ЕЭК о безопасности!
Бог любит троицу На страницах этого сайта уже трижды выстреливала тема по перерегистрации маломерного флота с Госреестра в ГИМС МЧС РФ, которая активно обсуждалась в СМИ и в аналитических материалах отраслевых сайтов. Не осталась в стороне и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), на сайте которой размещена информация о принятии 20 октября 2023 года Советом ЕЭК Решения № 119 О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТРТС 026/2012). И это Решение о безопасности маломерных судов не может не перекликаться с законопроектом о безопасности людей на водных объектах, поскольку и там, и там безопасность судна и людей на нем обеспечиваются, как соответствием маломерки требованиям по безопасности, так и профессиональной подготовкой экипажа, способного обеспечить безопасность людей на водных объектах. Внесенными изменениями в технический регламент ТРТС 026/2012 уточнена область применения техрегламента, дано приложение № 1, определяющее перечень продукции, на которую действие техрегламента не распространяется, уточнен термин «маломерное судно», даны определения терминам «аэробот», «гидроцикл». Для более точного понимания требований техрегламента определено, что к средствам активного отдыха на воде относятся надувные плавучие средства, за исключением судов, буксируемые средства (водные лыжи, вейкборды, «бананы», круги и т. п.), парусно-парашютные средства (буера, доски для кайтбординга, виндсерфинга и т.п.) и другие, включая средства для подводной охоты и дайвинга. И вот именно это понимание, что относится к средствам активного отдыха на воде, а что относится к средствам активной работы рыбака на промысле с использованием далеко не туристического вида маломерного судна, и пытаются рыбаки донести до авторов законопроекта о безопасности людей на водных объектах! Ранее отраслевым сообществом, предложившем право выбора контрольно-надзорного органа, уже отмечалось, что это вполне логично с точки зрения ориентации надзорного органа - одному будут больше подходить прогулочные катера и иные спортивные плавсредства отдыхающих на пляже людей, другому - надзор за профессиональными рыбаками, использующими маломерный флот для добычи рыбы, что и будет требовать разные подходы и затраты для обеспечения, как безопасности маломерного флота, так и находящихся там людей. Министерская такса Обнадеживающий ответ был получен совсем недавно - первого декабря от Министерства Российской̆ Федерации по делам гражданской̆ обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГИМС МЧС России) на запрос депутата Госдумы по просьбе Союза рыболовецких колхозов России, касательно самой процедуры перерегистрации и предстоящих расходов, связанных с оформлением обратно в ГИМС МЧС России из Государственного судового реестра. Ранее говорилось о том, что рыбаки – колхозники уже сталкивались с переоформлением по ФЗ № 36 в 2012 году из ГИМС МЧС России в Госреестр, который напрямую касался членов Союза рыболовецких колхозов России, при затрате на эту процедуру в сумме почти 10 млн рублей только по одной группе рыболовецких колхозов. Как следует из ответа ГИМС МЧС, государственная пошлина будет взиматься только за государственную регистрацию маломерного судна в Реестре маломерных судов в размере 1600 рублей̆, а за выдачу удостоверения на право управления маломерными судами взымается 1300 рублей̆. При этом, за прохождение освидетельствования государственная пошлина не взымается, а аттестацию на право управления маломерными судами граждане вправе пройти в любом подразделении ГИМС МЧС России. Итого получается совсем ерунда - 2900 рублей за одну маломерную единицу!? PS: С учетом внесенных изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТРТС 026/2012) решением Совета ЕЭК 20 октября 2023 года пунктом 52 определено, что действие настоящего технического регламента распространяется на следующие оборудования и спасательные средства для маломерных судов: а) штурвалы, механизмы управления и тросы в сборе; б) топливные баки и шланги; в) люки и иллюминаторы заводского изготовления; г) спасательные жилеты; д) спасательные круги; е) плоты спасательные.
В новой редакции ТРТС 026/2012 маломерное судно представлено так: - маломерное судно – судно длиной не более 20 метров и допустимым количеством людей на борту не более 12 человек; - палубное маломерное судно-маломерное судно, у которого горизонтальная проекция площади, ограниченная бортовой линией, включает в себя любую комбинацию из: - водонепроницаемого сплошного покрытия; - водонепроницаемого перекрытия с надстройкой (рубкой); - водонепроницаемого рецесса (Расширение концевых участков коридора гребного вала для улучшения условий обслуживания и ремонта валопровода, конструктивное углубление в кормовой оконечности судна для фиксирования форштевня другого судна, следующего за первым вплотную и т.д.). В соответствии с пунктом 7 Приложения №1 к данному техническому регламенту, суда, построенные или оборудованные для рыболовства, включены в Перечень судов, на который не распространяется технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТРТС 026/2012). То есть, на суда (маломерные) изначально построенные или оборудованы для ведения рыболовства, не распространяется технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТРТС 026/2012). А согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Виктор Кирочкини |