Двойные стандарты или Это другое?
Денонсируется не действующее рыболовное соглашение с Великобританией 1956 года и сохраняется аналогичное действующее соглашение с Японией 1998 года: что это как не двойной стандарт? Как сенсацию преподнесено в СМИ решение Правительства Российской Федерации от 17 января 2024 года о денонсации Соглашения между Правительством СССР и Правительством Великобритании и Северной Ирландии о рыболовстве от 25 мая 1956 года (далее по тексту Соглашение 1956 года; пояснение автора). По этому Соглашению 1956 года рыболовным судам Великобритании и Северной Ирландии предоставлялись права на ведение рыболовства и отстоя судов в обусловленных советской стороной определенных морских районах Баренцева моря, прилегающих к советскому побережью включая и территориальные воды. Соглашение в соответствии его Статьей 3 подлежало ратификации, поскольку затрагивало наши территориальные воды, следовательно и безопасность СССР. Сделано, однако, этого не было. Да и само Соглашение 1956 года не имело в то время, какого-либо существенного практического рыболовного значения для обеих сторон. Оно больше отвечало духу союзничества в прошлой Второй мировой войне, хотя уже и шла холодная война. Напомню, что это был период, когда еще и не существовали 200 мильные рыболовные или экономические зоны. С введение в 1977 году СССР 200- мильной, в начале рыболовной, а затем и исключительной экономической зоны в Баренцевом море, все действующие на тот период межправительственные договоренности в области рыболовства подлежали пересмотру или их полному прекращению. Последнее относилось и к Соглашения 1956 года. Оно автоматически прекратило свое действие с 1978 года при молчаливом согласии сторон. Что это действительно произошло в то время, свидетельствует и отсутствие его упоминание во всех нормативных документа Минрыбхоза СССР после 1977 года, а в последующем и в Сборниках по межправительственным соглашениям в области рыболовств, изданным Росрыболовством в современной России. Так что же денонсирует российская сторона? Не действующее Соглашение 1956 года или расстается с прошлым, существующим только на бумажном носителе, документе времен советской эпохи? И почему близкое, по содержанию и действительно не отвечающее российским национальным интересам, включая и рыболовные, продолжает действовать другое соглашение. Имеется ввиду Соглашение между Правительством Россией и Правительством Японией о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов от 21 февраля 1998 года (далее по тексту Соглашение 1998 года; пояснение автора). По этому соглашению японскими рыболовными судами предоставляется в одностороннем порядке право вести промысел морских живых ресурсов в российских территориальных водах у островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Малой Курильской гряды (Хабомаи японское наименование; пояснение автора) – островов, на которые Япония заявила еще и свои «территориальные притязания». О несостоятельности таких территориальных претензий к нашей стране было убедительно сказано на Круглом столе, проведенном РУССО 3 сентября 2021 года. Необходимо так же подчеркнуть, что по Соглашению 1998 года российским рыболовным судам не представлены взаимные права вести промысел морских живых ресурсов в территориальных водах островов Японии. Соглашение 1998 года по российскому регламенту должно было пройти ратификацию, поскольку касается территориальных вод и безопасности России в этом районе. Однако этого в ельцинский период сделано не было, его ввели в действие Постановлением Правительства Российской Федерации и рядом ведомственных актов, что нарушало ряд положений Конституции РФ. Соглашение 1998 года, к сожалению, продолжает действовать и по настоящее время, хотя его практическое осуществление, как заявил МИД России приостановлено со второй половины 2022 года, как ответ Японии на ее санкции по отношению к России в связи с СВО. Однако такой шаг с нашей стороны явно недостаточен и больше обнадеживает японскую сторону, что все вскоре вернется «на круги своя», и вновь японские суда станут хозяевами в российских территориальных вода Южных Курил и Малой Курильской гряды. Этого ждут и «радетели» такого японского промысла некоторые лоббисты, выступающие за сохранение Соглашения 1998 года с нашей стороны. Ими даже выдвигается обоснование, что не к лицу российской стороне выступать с инициативой прекращение действия и что, дескать, в ответ японская сторона выйдет и из других рыболовных отношений. Да и за японский промысел мы получаем оплату и некоторое оборудование. Вновь «халява» привлекает кое- кого и за нее готовы и собственными национальными интересами пренебречь. Пора российским властям расстаться, как это предлагали не раз депутаты Сахалинской областной думы, депутаты от фракции КПРФ Государственной думы Федерального собрания России с ущербным для нас Соглашением 1998 годом. Раз и на всегда надо запретить промысел судов любого государства в российских территориальных вода, включая и у островов Южных Курил, Малой Курильской гряды. Сырьевые водные биологические ресурсы этих районов должны использоваться только рыбаками России. Свое отношение к этому выразили и участники Конференции «Мы и Япония: к нормализации отношений на основе исторической правды и национальных интересов России», состоявшейся в Москве в Доме Союзов 27 июня 2022 года при участии сенаторов, депутатов Федерального собрания, органов власти всех уровней и широкой общественности. В ее Резолюции в пункте IIIпрямо рекомендуется федеральным органам власти: «Денонсировать «Соглашение между Россией и Японией о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов» от 21 февраля 1998 года как не отвечающее национальным интересам России». Именно такое решение Правительства Российской Федерации не только будет отвечать, как эффективное действие на санкции Японии по отношению к России, но восстановит справедливость в отношениях в области рыболовства с этой страной, что будет, несомненно, встречено положительно рыбацкой общественность Дальнего Востока, да и населением всей страны.
18.01.2024 г. |