«Нева 2023» в сухом остатке
Нет…нет… совсем нет?! В СМИ большое внимание уделено прошедшей в Санкт-Петербурге с 18 по 21 сентября 17-й Международной выставке и конференция по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа «Нева2023». На отраслевых сайтах и профильных СМИ довольно подробно и тематически скрупулезно представлена информация по прохождению конференции «Нева 2023», поэтому хотелось бы кратко остановиться на некоторых выступлениях участников данной конференции. На сессии, посвященной строительству промысловых судов, обсуждалась, в том числе, масштабная программа по его состоянию в рамках первого и второго этапов инвестиционных квот, современное состояние отечественных верфей, сроки строительства судов, наличие отечественного комплектующего судового оборудования и ряд текущих проблем, связанных с судостроением. Нельзя не отметить выступление заместителя директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Ирины Ориничевой, которая озвучила неутешительные цифры по строительству судов первого этапа инвестиционных квот, из 105 которых сдано на сегодня всего 19, и в постройке находится еще 65 единиц. «К сожалению, это не та цифра, к которой мы стремились изначально к 2023 году», резюмировала представитель министерства, озвучив предложение Минпромторга строить суда только по освоенным проектам и отдавать приоритет тем проектам, где значится российское оборудование. Комментируя данное предложение, президент ВАРПЭ Герман Зверев, в качестве анализа сложившейся сегодня ситуации с судостроением, предложил обратить внимание на уже имеющийся у нас исторический негативный опыт крупносерийного строительства судов всех типов для Дальнего Востока на базе единой модели.
Заместитель гендиректора — начальник центра импортозамещения судового оборудования ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов сообщил, что совместно с Минпромторгом они готовят новую редакцию базового постановления правительства от 17 июля 2015 г. №719, требования которого будут сейчас распространяться и на суда, строящиеся под инвестквоты.
Интересное замечание было сделано исполнительным директором СЗРК Сергеем Несветовым по программе судостроения под инвестквоты, которая сегодня испытывает проблемы и разрешение их надо начинать с признания того, что строительство судов не укладывается в регламентные сроки, и это тоже надо признать государству, и взять на себя смелость Представитель компании «Океанрыбфлот» Сергей Кислов обратил внимание на отсутствие высокотехнологичного оборудования в рыбные цеха, которого сегодня просто нет, технологические решения которого необходимы для «умного» производства высококачественной рыбной продукции. Технический директор РРПК Константин Глобенко высказал свое мнение и опасения, что подписанный с верфью контракт без конкретной цены, да и еще в жестких условиях обязательств рыбака перед государством по программе инвестквот, может в финале строительства судна привести к иной цене, в корне не отвечающей первоначальной ее сумме. В целом, как показал предварительный анализ проблем с судостроением и их перечнем на данной сессии «Нева 2023», наиболее расхожим заключением, при оценке любого направления обсуждаемой темы, было определение — «нет», то есть, денег — нет, технологий — нет, оборудования — нет, и даже конкретной цены в договоре с верфью тоже —нет! А как отмечено в СМИ: «…Очень интересные мысли на этой конференции озвучил представитель ГК "Доброфлот" Андрей Белецкий. На его взгляд за обсуждением процесса строительства теряется вопрос трудовых ресурсов. Население сокращается, молодые ребята нередко предпочитают выбирать менее сложный труд, а тем временем нехватка кадров становится все острее и острее. К тому же из программы "Квоты под киль" оказался исключен малый и средний бизнес». Получается, как подчеркнул Андрей Белецкий, и самого главного звена отрасли — трудовые ресурсы тоже — нет! Так же, как отметил представитель отраслевого сообщества, кильватерной струёй затеянных регулятором отрасли переделов рыбохозяйственной отрасли, были смыты из общего плана и перспектив освоения водных биологических ресурсов субъекты малого и среднего бизнеса! И первыми удар на себя приняли рыболовецкие артели (колхозы), те самые не большие прибрежные рыболовецкие коллективы, которые обеспечивают рабочими местами население поселков и несут на себе все социальную ответственность градо- и поселкообразующих предприятий, даже зачастую не являясь ими. Всем нам не стыдно?! На фоне этих неутешительных фактов провала отрасли, представленными, как со стороны чиновников, так и рыбаков, очень вызывающе и безапелляционно, а скорее всего нагло, смотрится заключение регулятора отрасли о современном её состоянии за период проведения первого Восточного экономического форума (ВЭФ) до настоящего момента. «За те годы, что проводится Восточный экономический форум, произошла значительная трансформация рыбохозяйственного комплекса, за которую всем нам не стыдно. Позитивное развитие». А если вспомнить, что первый ВЭФ состоялся 3 сентября 2015 года, на котором руководство Росрыболовства уже заявляло о необходимости повышения отдачи от рыбного хозяйства, а руководителем Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков назначен 17 января 2014 года, то все эти «заслуги» за значительную трансформацию рыбохозяйственного комплекса, за которую всем нам «не стыдно» и за её позитивное развитие, а также за все выше перечисленные «НЕТ!», лежат исключительно на совести молодого реформатора! И очень хочется надеяться, что в рамках заявленного позитивного развития отрасли и ее значительной трансформации, все вскрытые на конференции «Нева-2023» проблемы по состоянию отечественных верфей и современных условий судостроения, в рамках контрактных обязательств рыбака и верфи, незамедлительно будут приняты к сведению обеими сторонами для реализации намеченных целей, при условии необходимой и экстренной поддержки со стороны государства, как и было обозначено представителями бизнеса на данной сессии, чтобы всем нам было не стыдно. PS: Закреплённая в СМИ фраза регулятора отрасли Ильи Шестакова: «произошла значительная трансформация рыбохозяйственного комплекса», соответствует не только реальным фактам деформации этого самого рыбохозяйственного комплекса, но и истинному смыслу этого действия: «Трансформация — это процесс превращения, вызванный извне и приводящий к изменению всех основных качественных характеристик и внутренней структуры объекта, происходящий для достижения определенных целей». Что мы и имеем в сухом остатке:
Остается искренне поаплодировать регулятору за честное признание смысла всех этих реформ и их конечного назначения, которые совершенно не связаны с позитивным развитием ключевого звена Доктрины продовольственной безопасности страны, коим является рыбохозяйственная отрасль, а несущие в себе примитивные намерения по отъему стратегического и жизнеобеспечивающего ресурса у простого рыбака с передачей его в определенные руки.
Виктор Кирочкини |