, сельди, трески и лосося поступило в порты Приморского края для оборота на внутрироссийском рынке
10 Сен 2024
Росрыболовство: недружественные страны не получили ожидаемого эффекта от своих действий
10 Сен 2024
Ключевой ставке просчитывают рост
10 Сен 2024
Костью в горле: Запад накрыл неожиданный кризис из-за России
10 Сен 2024
РРПК подвела итоги ВЭФ-2024
10 Сен 2024
Завершилась комплексная съёмка камчатского краба Баренцева моря
10 Сен 2024
Сотрудники Азово-Черноморского филиала ГНЦ РФ ФГБНУ ВНИРО помогают органам исполнительной власти ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в борьбе с ННН-промыслом
10 Сен 2024
В первый день Международного рыбопромышленного форума состоится отраслевой товарищеский матч по футболу
10 Сен 2024
Росрыболовство предложило ограничить вывоз красной икры самолетами из ДФО
10 Сен 2024
Только 11% россиян — потребление рыбы в России продолжает уменьшаться
10 Сен 2024
Илья Шестаков провёл встречу с сотрудниками Сахалино-Курильского ТУ Росрыболовства и СахНИРО
10 Сен 2024
В Петропавловске-Камчатском состоялось совещание с участием Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по Рыболовству
10 Сен 2024
Специалисты отдела Керченский запатентовали способ производства сушёной медузы
10 Сен 2024
Дальневосточным межрегиональным центром ФГБУ "НЦБРП" успешно обследованы два предприятия по переработке лососей
10 Сен 2024
Барк Росрыболовства «Крузенштерн» совершил визит в марокканский порт Агадир в рамках Большой африканской экспедиции
10 Сен 2024
Енисейский филиал ФГБУ «Главрыбвод» выпустил в водные объекты более 2,1 млн. штук молоди водных биоресурсов
10 Сен 2024
Больше 4 миллиардов рублей инвестиций и 250 новых рабочих мест: на Сахалине в рамках инвестквот появится крупный рыбоперерабатывающий завод
9 Сен 2024
Обнуление НДС оказалось невостребованным судоремонтными компаниями
9 Сен 2024
Вклад рыбной отрасли в экономику страны необходимо начать считать
9 Сен 2024
Индия заявляет об убытках в размере 500 миллионов долларов США из-за запрета США на выловленных в дикой природе креветок
9 Сен 2024
Забирал только икру
9 Сен 2024
Школьникам провели экскурсию по территории фабрики береговой обработки рыбы
9 Сен 2024
Пилотный проект электронной сертификации экспорта в Китай стартовал 1 сентября
9 Сен 2024
Владимир Солодов: Опыт села Тымлат станет основой модели работы частно-государственной программы развития прибрежных поселков
9 Сен 2024
Более 100 нарушений при оформлении ветеринарных документов выявлено Россельхознадзором в Тверской области
9 Сен 2024
Сальдо: рыбзаводы в Херсонской области нуждаются в полной модернизации
9 Сен 2024
Россельхознадзор расширил список российских предприятий по хранению рыбной продукции для поставок товаров на рынок Бразилии
9 Сен 2024
Северный филиал ВНИРО провел ежегодные исследования морской ихтиофауны в прибрежных водах Соловецкого архипелага
9 Сен 2024
Сотрудники Санкт-Петербургского филиала ВНИРО продолжают исследования по товарному выращиванию судака
9 Сен 2024
На граблях, как на батуте!
8 Сен 2024
Россиян будут приучать к рыбе
8 Сен 2024
Эволюция российского флота: от ручного труда к умному рыболовству
7 Сен 2024
Снижение импортных цен на лосось не привело к соответствующему росту объемов экспорта семги из Норвегии
7 Сен 2024
Илья Шестаков: Подобных программ отраслевой модернизации нет ни в Европе, ни в мире. Отрасль переживает инвестиционный бум – это действительно большой этап развития
6 Сен 2024
Судоремонту нужна суша: главные проблемы отрасли обсудили на ВЭФ-2024
6 Сен 2024
Вклад рыбной отрасли в развитие Дальнего Востока обсудили на ВЭФ
6 Сен 2024
Специалисты испытательной лаборатории Камчатского филиала ФГБУ «НЦБРП» обнаружили жизнеспособные личинки паразитов в мороженой рыбе
6 Сен 2024
Грузооборот рыбной продукции через причалы Росрыболовства в Приморье в этом году идёт с прибавкой в 18%

Подписка на новости

Последний руководитель рыболовства России - Илья Шестаков…срок более 10 лет?

2139
Эксклюзив

С развалом СССР в конце 1991 года и переходом экономики новой капиталистической России с плановой системы на рыночные отношения произошла и реорганизация Министерства рыбного хозяйства СССР в Комитет рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.

В последующем управление рыбным хозяйством на федеральном уровне прошло 8 преобразований и с 7 апреля 2004 года и до настоящего времени этот орган в системе правительства России функционирует под скромным наименованием Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство-аббревиатура введенная Правительством РФ).

В ходе этих преобразований произошло не только снижение значения отрасли в системе правительства, но и то, что руководство России приняло решение на федеральном уровне отказаться от управления всем «рыбным хозяйством», как это сложилось исторически, а перешло на управление в ограниченном сегменте отрасли только в «рыболовстве».

Наряду с этим менялось наименования первых должностных лиц, ответственных за функционирование и развитие отрасли: от Председателя Комитета по рыбному хозяйству до Руководителя Федерального агентства по рыболовству.

Всего на этих государственных должностяхза 32-летний период «поработали в рыбе» 13 назначенцев, в том числе в качестве руководителей Росрыболовства – трое. Среди них это С.В. Ильясов (2004-2007гг.), А.А. Крайний (2007-2012 гг.) и последний, отметивший в этом году 10-летний юбилей с момента своего назначения в этой должности, И.В. Шестаков (2014 г. по н/в).

Все трое руководителей по своему базовому образованию, как и по прошлой своей основной работе, не имели отношения к рыбной отрасли. Так, Ильясов С.В. - д.т.н., член-корреспондент РАН, энергетик, политик; Крайний А.А.- военный журналист, зав. отделом газеты «Комсомольская правда», предприниматель; Шестаков И.В. – к.э.н., экономист, юрист, управленец.

Словом, состоявшиеся специалисты в своей профессиональной, по базовому образованию, области, добившихся в ней каких-то определенных результатов, не имеющих никакого отношения к рыбной отрасли.

По каким признакам и кто их рекомендовал на руководство столь сложной в хозяйственном и политическом отношении отрасли, каким является рыболовство?

Остается загадкой, как и те задачи, которые конкретно ставили перед ними Президент и Председатель Правительства Российской Федерации при их назначении или, не исключаю, что возможно и лоббирующие их определенные круги предпринематели-собствнники, рыбопромышленники?

Что побудило трех последних назначенцев - Ильясова, Крайнего и Шестакова при отсутствии у них базового рыбного образования и опыта работы в рыбной отрасли, дать все же согласие занять государственную должность, касающуюся рыболовства?

Ответы на эти непростые вопросы, по моему мнению, частично могут дать те практические результаты, которые достигнуты или не достигнуты в отрасли во время нахождения их в должности руководителей Росрыболовства. И главный показатель в этом, полагаю, с государственной позиции — «А как это все отразилось на потреблении рыбы и рыбопродукции населением страны – увеличилось оно или снизилось?».

Не ставя перед собой задачи выполнить такой анализ по всем трем, сменяющим друг друга упомянутых выше руководителям (оставлю это другим исследователям, публицистам и историкам отрасли), привлеку внимание читателей к результативности (и то фрагментарно), к «достижениям» в области рыболовства в период руководства ею И.В. Шестакова. Хотя сам он предпочитает именовать руководимое им направление не «рыболовством» , не «рыбным хозяйством», как это предписано правительством и соответствующим законом, а загадочным «рыбохозяйственным комплексом», не имеющего правового определения.

Шестаков «рулит рыбой» уже чуть более 10 лет, и он на этом посту, выражусь его сленгом, «РЕКОРДСМЕН» по занятию этой должности за весь 32-летний период новой капиталистической России.

Да и оценка его деятельности, судя по публикациям специалистов рыбной отрасли, публицистов, аналитиков в СМИ, за этот период весьма неоднозначны. Зачастую она коренным образом расходится с таковой оценкой властных структур.

Назначение 35-летнего Ильи Васильевича Шестакова в должности заместителя Министра сельского хозяйства – руководителя Федерального агентства по рыболовству состоялось 17 января 2014 года Распоряжением Правительства Российской Федерации за №24-р за подписью Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева. В нем кратко было сказано:

«Назначить Шестакова Илью Васильевича заместителем Министра сельского хозяйства – руководителем Федерального агентства по рыболовству, освободив от занимаемой должности».

100220241.jpg
Заместитель Министра сельского хозяйства – руководитель Федерального агентства по рыболовству Шестаков И.В.

До этого назначения И. Шестаков исполнял в течение почти 3 лет обязанности заместителя Министра сельского хозяйства в периоды, когда министром была, при этом его назначении небезызвестная Елена Борисовна Скрынник. На эту должность Шестаков был назначен в 32-летнем возрасте! Что тоже своего рода возрастной «РЕКОРД» для такой должности при том значении, которое занимает сельское хозяйства в экономике России.

Ряд обозревателей высказывают мнение, что такой стремительный карьерный взлет молодого И.В. Шестакова, не нюхавшего запаха пахотной земли, навоза, не говоря уже о коровниках, свинофермах, птичниках и конюшнях, во многом обязан связям его отца - В.Б. Шестакова с В.В. Путиным.

Действительно, Василий Борисович Шестаков с юношеских лет знаком с Владимиром Владимировичем Путиным еще с времен проживания, учебы и работы в Ленинграде. Совместно они занимались в одной секции борьбой дзюдо, самбо. Уже в московский период у них вышло и совместное пособие - учебник «Путин В. В., Шестаков В. Б., Левицкий А. Г. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 159 с».

Наряду с этим, сам Илья Васильевич Шестаков к моменту своего назначения в должности заместителя Министра сельского хозяйства – руководителя Федерального агентства по рыболовству прошел «обкатку» в различных должностях, работая в ряде коммерческих организаций Санкт-Петербурга, на своей малой родине.

В разные годы занимал он и такие высокие и ответственные должности как заместитель начальника Управления кредитов ОАО «Газпром», генеральный директор ОАО Российского НИИ сельского хозяйства, заместитель директора и директор различных департаментов Минсельхоза России.

В питерский период проявил себя и как активный сторонник молодежного движения. Совместно с Дмитрием Грызловым он в 2000 году возглавил политсовет санкт-петербургского регионального отделения движения «Молодежное единство» - крыло партии «Единство», с 2005 г. – «Молодая гвардия «Единой России».

В 2007 году в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов И.В. Шестаков защитил диссертацию кандидата экономических наук на тему «Формирование механизма реализации инновационной политики в РФ».

В 2009 году он закончил Российскую академию государственной службы при президенте России, с 2017 года ему присвоен чин действительного государственного советника Iкласса.

Возглавив 17 января 2014 года Росрыболовство, Илья Шестаков наследовал, от своих предшественников, сформированное базовое законодательство – ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которым определялись принципиальные основы наделения пользователей долями - квотами на вылов водных биоресурсов на долгосрочной основе. В последующем он получил в обиходе наименование «исторический принцип». Сторонником такого подхода был и первый заместитель Председателя Правительства России В.А. Зубков, курировавший и успешно, в то время рыбную отрасль (правительство возглавлял тогда В.В. Путин).

Применение на практике «исторического принципа» позволили за короткий период вывести отрасль из системного кризиса, отменив аукционы на доли-квоты, придать ей вектор развития и приступить к модернизации и обновлению основных производственных фондов, включая рыбодобывающий флот и береговые рыбоперерабатывающие предприятия.

Пути дальнейшего развития рыбного хозяйства были детально рассмотрены на IIIВсероссийском съезде работников рыбного хозяйства и отражены в его Решении. В нем было подчеркнуто целесообразность «…закрепления долей-квот… за пользователями… на исторической основе на последующий после 2018 года период на 20 (двадцать) лет». Это принципиальное Решение съезда поддерживалось, в то время и Правительством Российской Федерации во главе с В.В. Путиным.

Было рекомендовано повысить статус Федерального агентства по рыболовству до Министерства рыбного хозяйства России.

Участники съезда выступили против «аукционов долей-квот», против внедрения системы «квоты под киль» и других «новшеств», не оправдавших себя и не имеющих аналогов в мировой практике, которые лоббировали далекие от рыбной отрасли чиновники самого разного уровня.

Касаясь необходимости обновления основных производственных фондов и прежде всего рыбодобывающего флота и береговых рыбоперерабатывающих предприятии, что единодушно поддерживалось всеми участниками съезда, предлагалось пойти по пути, существующему в мировой практике, — финансированию этих направлений самими собственниками флота и рыбофабрик под долгосрочные кредиты банков или государства на льготной основе. Допустим не более 4% годовых, как это имело и имеет место и сейчас, в ряде зарубежных стран с рыночной экономикой и развитым морским рыболовством.

Многочисленные в отрасли частные и акционерные фирмы, предприятия, организации были объединены, для представления и отстаивания интересов своих членов в государственных структурах, в общественные неправительственные союзы, ассоциации, объединения по бассейновому принципу, а также по направлениям деятельности своих членов. Среди них такие как Росрыбколхозсоюз, Росрыбхоз, ВАРПЭ, СРПС, АДМ, Ассоциации рыбопромышленников Камчатки, Магадана, Сахалина, Хабаровска, Приморья и многие другие. С ними существовали деловые отношения и у руководства Минсельхоза и Росрыболовства, что было начато и успешно работало на интересы отрасли в бытность Министром сельского хозяйства А.В. Гордеева.

Не малое значение для обоснованного использования водных биоресурсов и прежде всего мониторинга за состоянием сырьевой базы рыболовства и ее прогнозирования имела отлаженная годами сеть самостоятельных бассейновых научно-исследовательских институтов рыбного хозяйства и океанографии – ПИНРО, ТИНРО, КаспНИРО, АтлатНИРО и многие другие. В них сформировался профессиональный коллектив ученых, своя научная школа и кадры, признаваемых не только в России, но и за рубежом. Именно ученые и специалисты этих бассейновых НИИ пополняли головной в отрасли институт -ВНИРО, находящийся в Москве.

Все это и многое другое выдвигало перед И.В. Шестаковым, как руководителем отрасли, казалось бы, конкретную прагматическую задачу - оптимально использовать имеющийся потенциал и научные наработки, продолжить ее развитие эволюционным путем в интересах населения России.

Однако, в ходе проведения своей первой Коллегии Росрыболовства в 2014 году, Илья Шестаков заявил о необходимости введения после 2017 года (окончание 10-летнего цикла «исторического принципа) новой системы по наделению пользователей долями-квотами. И что это необходимо в целях повышения эффективности работы отрасли, ускоренного обновления рыбодобывающего флота и главное, как он подчеркнул, позволит избежать принятия правительством «аукционного», как на этом настаивал ФАС, наделение пользователей долями квотами на очередной период.

Такой дебют нового руководителя вызвал, мягко говоря, ропот недоумения, неудовольствия всего зала, в котором проходила коллегия.

Предложение Шестакова, по мнению многих рыбопромышленников и их представителей, было, по существу, отказ от «исторического принципа», что, при его внедрении, приведет к переделу не только рыбных ресурсов, но и основных фондов. В последующем такая оценка подтвердилась на практике.

На той же первой Коллегии Шестаковым не были представлены детали «новой системы», полагаю сознательно, с тем чтобы избежать резких протестов рыбопромышленников, относящихся к средним и малым предприятиям. Потому что именно их такая система могла бы больше всего затронуть. Предлагалось самим рыбопромышленникам совместно с руководством Росрыболовства приступить к формированию нового подхода. Повторюсь -- с тем, чтобы, якобы, избежать неминуемого внедрение «аукционной» системы наделения пользователей долей-квот.

В дальнейшем именно такой подход «самим сформировать» новую систему наделения пользователей и начали осуществлять на практике с использованием механизма заседаний рабочих групп, как в Минсельхозе, так и в Росрыболовстве, естественно под председательством самого Шестакова. Эти заседания проходили в атмосфере острой полемики между противниками и сторонниками навязываемой Шестаковым предстоящую «модернизацию» (его определение) исторического принципа. Одновременно подобные заседания, вплоть до Парламентских слушаний, проходили и в Государственной Думе.

Как участник ряда таких заседаний, считаю, что они прояснили многие стороны шестаковского подхода к «модернизации» исторического принципа. Основная суть их сводилась к осуществлению нового передела сырьевых водных биоресурсов, подведя под это соответствующую законодательную базу. Естественно все понимали, что для этого нужно изменение законодательства и соответствующее решение властных структур и прежде всего Президента России В.В. Путина.

В последующем, вероятно с подачи президентской администрации, было принято решение вынести этот вопрос на рассмотрение и выработку соответствующего решения на президиум Госсовета.

Были созданы с этой целью Рабочая и Редакционная группы. Первую возглавил губернатор Сахалинской области О.Н. Кожемяко, вторую -- И.В. Шестаков, он же и заместитель председателя Рабочей группы. Со стороны администрации президента курировал и активно влиял на выработку решений помощник Президента РФ И.Е. Левитин.

Вмести с тем до самого дня проведения президиума Госсовета, которое состоялось 19 октября 2015 года и до подписания В.В. Путиным 9 ноября 2015 года соответствующего поручения по реализации выработанных решений, о них не было известно широкой рыбацкой общественности. Подробный анализ поручений и само поручение были в свое время опубликованы мною на сайте Фишкамчатка.

Накануне до президиума Госсовета заместитель Министра сельского хозяйства - руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков впервые был официально принят Президентом России В.В. Путиным. В ходе ее Шестаков кратко доложил о положение дел в отрасли и уверенно ответил на ряд вопросов президента, чем и подтвердил «на камеру», что успешно вошел в «рыбу» и даже свободно владеет профессиональной терминологией. Это все «на камеру» и было широко растиражировано в средствах массовой информации.

Ни единого слова не было произнесено «на камеру» о предстоящей «модернизации» исторического принципа. Публично. Полагаю, эта часть обсуждалась все же, но уже за закрытыми дверями, без прессы.

100220242.jpg
Президент России В.В. Путин проводит 20 июля 2015 года рабочую встречу с заместителем Министра сельского хозяйства – руководителем Федерального агентства по рыболовству И.В. Шестаковым

В перечне поручений Президента России В.В. Путину по итогам президиума Госсовета от 15 ноября 2015 года, все же состоялось, под давление рыбацкой общественности и поддержке губернаторов приморских регион, пролонгация исторического принципа наделение пользователей долями-квотами на 15-летний период, что положительно было воспринято рыбопромышленниками и союзами и ассоциациями рыбаков.

Но, наряду с этим, присутствовала и солидная «ложка дегтя», облаченная в следующую формулировку: «…выделение до 20 процентов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели (закупка новых судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях, и строительство объектов переработки водных биологических ресурсов». Одновременно с этим предусматривалась и возможность выставление на аукционные торги долей-квот, прежде всего крабов – самого ликвидного ресурса.

Именно это и составляло основу «модернизации исторического принципа», выдвинутого Шестаковым и при активной поддержке помощника президента И.Е. Левитина. За спиной их, полагаю, стояли лоббисты крупных рыбопромышленных компаний, среди которых близкая к властным структурам ООО «Русское море - Добыча». Основана она была в 2011 году, такими знаковыми «рыбными предпринимателями», как Геннадием Тимченко, Глебом Франком и Максимом Воробьёвым. В последующем с 2014 года она была переименована в ООО «Русская рыбопромышленная компания (РРПК)», функционирующая по сей день, полагаю, и за счет «инвестиционных квот» и «крабовых аукционов». Правда первоначальные ее отцы-основатели ушли из нее с тем, чтобы публично не быть связанными с ее деятельность, касающейся лоббированию инвестквот и прочие.

В последующие почти два года осуществлялась под руководство Шестакова разработка и согласование поправок в законодательную базу, формирование подзаконных актов с тем, чтобы «инвестиционная система», получившая наименование у рыбопромышленников и в обиходе «инвестквоты» вступила в силу сразу после 2017 года.

Одновременно такой подход продолжал вызывать активные протесты с стороны ряда союзов, ассоциаций и специалистов отрасли вплоть до открытых обращений к Президенту России В.В. Путину. Однако это не было принято во внимание. Более того они направлялись администрацией президента для ответа заявителям в Минсельхоз и Росрыболовство тем, кто и является инициаторами реформирования отрасли и кого призывают к ответу.

В этих условия рыбацкая общественность во главе с ее федеральной ассоциацией ВАРПЭ проводит IV Съезд работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Обращаю внимание, что Съезд не «работников рыбного хозяйства», как это было на предыдущих I, II и III Съездах, а «работников рыбохозяйственного комплекса». Последний термин взят, простите меня, с потолка и он постоянно навязывался Шестаковым в госорганах. Видимо организаторы IV Съезда и в этом решили пристроиться в кильватер идей Шестакова.

Между тем в своем Решение они отстаивали «исторический принцип» и те положительные тенденции, которые в отрасли имелись. Более того IV Съезд настаивал на оценке эффективности «инвестиционных квот», участие своих представителей в разработке законов и подзаконных актов, касающихся рыбной отрасли. Эти и другие решения Съезда властями были проигнорированы.

В результате были все же сформированы, приняты Государственной Думой Федерального собрания при поддержке только одной фракции «Единая Россия», соответствующие поправки в ФЗ «О рыболовстве и сохранение водных биологических ресурсов», которые утвердил Президент РФ В.В. Путин. На их основе Правительство России утвердило пакет нормативных подзаконных актов, разработанных Минсельхозом и Росрыболовством. С завершением этих процедур Росрыболовство приступило к практической реализации инвестиционного проекта, получившего, напомню, в обиходе наименования «инвестквот». Одновременно с этим было выставлено 50% долей-квот краба на аукционы.

В целом из общего объема ОДУ на «инвестквоты» было направлено 20% возможного вылова рыбы за год, что составило в целом по двум бассейна –Дальневосточному и Северному около 725 тыс. тонн и более 45 тыс. тонн краба. Все эти объемы могли бы, при сохранении «исторического принципа», как он действовал до его «модернизации», подлежать распределено по долям между рыбодобывающими компаниями.

Между тем эти объемы приобрели те компании, в основном крупные и те, кто располагал финансовыми ресурсами, включая заемные, с тем чтобы строить суда на российских верфях и рыбфабрики на российской территории. Такого механизма нет, и не было, ни в одной стране мира с рыночной экономикой и развитым морским рыболовством.

Рыбная отрасль России стала, по существу, донором отечественных судостроительных верфей при этом рыбопромышленники все больше и больше влезают в долги.

Не доведя до завершения начатую компанию «инвестквот» и не определив на практике ее экономико-социальную эффективность, Шестаков приступил к новому, 2 этапу передела квот. Но она будет касаться пока только рыбных ресурсов Дальневосточного бассейна. В последующем с увеличением запасов трески и пикши в Баренцевом море нагрянет, уверен, 2 этап «инвестквот» и для Северного бассейна.

Вместе с тем, из самого поручения президента России от 15 января 2015 года не вытекает, периодичность проведения «инвестквот». Тогда подразумевалось, что это разовая акция. Но чиновники считают, что это якобы требуется для дополнительного строительства рыбодобывающего флота для дальневосточного бассейна и проводить мы ее в праве.

Ведя практическую работу по внедрению «инвестквот» и «аукционов по крабу» И.В. Шестаков неожиданно Распоряжением Правительства РФ от 30 января 2021 года № 207-р за подписью М.В. Мишустина понижается в статусе. В распоряжении лаконично констатировано, без пояснений:

«Назначить Шестакова Илью Васильевича руководителем Федерального агентства по рыболовству, освободив его от занимаемой должности».

Из этой формулировки вытекает, что Шестаков лишился должности заместителя Министра сельского хозяйства (и кабинета в министерстве) и остался только руководителем Росрыболовства (с кабинетом).

Причины, такого понижения государственного чиновника, затеявшего преобразование рыбной отрасли посредством «инвестквот», «аукционов по крабу», реорганизацию, точнее ликвидацию, науки в отрасли и многое другое, пока не совсем ясны. Вероятно, активность Шестакова и наметившаяся полная провальность его реформ, вынуждает кое-кого принять решение - вывести его из обоймы Минсельхоза. Одно несомненно, что лишение должности заместителя Министра сельского хозяйства резко снижает административный ресурс Шестакова, особенно по таким направлениям, как законодательные инициативы, международная деятельность, выход на верха и многое другое.

А как отражаются проводимые Шестаковым реформы в отрасли на потребление рыбы и рыбопродукции населением страны?

Этим озабочен и Президент России В.В. Путин. Так он 16 августа 2023 года, проводя заседание с членами Правительства РФ и приглашенных на него руководителей отдельных ведомств, неожиданно поставил беспокоивший его вопрос: «…вот потребление рыбы 22 кг (имеется в виду на чел/год; пояснение автора) составило в 2022 году, а по рекомендации Минздрава должно быть 28 кг. Илья Васильевич (имеется в виду руководитель Росрыболовства Шестаков И.В.; пояснение автора), что нам мешает добиться нужных результатов?»

К сожалению, президент привел некорректные цифры. Потребление в 22 кг — это данные Росстата в сырце, а рекомендация Минздрав в 28 кг это в готовой рыбопродукции. Фактически же она, в готовой продукции, составляет не более 13-14 кг и продолжает снижаться. Об это свидетельствую и данные Росстата по потреблению рыбы населением рыбы даже в сырце. Из графика, приведенного ниже видно, что эта тенденция особенно проявилась за период внедрения «инвестквот» и «аукционов по крабу».

Ответа от руководителя Росрыболовства на вопрос В. Путина тогда, да и сейчас, так и не последовало. И понятно причины. Суть их проста цены на рыбу и рыбную продукцию растут, спрос на нее по этой причине падает, растет экспорт рыбы, рыбопродукции и т. д., что и влияет на потребление ее населением страны. Об этом руководитель Росрыболовства доложить президенту не осмелился. А если бы и осмелился, то неминуемо был бы отправлен в отставку.

100220243.jpg
Потребление водных биоресурсов населением России в сырце по данным Росстата

Остался без ответа и вопрос президента «…что нам мешает добиться нужных результатов?». Поскольку для этого надо было признать ошибочность проводимого Минсельхозом и Росрыболовством реформирования отрасли в основе которого «инвестквоты» и «аукционы по крабу» при отсутствие главной стратегической целевой установки – увеличение потребления рыбы и рыбопродукции населением страны.

Вероятно, интуитивно, В. Путин увидел, что чиновники что-то недоговаривают, скрывают от него, дает им поручение разработать «…план мероприятий (дорожную карту) по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года, а также обеспечить его реализацию. Президент требует доложить об исполнении его поручения до 1 февраля 2024 года. Пока ничего не известно, по крайне мере рыбацкой общественности об этой загадочной «дорожной карте».

Не лучшее положение и в экономико-финансовой деятельности рыбохозяйственного сектора за период его реформирования. Так кредиторская задолженность возросла почти в трое и достигла 920 млрд рублей, что тоже «РЕКОРД» в современной России. Прибыль уменьшилась, но возросла задолженность по займам и кредитам. Отрасль движется к банкротству.

А как сам И.В. Шестаков оценивает свои достижения, находясь более 10 лет в должности руководителя Росрыболовства?

В одном из недавних интервью рыбацкому сайту он подчеркнул, что рыбная отрасль «…изменилась…самое важное, — это инвестиции, которые сейчас идут в отрасль: по программе инвестиционных квот и крабовых аукционов…произошла значительная трансформация рыбохозяйственного комплекса, за которую всем нам не стыдно. Позитивное развитие». Вот такая самооценка не только себя, но и «...всем нам не стыдно…». Последнее, Илья Васильевич, без меня. И не только по отношению к «стыду», как к нравственной категории, но прежде всего с моей профессиональной позиции и отрицательной оценкой, затеянной Вами «трансформации» рыбной отрасли.

Что же ждет, с учетом вышеизложенного анализа, в ближайшей перспективе рыбную отрасль и ее тружеников?

До завершения выборов президента, а они состоятся в середине марта этого года, ничего не изменится.

После вступления в должность вновь избранного президента и формированием нового Правительств РФ, его структуры, утверждения министров, руководителей ведомств возможны, но не факт, изменения, которые могут затронуть и рыбное хозяйство страны.

Для того, чтобы это произошло, следует уже сейчас посылать властным структурам и кандидатам в президенты соответствующие сигналы от союзов, ассоциаций, объединений рыбопромышленников, специалистов, ученых и других структур, связанных с деятельностью в рыбном хозяйстве, если они считают необходимыми такие перемены.

Перспективным представляется проведение с этой целью VВсероссийского съезда работников рыбного хозяйства или соответствующей Конференции или Круглого стола.

Интересам инициаторов и участников «трансформации рыбохозяйственного комплекса» отвечает сохранение действующей системы, которая позволяет им осуществлять каждый раз по их указания предел водных биоресурсов с использованием механизма «инвестквот» и «аукционов по крабу».

09.02.2024 года
В.Зиланов



Читайте также...

Благотворительные проекты

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Календарь публикаций

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
 <  Сентябрь   <  2024 г.