Безопасность в тренде
Проект федерального закона № 326718-8 «О безопасности людей на водных объектах», как уже отмечалось на страницах этого сайта, размещенный в начале апреля этого года на портале Государственной думы, по прежнему продолжает быть предметом обсуждения отраслевого сообщества в части перерегистрации маломерного флота обратно из Госреестра в ГИМС и объеме финансовых затрат рыбаками во исполнение данной процедуры. Так, 2 ноября, на заседании правления Союза рыболовецких колхозов России, поступило от членов правления предложение о внесении в проект этого федерального закона нормы, предусматривающей возможность собственника маломерных судов, используемых в коммерческих целях, самостоятельно выбирать организацию, которая и будет проводить классификацию и освидетельствование принадлежащих ему маломерных судов. И это вполне логично с точки зрения ориентации надзорного органа - одному будет больше подходить прогулочные катера и иные спортивные плавсредства отдыхающих на пляже людей, другому больше подходит категория надзора за профессиональными рыбаками, использующими маломерный флот для добычи рыбы, что и будет требовать разные подходы и затраты для обеспечения безопасности людей на водных объектах. А еще ранее, для итоговых обсуждений от Общественной палаты РФ в Государственную Думу ко второму чтению данного законопроекта, председателем Правления Росрыбколхозсоюза Андреем Ануфриевым было подготовлено и передано в ОП РФ предложение, отражающее коллегиальное мнение всех членов Союза рыболовецких колхозов России, об исключении из законопроекта требования об обязательном переоформлении маломерных судов обратно из Госреестра в ГИМС МЧС России, используемых в сфере экономической рыбохозяйственной деятельности. Нельзя не отметить, что в практике современного законотворчества уже традиционным считается для чиновника, который, запуская в производство проект любого закона, в его основе учитывает пополнение казны, без учета последствий его воздействия на производственные процессы исполнителя требований данного законопроекта, то есть простого рыбака. Возвращаясь к проекту федерального закона № 326718-8 «О безопасности людей на водных объектах», который был принят уже в конце мая этого года в первом чтении, нужно сказать, что срок поправок к указанному проекту продлен уже до 31 января 2024 года с непонятным отрезком времени его принятия и вступления в силу. Что и послужило своего рода сигналом МЧС России для запуска 27 июля текущего года своего приказа за № 777 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, и формы судового билета». И первыми двумя пунктами приказа сразу же утверждаются правила регистрации не коммерческих маломерных судов (Приложение 1) и форма судового билета (Приложение 2), а третьим пунктом признается утратившим силу приказ МЧС России от 01 июня 2021 года № 355 « Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях». В соответствии с вышеупомянутым приказом № 777 МЧС России в новых правилах государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, однозначно прописано, что регистрация осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГИМС МЧС России), на которую возложено предоставление государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Следует отметить, что если в проекте Федерального закона № 326718-8 «О безопасности людей на водных объектах» в ст. 30 говорится в целом о маломерных судах, без разделения на коммерческую и не коммерческую сферы деятельности, то в приказе № 777 МЧС России речь идет только о маломерных судах, используемых в некоммерческих целях. Что позволяет предположить о раздельной и поэтапной перерегистрации маломерного флота коммерческой и не коммерческой направленности в рамках еще обсуждаемого проекта федерального закона № 326718-8 «О безопасности людей на водных объектах», который займется всеми маломерными судами, и приказа МЧС России № 777, действие которого уже распространяется только на маломерный флот некоммерческого назначения.
Виктор Кирочкини |